Построение индикаторной диаграммы
Индикаторную диаграмму строят для номинального режима работы двигателя в координатных осях: ось абсцисс – надпоршневой объем «V», ось ординат – термодинамическое давление «р» (МПа). В качестве шкалы значений откладываемой величины следует использовать координатные оси. Масштаб рекомендуется выбирать с таким расчетом, чтобы получить высоту диаграммы равной 1,2 – 1,7 ее основания. Координатные оси как шкалы значений объема и давления должны быть разделены на графические интервалы координатной сеткой или делительными штрихами. Началом отсчета обоих шкал является 0. Частоту нанесения интервалов координатной сетки или штрихов выбирают с учетом удобства пользования диаграммой и удобства отсчета физических величин («V» и «р») с интерполяцией. Масштаб давлений рекомендуется выбирать из следующего ряда МР = 0,02; 0,025; 0,04; 0,05 МПа в мм. Масштаб объема следует выбирать с таким расчетом, чтобы получить высоту диаграммы равной 1,2 – 1,7 ее основания. Рабочий объем цилиндра Vh известен из расчета по формуле (3.66). За единицу измерения объемов удобнее принять см3. Объем камеры сгорания Vc и полный объем цилиндра Va определяются Vc=Vh/(e – 1) (3.74)
Vа=Vh + Vc (3.75)
Для дизельного двигателя дополнительно находят надпоршневой объем в конце расчетного процесса сгорания Vz, см3
Vz= Vc·ρ (3.76)
В выбранных масштабах на диаграмме откладывают величины давлений в характерных (расчетных) точках цикла. При объеме Vc (верхняя мертвая точка – ВМТ): давление выпуска рr (точка r), расчетное давление сжатия рс (точка с), расчетное давление конца сгорания рz – для ДсИЗ (точка z), давление сгорания рz′– для дизеля (точка z′). При полном объеме Vа (нижняя мертвая точка – НМТ): давление впуска ра (точка а), расчетное давление в конце расширения рb (точка b).
Для дизеля дополнительно находится точка z (конец сгорания) при объеме Vz и давлении рz= рz′. Построение политропных процессов сжатия и расширения следует выполнять аналитическим методом. Для ДсИЗ вычисляются соответствующие давления (сжатия или расширения) 6 – 8 точек для промежуточных объемов, расположенных между Vc=Vz и Vа= Vв. Расчет выполняется исходя из уравнения политропного процесса р·Vn=const. Для политропы сжатия п ромежуточные (текущие) давления определяют
Рх = pa (Vа / Vх) , (3.77)
Для политропы расширения давления определяют
Рх = pв (Vв / Vх) , (3.78)
где Vx – текущий объем, принимают в пределах от Vх=Vс до Vx=Va. Желательно принимать круглые числа, кратные 10, для более удобного дальнейшего построения диаграммы по расчетным точкам. Вблизи ВМТ точки диаграммы определяют чаще, чтобы выполнить с более высокой точностью последующие динамические построения и расчеты. Для дизеля расчет давлений в текущих точках политропы сжатия выполняется так же, как и для ДсИЗ по (3.77), принимая текущее давление Vс ≤Vх ≤Vа. Расчет давлений в текущих точках политропы расширения для дизеля выполняется по формуле (3.78), но текущим объемом задаются в пределах Vz′ ≤Vх ≤Vа. Расчеты следует выполнять в табличной форме и по физическим значениям давлений и объемов в выбранном масштабе по координатным осям находят соответствующие точки и тонкими линиями проводят кривые политропных процессов. Следующим шагом приближения от расчетного цикла к действительному циклу двигателя является скругление индикаторной диаграммы. В действительном цикле процесс сгорания начинается до прихода поршня в ВМТ. Поэтому при объеме Vc действительное давление будет выше расчетного на величину повышения давления от сгорания. Начало такого повышения давления в реальном процессе сжатия определяется началом основной фазы сгорания. За начало основной фазы (точка с¢) можно принять угол в градусах поворота коленчатого вала (°ПКВ): для ДсИЗ – φс¢ =20 – 30 °ПКВ до ВМТ; для дизеля – φс¢ =10 – 15 °ПКВ до ВМТ. Объем в точке с¢ определяется из кинематического выражения для кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
Vс¢ = Vc + Vh·[(1 – cosjс¢) + λ·(1 – cos2jс¢)/4]/2 (3.79)
где λ=R/Lш, R – радиус кривошипа, Lш – длина шатуна. В автотракторных ПДВС используются механизмы с λ=0,24 – 0,31. При наличии данных значение λ можно принять по двигателю-прототипу. Принятое здесь значение λ следует использовать в последующих кинематических и динамических расчетах КШМ двигателя. К моменту прихода поршня в ВМТ действительное давление примерно на 20% больше расчетного, т.е. рс״≈1,2·рс (точка с ״). На диаграмме точки с¢ и с ״ соединяют утолщенной кривой линией. В процессе сгорания изменяется надпоршневой объем, что не учитывалось в расчетном цикле. В ДсИЗ это приводит к расхождению расчетного рz и действительного рzд давлений примерно на 15% (см. (3.43) – процесс сгорания). Значение рzд откладывают на политропе расширения и полученную точку zд соединяют утолщенной кривой с точкой с ״. В дизеле расчетное давление совпадает с действительным давлением (в пределах точности измерений), т.е. рzд=рz. В этом случае находят среднюю точку изобарного процесса сгорания z¢-z и плавной утолщенной кривой соединяют эту точку с точкой с ״ и с политропой расширения. В действительном цикле происходит открытие выпускного клапана до прихода поршня в НМТ (точка в¢), что снижает давление в конце расширения (точка в¢¢). Положение точки в¢¢ находится примерно посредине между точками в (расчетная точка конца расширения) и а (расчетная точка конца впуска). Положение точки в¢ на политропе расширения определяется по объему Vв¢= Vc + Vh·[(1 – cosjв¢) + λ·(1 – cos2jв¢)/4]/2 (3.80)
Угол начала открытия выпускного клапана в °ПКВ от ВМТ
jв¢=180-φвып, (3.81) где φвып – угол открытия выпускного клапана в °ПКВ до НМТ, общепринятый при оценке фаз газораспределения. Найденные таким образом дополнительные точки действительной (скругленной) индикаторной диаграммы соединяют утолщенными плавными кривыми линиями. Примеры построения индикаторной диаграммы приведены в приложении 2.
Тепловой баланс двигателя Тепловой баланс двигателя (внешний) представляет распределение тепловой энергии, введенной в ДВС с топливом, за определенный отрезок времени (рассмотрим ниже в кДж за 1 с) и имеет вид
Qо = Qе+Qг+Qохл+Qнс+Qост, (3.82)
где Qо – общая теплоты, введенная в двигатель с топливом, равная в кДж/с Qо = Нu·Gт/3600, (3.83)
где низшая теплота сгорания топлива Hu подставляется в кДж/кг; Qе – теплота, превращенная в эффективную работу, равная в кДж/с
Qе=Ne; (3.84)
Qг – теплота, потерянная с отработавшими газами, равная в кДж/с
, (3.85)
где изобарные мольные теплоемкости определяются по уравнению Майера , (3.86) а ,
где изохорная средняя мольная теплоемкость отработавших газов в интервале температур от 0 до tr °C – определяется методом интерполяции по таблицам приложения 3 по заданному a и температуре tr=Tr - 273, а изохорная средняя мольная теплоемкость воздуха в интервале температур от 0 до tr °C – определяется методом интерполяции по таблицам приложения «В» по температуре t0 = T0–273. При расчете двигателя с наддувом теплоемкость воздуха принимается при температуре после компрессора tк=Tк-273.
Qохл– теплота, потерянная в среду охлаждения ДВС, можно принять по опытным данным в % от Qо – 20 – 35%. Qнс–теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива, равная в кДж/с
Qнс =ΔHu·Gт/3600 (3.87)
Qост– неучтенные (прочие) потери теплоты, определяемые как разность Qост = Qо – (Qе + Qг + Qохл+ Qнс). (3.88)
Тепловой баланс в относительных единицах (в процентах)
100%=qе+qг+qохл+qнс+qост, (3.89)
Составляющие теплового баланса в процентном соотношении определяются: qе=100·Qе/Qо; qг=100·Qг/Qо; qохл=100·Qохл/Qо; qнс=100·Qе/Qо; qост= 100·Qост/Qо. Составляющие теплового баланса рекомендуется свести в таблицу. На этом тепловой расчет заканчивается.
Список литературы
1. Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: учебник для вузов / В.Н. Луканин, К.А. Морозов, А.С. Хачиян и др.; под ред. В.Н. Луканина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2005. 479 с.: с ил. 2. Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: учебник для вузов / В.Н. Луканин, И.В. Алексеев, М.Г. Шатров и др.; под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2005. 400 с. 3. Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 3. Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС: учебник для вузов / В.Н. Луканин, М.Г. Шатров, Т.Ю. Кричевская и др.; под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2005. 414 с. 4. Колчин А. И., Демидов В. П. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей /Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб и доп. –М.: Высшая школа, 2003. – 496 с. 5. Автомобильные двигатели / под ред. М.С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. 592 с. 6. Двигатели внутреннего сгорания / под. ред. В.Н. Луканина. М.: Высш. шк., 1985. 312 с. Приложение 1
Приведенные примеры расчета процессов сгорания ДсИЗ и дизеля не являются образцами для оформления курсового проекта. В курсовом проекте следует написать расчетную формулу, пояснить составляющие ее члены. В случае выбора отдельных величин по опытным данным, указать их диапазон изменения и принять желаемое значение. В приведенных примерах это не делается, так как все изложено в методике теплового расчета. Основная задача примеров: показать, как решается уравнение сгорания, т.к. это решение вызывает более всего вопросов и чаще всего в нем делаются ошибки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|