Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение индикаторной диаграммы




 

Индикаторную диаграмму строят для номинального режима работы двигателя в координатных осях: ось абсцисс – надпоршневой объем «V», ось ординат – термодинамическое давление «р» (МПа). В качестве шкалы значений откладываемой величины следует использовать координатные оси. Масштаб рекомендуется выбирать с таким рас­четом, чтобы получить высоту диаграммы равной 1,2 – 1,7 ее основания. Координатные оси как шкалы значений объема и давления должны быть разделены на графические интервалы координатной сеткой или делительными штрихами. Началом отсчета обоих шкал является 0. Частоту нанесения интервалов координатной сетки или штрихов выбирают с учетом удобства пользования диаграммой и удобства отсчета физических величин («V» и «р») с интерполяцией.

Масштаб давлений рекомендуется выбирать из следующего ряда

МР = 0,02; 0,025; 0,04; 0,05 МПа в мм.

Масштаб объема следует выбирать с таким расчетом, чтобы получить высоту диаграммы равной 1,2 – 1,7 ее основания.

Рабочий объем цилиндра Vh известен из расчета по формуле (3.66). За единицу измерения объемов удобнее принять см3. Объем камеры сгорания Vc и полный объем цилиндра Va определяются

Vc=Vh/(e – 1) (3.74)

 

Vа=Vh + Vc (3.75)

 

Для дизельного двигателя дополнительно находят надпоршневой объем в конце расчетного процесса сгорания Vz, см3

 

Vz= Vc·ρ (3.76)

 

В выбранных масштабах на диаграмме откладывают величины давлений в характерных (расчетных) точках цикла.

При объеме Vc (верхняя мертвая точка – ВМТ): давление выпуска рr (точка r), расчетное давление сжатия рс (точка с), расчетное давление конца сгорания рz для ДсИЗ (точка z), давление сгорания рz– для дизеля (точка z′).

При полном объеме Vа (нижняя мертвая точка – НМТ): давление впуска ра (точка а), расчетное давление в конце расширения рb (точка b).

Для дизеля дополнительно находится точка z (конец сгорания) при объеме Vz и давлении рz= рz.

Построение политропных процессов сжатия и расширения следует выполнять аналитическим методом.

Для ДсИЗ вычисляются соответствующие давления (сжатия или расширения) 6 – 8 точек для промежуточных объемов, расположенных между Vc=Vz и Vа= Vв.

Расчет выполняется исходя из уравнения политропного процесса р·Vn=const.

Для политропы сжатия п ромежуточные (текущие) давления определяют

 

Рх = pa (Vа / Vх) , (3.77)

 

Для политропы расширения давления определяют

 

Рх = pв (Vв / Vх) , (3.78)

 

где Vx – текущий объем, принимают в пределах от Vх=Vс до Vx=Va. Желательно принимать круглые числа, кратные 10, для более удобного дальнейшего построения диаграммы по расчетным точкам. Вблизи ВМТ точки диаграммы определяют чаще, чтобы выполнить с более высокой точностью последующие динамические построения и расчеты.

Для дизеля расчет давлений в текущих точках политропы сжатия выполняется так же, как и для ДсИЗ по (3.77), принимая текущее давление Vс ≤Vх ≤Vа.

Расчет давлений в текущих точках политропы расширения для дизеля выполняется по формуле (3.78), но текущим объемом задаются в пределах Vz ≤Vх ≤Vа.

Расчеты следует выполнять в табличной форме и по физическим значениям давлений и объемов в выбранном масштабе по координатным осям находят соответствующие точки и тонкими линиями проводят кривые политропных процессов.

Следующим шагом приближения от расчетного цикла к действительному циклу двигателя является скругление индикаторной диаграммы.

В действительном цикле процесс сгорания начинается до прихода поршня в ВМТ. Поэтому при объеме Vc действительное давление будет выше расчетного на величину повышения давления от сгорания. Начало такого повышения давления в реальном процессе сжатия определяется началом основной фазы сгорания. За начало основной фазы (точка с¢) можно принять угол в градусах поворота коленчатого вала (°ПКВ): для ДсИЗ – φс¢ =20 – 30 °ПКВ до ВМТ; для дизеля – φс¢ =10 – 15 °ПКВ до ВМТ. Объем в точке с¢ определяется из кинематического выражения для кривошипно-шатунного механизма (КШМ)

 

Vс¢ = Vc + Vh·[(1 – cosjс¢) + λ·(1 – cos2jс¢)/4]/2 (3.79)

 

где λ=R/Lш, R – радиус кривошипа, Lш – длина шатуна. В автотракторных ПДВС используются механизмы с λ=0,24 – 0,31. При наличии данных значение λ можно принять по двигателю-прототипу.

Принятое здесь значение λ следует использовать в последующих кинематических и динамических расчетах КШМ двигателя.

К моменту прихода поршня в ВМТ действительное давление примерно на 20% больше расчетного, т.е. рс״≈1,2·рс (точка с ״).

На диаграмме точки с¢ и с ״ соединяют утолщенной кривой линией.

В процессе сгорания изменяется надпоршневой объем, что не учитывалось в расчетном цикле. В ДсИЗ это приводит к расхождению расчетного рz и действительного рzд давлений примерно на 15% (см. (3.43) – процесс сгорания). Значение рzд откладывают на политропе расширения и полученную точку zд соединяют утолщенной кривой с точкой с ״.

В дизеле расчетное давление совпадает с действительным давлением (в пределах точности измерений), т.е. рzдz. В этом случае находят среднюю точку изобарного процесса сгорания z¢-z и плавной утолщенной кривой соединяют эту точку с точкой с ״ и с политропой расширения.

В действительном цикле происходит открытие выпускного клапана до прихода поршня в НМТ (точка в¢), что снижает давление в конце расширения (точка в¢¢). Положение точки в¢¢ находится примерно посредине между точками в (расчетная точка конца расширения) и а (расчетная точка конца впуска).

Положение точки в¢ на политропе расширения определяется по объему

Vв¢= Vc + Vh·[(1 – cosjв¢) + λ·(1 – cos2jв¢)/4]/2 (3.80)

 

Угол начала открытия выпускного клапана в °ПКВ от ВМТ

 

jв¢=180-φвып, (3.81)

где φвып – угол открытия выпускного клапана в °ПКВ до НМТ, общепринятый при оценке фаз газораспределения.

Найденные таким образом дополнительные точки действительной (скругленной) индикаторной диаграммы соединяют утолщенными плавными кривыми линиями. Примеры построения индикаторной диаграммы приведены в приложении 2.

 

Тепловой баланс двигателя

Тепловой баланс двигателя (внешний) представляет распределение тепловой энергии, введенной в ДВС с топливом, за определенный отрезок времени (рассмотрим ниже в кДж за 1 с) и имеет вид

 

Qо = Qе+Qг+Qохл+Qнс+Qост, (3.82)

 

где Qо – общая теплоты, введенная в двигатель с топливом, равная в кДж/с

Qо = Нu·Gт/3600, (3.83)

 

где низшая теплота сгорания топлива Hu подставляется в кДж/кг;

Qе – теплота, превращенная в эффективную работу, равная в кДж/с

 

Qе=Ne; (3.84)

 

Qг – теплота, потерянная с отработавшими газами, равная в кДж/с

 

, (3.85)

 

где изобарные мольные теплоемкости определяются по уравнению Майера

, (3.86)

а ,

 

где изохорная средняя мольная теплоемкость отработавших газов в интервале температур от 0 до tr °C – определяется методом интерполяции по таблицам приложения 3 по заданному a и температуре tr=Tr - 273, а изохорная средняя мольная теплоемкость воздуха в интервале температур от 0 до tr °C – определяется методом интерполяции по таблицам приложения «В» по температуре t0 = T0–273. При расчете двигателя с наддувом теплоемкость воздуха принимается при температуре после компрессора tк=Tк-273.

 

Qохл– теплота, потерянная в среду охлаждения ДВС, можно принять по опытным данным в % от Qо – 20 – 35%.

Qнс–теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива, равная в кДж/с

 

Qнс =ΔHu·Gт/3600 (3.87)

 

Qост– неучтенные (прочие) потери теплоты, определяемые как разность

Qост = Qо – (Qе + Qг + Qохл+ Qнс). (3.88)

 

Тепловой баланс в относительных единицах (в процентах)

 

100%=qе+qг+qохл+qнс+qост, (3.89)

 

Составляющие теплового баланса в процентном соотношении определяются: qе=100·Qе/Qо; qг=100·Qг/Qо; qохл=100·Qохл/Qо; qнс=100·Qе/Qо; qост= 100·Qост/Qо.

Составляющие теплового баланса рекомендуется свести в таблицу. На этом тепловой расчет заканчивается.

 


Список литературы

 

1. Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: учебник для вузов / В.Н. Луканин, К.А. Морозов, А.С. Хачиян и др.; под ред. В.Н. Луканина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2005. 479 с.: с ил.

2. Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: учебник для вузов / В.Н. Луканин, И.В. Алексеев, М.Г. Шатров и др.; под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2005. 400 с.

3. Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 3. Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС: учебник для вузов / В.Н. Луканин, М.Г. Шатров, Т.Ю. Кричевская и др.; под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2005. 414 с.

4. Колчин А. И., Демидов В. П. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей /Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб и доп. –М.: Высшая школа, 2003. – 496 с.

5. Автомобильные двигатели / под ред. М.С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. 592 с.

6. Двигатели внутреннего сгорания / под. ред. В.Н. Луканина. М.: Высш. шк., 1985. 312 с.


Приложение 1

 

Приведенные примеры расчета процессов сгорания ДсИЗ и дизеля не являются образцами для оформления курсового проекта. В курсовом проекте следует написать расчетную формулу, пояснить составляющие ее члены. В случае выбора отдельных величин по опытным данным, указать их диапазон изменения и принять желаемое значение.

В приведенных примерах это не делается, так как все изложено в методике теплового расчета.

Основная задача примеров: показать, как решается уравнение сгорания, т.к. это решение вызывает более всего вопросов и чаще всего в нем делаются ошибки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...