Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рационализация товарной структуры импорта товаров в РФ




 

Импорт необходим для нормального функционирования любой экономики. Страны ввозят товары, которые ими не производятся вообще или производятся в недостаточном количестве в силу природно-географических условий либо других факторов, определяющих их производственную специализацию.

Критерием последней является эффективность.

Для того чтобы импорт действительно способствовал подъему национальной экономики, его товарная структура должна быть оптимальной. В противном случае ввоз импортных товаров не только не будет ускорять экономическое развитие страны, но, напротив, будет тормозить его. Представляется, что в условиях России под оптимальной структурой импорта следует понимать такую, где достаточно полно представлены машины, оборудование, технологии, сырье и другие товары производственного назначения, необходимые для функционирования российской экономики и ее модернизации, но не производимые в стране, а также потребительские товары, производство которых в нашей стране не выгодно.[8]

Национальные интересы РФ требуют активизации участия РФ в системе международного разделения труда, наращивания ее экспортного потенциала, особенно наукоемкой продукции и ограничения экспорта сырья, энергоносителей.

Импортная политика РФ должна быть направлена на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. Должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат.

 

Таблица 1

Товарная структура российского импорта по группам товаров за 2006-2008гг.

Товарная группа ТНВЭД Наименование 2006г. 2007г. 2008г.

Темпы роста

          2007/ 2006 2008/ 2007
1-24 Продовольствие и сельхозсырье, кроме текстильного 15,7 13,8 13,2 87,9 84,1
25-27 Минеральные продукты и электроэнергия 2,4 2,3 3,1 95,8 129,2
27 Продукты химической промышленности, каучук 15,8 13,8 13,2 87,3 83,5
28-40 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3 0,4 0,4 133,3 133,3
41-43 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2,9 2,7 2,4 93,1 82,8
44-49 Текстиль и текстильные изделия, обувь 4 4,3 4,3 107,5 107,5
50-67 Металлы, драгкамни и изделия из них 7,7 8,2 7,3 106,5 94,8
71 Машины, оборудования и транспортные средства 47,7 50,9 52,7 106,7 110,5
72-83 Другие товары 3,5 3,6 3,4 102,9 97,1
  Импорт всего 100 100 100 - -

 

Проводя анализ данных таблицы 1 можно отметить, что наибольшая динамика наблюдается в увеличении объема импорта по таким товарам как машины, оборудования и транспортные средства с 47,7 % в 2006г. до 52,7% в 2008г. от всего объема импорта. Обратно этому, импорт продовольственных товаров и сельхозсырья в период с 2006 по 2008гг. заметно снизился с 15,7% до 13,2% от общего объема импорта.

Определение приоритетных направлений в таможенно-тарифной политике в отношении основных российских товаров, как известно, в большинстве случаев обусловливается нынешним состоянием их производства.

Как показывает анализ современной структуры российского импорта на основании таблицы 1, она достаточно далека от оптимальной. Пока импорт четко ориентирован на удовлетворение текущих потребительских нужд.

Значительное место в нем занимают продовольствие и сельскохозяйственное сырье, алкогольные и другие напитки, сигареты, медикаменты, парфюмерные, косметические и моющие средства, различная бытовая техника и изделия легкой промышленности. Потребительский характер российского импорта проявляется достаточно четко. [9]

Подводя итог, можно сделать вывод, что существует несколько задач, стоящих в настоящее время перед российским импортом:

. Способствовать техническому перевооружению и структурной перестройке экономики;

. Обеспечить внутренний рынок продукцией, которая не производится в стране либо производится в недостаточном количестве.

Только вторая задача выполняется более или менее удовлетворительно, и то в основном по потребительским товарам. Первая задача выполняется гораздо хуже, это подтверждается тем, что российский импорт не стал пока, как это имеет место во многих развивающихся странах, действенным инструментом ускорения научно-технического прогресса, модернизации производственного и технологического потенциала страны. Его слабость состоит, прежде всего, в том, что инвестиционные товары, и особенно технологическое оборудование, являющиеся "переносчиками" передовых технологий, занимают в импорте далеко не главное место.

В связи с этим рационализация структуры российского импорта должна начинаться, с увеличения ввоза машин, оборудования, приборов, технологий и других инвестиционных товаров, необходимых для модернизации и структурной перестройки отечественной экономики, но не производящихся в стране. Большое значение имело бы также постепенное замещение ввоза готовых изделий импортом технологий и комплектующих для организации их производства в России.

Другое важное направление политики рационализации импорта в России должно состоять в сокращении чрезмерной зависимости от ввоза отдельных товаров. К началу 2006г. по некоторым товарам эта зависимость становится крайне высокой: по продукции легкой промышленности, бытовой технике и бытовой химии - 45-55%, медикаментам - 65%, продовольствию - 35%. Для страны, располагающей значительными производственными мощностями в легкой, химической и электротехнической промышленности, подобный высокий уровень зависимости от импорта непродовольственных потребительских товаров, как нам представляется, не может быть признан нормальным.

На современном этапе в РФ существует несколько крупных отраслей в экономике, это машиностроительная и пищевая, лесообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, требующие защиты от иностранной конкуренции, и особого внимания со стороны государства. Еще можно выделить следующие отрасли, к которым относятся: текстильное и швейное производство, производство неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство готовых металлических изделий и производство электрооборудования. А также производства, которые незначительно развиты в нашей стране и ориентированны в основном на вспомогательные функции обеспечения локального спроса. Это производства кожи, изделий из кожи, обуви; производства кокса и нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство оборудования.

Проанализируем таможенные ставки на товары, производимые крупными отраслями промышленности РФ, и оценим их значение. Средняя ставка в таможенном тарифе 2007г. на продукцию химической промышленности, составляет 14,26%, что свидетельствует о недостаточной защищенности отечественного производителя, следует применить более высокие ставки на данный вид продукции, чтобы защитить и поддержать отечественное производство.

На продукцию машиностроительного производства средняя пошлина составляет 13,48%, Правительство РФ, активно поддерживает данную отрасль, однако она нуждается в инвестициях, так как нужна модернизация оборудования и введение новейших технологий, для повышения конкурентоспособности конечного продукта производства данной отрасли.

Производства лесообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, так же требуют поддержки государства и усиления защиты, так как средние ставки составляют 15,37% и 11,14% соответственно. А отрасль нуждается в срочной модернизации, что бы выпускать конкурентоспособную продукцию высокого качества. Государство должно привлекать как можно больше инвестиции в эти отрасли, для обновления износившегося оборудования и для диверсификации производства, что усилить конкурентоспособность данных отраслей и поможет экономики России перестроиться на производство высококачественной готовой продукции, а не на сырье и полуфабрикаты.[10]

Таким образом, РФ необходимо направлять импортную политику на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. А также должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин. Однако в ряде случаев наблюдается не соответствие российского таможенного тарифа общепризнанному в мире принципу эскалации. В частности, сырье лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности облагается в России в среднем более высокими пошлинами, чем полуфабрикаты и готовые изделия этой отрасли. Готовые изделия наоборот, облагаются более низкими пошлинами, чем полуфабрикаты. Сырье для черной металлургии облагается в среднем такими же по размеру пошлинами, как и полуфабрикаты, что так же не соответствует общемировой практике.

Самый низкий уровень ввозных пошлин установлен в России на продукцию цветной металлургии - в среднем немногим более 9%, причем и в этой отрасли пошлины на полуфабрикаты выше, чем на готовые изделия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...