Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления защиты Российской экономики в современных условиях




 

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

В основе повышенного внимания к проблеме защиты российской экономики лежат объективные процессы и явления, происходящие в национальной экономике и в российском обществе, а также в глобальной экономике и в международных экономических отношениях. К наиболее важным таким процессам и явлениям представляется целесообразным отнести, в том числе:

Во-первых, экономическое реформирование 90-х годов в России своей главной целью имело передел собственности и контроля над национальными природными ресурсами и материальной базой общественного производства. В целом, вполне понятно, что для быстрого достижения этой цели в ходе приватизации единственно эффективным средством было выбрано разрушение государственной системы управления, так как именно государство являлось основным держателем собственности на условия и средства производства.

Все это привело к тому, что экономические реформы носили преимущественно разрушительный, а не созидательный характер. Россия установила своеобразный рекорд продолжительности и глубины экономического спада в мирное время. К началу нового века социально-экономические проблемы России приобрели настолько острый характер, что изменение внутренней и внешней экономической политики стало не вопросом дискуссий экономистов и политологов, а вопросом сохранения российского государства на экономической и политической карте мира.

Во-вторых, в результате смены руководства России на рубеже веков проблема защиты российской экономики из декларативной и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для проведения новых исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

В-третьих, процесс начала относительной финансово-экономической стабилизации в России, наблюдаемый в настоящее время, как представляется, отражает завершение некоторого переходного этапа дерегулирования национальной экономики. В сложившейся ситуации российские предприниматели все в большей степени сами становятся заинтересованными в закреплении своего положения в условиях регулируемого рынка, при совершенствовании законодательной базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач защиты российской экономики. [16]

Например, для защиты отечественных производителей текстильных товаров, металлических изделий необходимо увеличить ставки ввозных пошлин на данные товары, как свидетельствует статистика из-за увеличения импорта снижается производство. А также необходимо уменьшать ставки пошлин на ввоз высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности.

В январе 2009г. в связи с кризисом таможенные пошлины на ввоз автомобилей в возрасте до трех лет в Россию увеличились на срок до 1 июня текущего года с 25 до 30% от стоимости автомобиля, но не меньше 1,2 - 2,8 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя.

Для легковых машин в возрасте от 3 до 5 лет ставка возросла соответственно с 25 до 35% и 1,2 - 2,8 евро за 1 куб. см; для автомобилей старше 5 лет - от 2,5 до 5,8 евро.

В среднем ставки таможенных платежей возросли по легковым автомобилям почти в 3 раза, по грузовым - в 2 раза.

Таким образом, данное увеличение ставок было направлено на защиту отечественного производителя автомобилей, как свидетельствует статистика импорт значительно превышает производство автомобилей, что отрицательно сказывается на производстве, поэтому целесообразней увеличить ставки ввозных пошлин.

Особенностью вида внешнеторговых пошлин является то, что они могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на российскую таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина выступает в роли карательной пошлины, применяющейся в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов. Специальную пошлину, вводимую по политическим соображениям, иногда называют реторсионной. Целью применения реторсионных пошлин (как это следует из самого понятия "реторсия") выступает прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем.

Обозначая основные направления защиты российской экономики в современных условиях, необходимо отметить, что важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

·   создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

·   расширение рынков сбыта российской продукции;

·   формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.

Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно - финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях. [17]

Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями обеспечения защиты российской экономики во внутриэкономической деятельности государства являются:

·   правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

·   усиление государственного регулирования в экономике;

·   принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно - технического, технологического и производственного потенциала, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции. [18]

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Также необходимо подчеркнуть, что важнейшая задача защиты российской экономики - опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции.

Необходимо отметить, что государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах. [19]


Заключение

 

Таможенный тариф должен регулировать и поддерживать отечественного производителя, а также защищать интересы российской экономики. Благодаря таможенному тарифу РФ должна изменять структуру импорта товаров, вследствие чего должна создаваться развитую, рыночную экономику, с преобладанием производства готовой продукции и использованием современных технологий.

Важнейшая роль таможенного тарифа реализуется в обеспечении защиты российской экономики и повышении конкурентоспособности отечественных производителей, посредствам их защиты, а также рационализацией структуры импорта РФ.

Таможенный тариф должен служить средством поддержки и защиты отечественного производителя, и ни в коем случае не тормозить развитие национального производства. Поэтому при построении таможенного тарифа, следует учитывать, прежде всего, влияние таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественного производства.

В интересах защиты отечественной промышленности должны корректно использоваться принципы построения тарифов, такие как принцип эффективного тарифа и принцип эскалации ставок таможенных пошлин.

Что касается импорта, то здесь Правительству РФ необходимо направлять свою импортную политику на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. А также должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что современная экономическая ситуация в стране далека от оптимальной, так же как и основной инструмент защиты российской экономики - таможенный тариф, далек от эффективного и идеального, несмотря на его изменения, все-таки остаются недоработки в его построении.

Многие ставки в ТТ являются экономически не обоснованны и никак не помогают развитию национального производства и повышения конкурентоспособности страны. Данный факт не должен остаться без внимания Правительства РФ, нужна скорейшая модернизация и переоценка роли ТТ.

Существуют всевозможные направления усовершенствования таможенного тарифа, для более эффективной его защиты экономических интересов России и повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Большая роль таможенного тарифа отводиться в обеспечении защиты экономической безопасности и повышении конкурентоспособности отечественных производителей, посредствам адекватной их защите, а также рационализацией структуры импорта РФ. Стоит больше уделять внимания таможенному тарифу, как инструменту защиты отечественных производителей.

Таким образом, таможенный тариф должен служить средством поддержки и защиты отечественного производителя, а не тормозить и уничтожать развитие национального производства. Поэтому при построении таможенного тарифа, следует руководствоваться, прежде всего, влиянием таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественного производства.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...