Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства




 

Выбор верных направлений в таможенно-тарифной политике в отношении основных российских товаров, как известно, во многом обусловливается нынешним состоянием их импорта и производства.

 

Таблица 2

Удельный вес импорта в производстве отдельных товаров в РФ в 2006-2008гг.

Вид продукции 2006г. 2007г. 2008г.
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 37,55% 38,67% 39,73%
минеральные продукты 17,40% 16,46% 24,55%
продукция химической промышленности 63,83% 63,43% 61,46%
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 21,47% 22,15% 24,52%
текстиль, текстильные изделия и обувь 105,86% 155,51% 182,71%
металлы, драгоценные камни и изделия из них 13,21% 16,64% 17,60%
машины, оборудование и транспортные средства 87,80% 104,92% 123,35%

 

В 2006г. производство по данным видам товаров превышает их ввоз в РФ, за исключением импорта текстиля, который превышает производство на 5,86%. В 2007г. значительно увеличился импорт машин, оборудования и транспортных средств и превысил производство на 4,92%. Заметен значительный рост импорта текстильной продукции за 2006-2008гг., таким образом, сохраняется преобладание импорта над производством данного вида продукции. Данная информация свидетельствует о недостаточной защищенности данных отраслей промышленности, т.к. увеличение импорта способствовало снижению объемов производства товаров, поэтому необходимо увеличить ставки импортных пошлин на данную продукцию для сокращения ввоза.[11]

Весьма важным в этом отношении является поиск соотношений, связывающих характер динамики производства важнейших российских товаров с величиной импортного таможенного тарифа. Поэтому так необходимо проанализировать динамику ввоза и производства товаров в РФ.

 

Таблица 3

Динамика производства и импорта отдельных товаров в РФ в 2003-2008гг. (% к предыдущему году, в сопоставимых ценах)

Вид продукции

Год

  2003 2004 2005 2006 2007 2008
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 108 107,2 106,9 104,4 104,4 105,4
Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья 121,8 108,7 109,2 104,9 115,3 108,8
Текстильное и швейное производство 107,8 97,5 101,2 96 98,5 107,3
Производство кожи, изделий из кожи и обуви 113,7 111,4 111,5 99,4 97,3 116,7
Импорт текстиля, текстильных изделий и обуви 145,2 140,9 116,8 106 110,6 158,5
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 104,6 105,1 107,2 103,9 105,7 108,8
Импорт металлов и изделий из них 122,9 97,8 146,2 130,1 122,7 134,7
Производство машин и оборудования 106,4 91,2 119 121,1 99,9 103,3
Производство транспортных средств и оборудования 73,6 99 114 111,5 106 103,3
Импорт машин, оборудования и транспортных средств 107,8 132,5 128,9 146,5 140,3 141,8

В качестве исходной информации использовались данные, опубликованные в открытой печати за 2003-2008 гг., по важнейшим товарам. [12]

В 2003-2008гг. значительно увеличился ввоз на территорию РФ машин, оборудования и транспортных средств (84-90 группа ТНВЭД) (рис.1), причем производство в этой области практически не изменилось.

Рис. 1 Производство и ввоз товаров 84-90 групп ТНВЭД в РФ,%

 

Одной из основных статей ввоза машин и оборудования является ввоз товаров группы 87 ТНВЭД "Средства наземного транспорта...".Такое резкое увеличение ввоза иностранных автомобилей обусловлено увеличением покупательской способности населения, а выбор иностранных марок может плачевно сказаться на отечественном производителе.

В настоящее время основные направления политики Правительства Российской Федерации по развитию отечественного "автопрома", реализующей принцип поддержки отечественного производителя, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 903 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств". В соответствии, с которым ввоз импортных автомобилей стал экономически невыгодным для потребителей.

Наряду с мерами, применяемыми Правительством по регулированию ввоза автомобилей, в нашей стране наблюдается увеличение спроса на автомобили. Этому способствует рост покупательской способности населения, внедрение в жизнь широкомасштабного потребительского кредитования, совершенствование дилерской сети заводов-производителей, включая развитие сети станций технического обслуживания. [13]

Из вышесказанного можно сделать несколько выводов. Использование протекционистских ставок таможенных пошлин может являться эффективной мерой повышения конкурентоспособности продукции отечественного "автопрома", но все же основным фактором, увеличивающим спрос на российские автомобили должно являться их качество по сравнению с иностранной продукцией. Будущее у российского "автопрома" есть, но оно должно заключаться не только в повышении привлекательности отечественных автомобилей на внутреннем рынке за счет протекционистских таможенных пошлин, но и за счет повышения качества сборки, которое, скорее всего, может быть достигнуто только в результате внедрения иностранных технологий.

В отличие от продукции российского автопрома, продукция топливно-энергетического комплекса РФ пользуется хорошим спросом среди заграничных потребителей. Однако на развитие ТЭК тоже во многом влияет таможенная пошлина.

Развитие российской экономики в настоящее время связано, прежде всего, со стремительным ростом цен на нефть. Приток нефтедолларов привел к тому, что ввоз товаров в Россию в 2008г. увеличился почти на 30% по сравнению с 2006г. (рис. 2). Расчеты показывают, что каждый рубль дополнительного объема производства ТЭК обеспечивает рост ВВП на 1,5-1,6 руб.


Рис. 2 Динамика ввоза и производство товаров ТЭК

 

На сегодняшний день одним из важных аспектов привлечения иностранных инвесторов является грамотно построенная налоговая и таможенная политика государства, реализация принципа приоритетного развития национального производителя в таможенном тарифе.

До 2003г. государство обеспечивало минимальное вмешательство в развитие и функционирование ТЭК. Но вначале 2003г. дело "ЮКОСа" резко изменило расстановку сил в отрасли. Государство четко заявило о своей монополии на магистральные нефтепроводы, на экспорт газа (для "Газпрома"), установило более жесткий механизм изъятия экспортной прибыли, увеличило налоговые ставки на добычу нефти.На протяжении длительного периода правительство вело консультации с нефтяными компаниями по вопросу разработки методики определения ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты.

Закон "О таможенном тарифе" устанавливает дифференцированную шкалу ставок таможенной пошлины в зависимости от уровня мировых цен на нефть. При цене на нефть до 15 долл. за баррель пошлина составит 0%, при цене от 15 до 20 долл. за баррель - 35% от разницы между фактической ценой нефти и 15 долл., при цене от 20 до 25 долл. за баррель - не более 12,78 долларов плюс 45% от разницы между фактической ценой нефти и 20 долл., при цене свыше 25 долл. за баррель пошлина составит не более 29,2 долл. и 65% от разницы между фактической ценой нефти и 25 долл. А если сравнить специфические ставки на нефть сырую, то в 2003 году ставка составляла 2,5 доллара США за тонну, а в 2008 - 4 доллара США за тонну. Учитывая объемы вывозимой нефти, увеличение ставки на 1,5 доллара за тонну значительно повышает ее цену на мировом рынке.[14]

Таким образом, правительство, используя таможенный тариф, пытается выступить в роли распределителя средств, поступающих из-за рубежа, т.е. удорожание российской нефти на внешнем рынке позволит увеличить поток инвестиций, направленных в первую очередь на разработку новых нефтяных месторождений и на переработку сырой нефти в целом, а также использует для пополнения доходной части федерального бюджета, т.е. наблюдается реализация фискальной функции таможенного тарифа.

Таможенно-тарифная политика в области ТЭК способствует усилению регулирующего воздействия на определение приоритетных направлений развития комплекса, в том числе с активным использованием иностранных инвестиций.

Еще одним ярким примером реализации принципа приоритетного развития и поддержки национального производителя является повышение таможенных пошлин на экспорт леса.

 

Рис. 3 Динамика ввоза и производства продукции лесной промышленности

 

Необработанный лес на сегодняшний день в основном экспортируется, что свидетельствует о преобладании производства над импортом, как показано на рис. 3. На территории России почти не ведётся переработка леса, поэтому возникла надобность заманить крупных инвесторов в наши леса.

В феврале 2007 года правительством России утверждена программа по постепенному повышению экспортных пошлин до "заградительного" уровня. 1 июля того же года размер пошлин увеличился с 4 до 10 евро за кубометр. Это первый этап на пути увеличения ставок таможенных пошлин. Второй наступил 1 апреля 2008 года, третий 1 января 2009-го, четвертый наступит - 1 января 2011 года.

Что касается экономической оправданности этой меры: она принесет России только пользу. Повышение ставок вывозных таможенных пошлин положительно скажется на структуре экспорта. Сейчас круглые лесоматериалы составляют в ней более трети, что свидетельствует, прежде всего, о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины. Стабильность экспорта этого вида лесоматериалов обусловлена его большей доходностью из-за высокой разницы внутренних и экспортных цен. Выравнивание доходности перераспределит предпринимательскую активность в сторону увеличения глубины переработки и степени передела леса на территории России.[15]

В вышеизложенных примерах описано применение государством принципа приоритетного развития и поддержки национального производителя с помощью увеличения ввозных и вывозных ставок таможенного тарифа. Увеличение ввозных ставок стимулирует развитие отрасли посредством удорожания ввезенной из-за рубежа продукции.

Увеличение вывозных пошлин на сырьевые товары влияет на развитие перерабатывающих отраслей. Вывозить сырье из страны становится не выгодно, поэтому иностранные инвесторы вкладывают средства в развитие перерабатывающих отраслей, что приводит к повышению ВВП страны, снижению уровня безработицы, повышению уровня жизни населения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...