Обретение отождествленности
283
Мэри и ее мать состояли в символических взаимоотношениях, в которых каждая зависела от другой. Они регулярно перезванивались и каждый раз, когда Мэри выслушивала комментарии матери и ее критические замечания, она чувствовала себя беспомощной и неспособной предотвратить их. Она боялась матери, но не хотела ненавидеть ее. Она чувствовала, что мать живет за ее счет и «через» нее. В этих символических взаимоотношениях, когда мать доминирует, когда она агрессивна, ребенок попадает в пассивную и покорную позицию. Его независимость отрицается, его подвижность ограничивается, а безопасность оказывается подорванной. Ноги такого ребенка слабнут, дыхание становится поверхностным. Мать отказывает ему в свободе, она бессознательно принимает его как часть своего существа. Г. Панкоу отмечает, что «он (шизоидный ■ ребенок) не может спуститься на землю, чтобы родиться, из-за связи с матерью, которая никогда не прерывалась.»60 Чтобы выйти из роли, Мэри необходимо было осознать свою отождествленность с матерью и понять, что это значит. Я спросил ее, понимает ли она, что в некоторых отношениях похожа на мать, которую бессознательно отвергает. Мэри сказала, что они с матерью союзницы, выступающие против мужчин, но она также понимает, что подчиняется матери. Сочетание отождествленнос-ти с матерью и подчинения ей заставило Мэри играть роль «куклы». Эта роль позволила ей разрешить комплекс взаимоотношений с обоими родителями, чтобы получить, как мы увидим, одобрение отца. Роль Мэри служила трем целям. (1) Роль «куклы» предполагала пассивную сексуальную позицию, которая контрастировала с материнской неженственной сексуальной агрессивностью. Это позволяло ей отвергнуть мать. (2) Быть «куклой», а не сексуальной личностью, означало для Мэри выразить презрение к мужчинам, а значит, вступить в союз с матерью. (3) Роль «куклы» возникала из бессознательных гомосексуальных отношений между мате-
рью и дочерью, в которых Мэри становилась пассивной игрушкой матери. Глубокая отождествленность с матерью выявилась в следующем замечании: «Иногда я чувствую себя своей матерью. Прошлой ночью, когда я уже легла спать, я вдруг почувствовала на своем лице ее выражение. Ее лицо во время отдыха бывает неприятным, даже вульгарным, ее рот искривляется. Временами я чувствую, что если не буду стараться, если отпущу себя, то мое лицо примет такое же неприятное выражение. Она кажется полной ненависти, когда не следит за собой. Ее глаза превращаются в лед. Она становится тигром... тигром-людоедом.» Мэри отождествлялась с матерью, хотя боялась ее. Ей казалось, что мать относится к ней, как кошка с когтями; в отношениях с мужчинами она видела ее как тигра-людоеда. Чтобы избежать встречи с «кошкой», Мэри обратилась к отцу за пониманием и любовью. Но он был пассивным мужчиной, который боялся утвердить себя перед женой и поэтому никогда не мог ни позаботиться о дочери, ни поощрить ее на то, чтобы она заняла более независимую позицию. В своей слабости он был уязвим для сексуальной привлекательности собственной дочери и поэтому целовал ее открытым ртом и ласкал ее тело, ошибочно веря, что это было любовью. Мэри не могла отвергнуть извращенное выражение отцовского родительского чувства, поскольку это был способ уйти из когтей матери. Она печалилась об отце, которого тиранила мать. «Кукла» Мэри не поддерживала его маскулинность, но в этой роли девочка могла получить немного телесного контакта и тепла. Мэри пользовалась этими отношениями точно так же, как позже пользовалась каждыми взаимоотноешниями с мужчиной.
Кем была Мэри? Она была и соблазняемой, и соблазнительницей, она была жертвой и тем, кто приносит кого-то в жертву. Поскольку +1 и -1 равно нулю, ее идентифицированность тоже была равна нулю. Одна по- Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ 285
ловина ее личности отождествлялась с агрессивностью матери, а другая — с отцовской пассивностью. Все, на что Мэри могла притязать как на свое собственное — это отвращение к своему телу и неповиновение жизни. Чувствуя безнадежность, она жила в иллюзии, что кто-то может откликнуться кукле и не играть ею. Единственным человеком, который мог реагировать на нее таким образом, был терапевт. Когда закончился анализ ее роли, я отметил, что Мэри смотрит на меня по-другому. В ее глазах появилось выражение привязанности. С этого момента пациентка принимала меня как дядюшку, вроде того, что фигурирует в пьесе Софокла «Антигона», который требовал, чтобы она приняла невыносимую реальность. Реальность, которая представлялась Мэри невыносимой, подразумевала неизбежное независимое существо-' вание. Пока она была «куклой», ее поддерживали и эксплуатировали, и хотя она негодовала на эту эксплуатацию, но оказывалась неподготовленной для того, чтобы отказаться и от поддержки. В процессе анализа ее роли Мэри поняла, что не может получать одно без другого. Чтобы освободиться от опасности стать эксплуатируемой, она должна была стоять на собственных ногах, приняв на себя ответственность за свою жизнь и найдя удовольствие и удовлетворение в функционировании своего тела. Ей необходимо было обрести отождествленность, которая подразумевала возвращение чувств и обретение способности выражать их. Когда происходит разоблачение роли, пациент первым делом понимает, насколько он искажает свое восприятие других людей, «обращая» их в свою мать или своего отца, то есть фактически искажает реальность. Во-вторых, он начинает сознавать свои негативные чувства, которые прежде проецировал на других людей (терапевта, мужа, детей и т.д.). В-третьих, он осознает свою позицию неповиновения, которая изолирует и отделяет его. И, наконец, он чувствует, что значит жить для себя, знать свои чувства, быть способным выразить их. Каждый шаг
этого процесса происходит вместе с терапевтом, который становится объектом манипулирования, причиной негативных чувств и неповиновения и, наконец, другим человеческим существом, которого пациент может принять и понять, поскольку обретает способность принимать и понимать самого себя. Роль представляет собой паттерн поведения, который выработался в детстве, в процессе адаптации ребенка к семейной ситуации. Это продукт взаимодействия личности ребенка и его потребностей, с одной стороны, и личностей его родителей и их требований — с другой. Когда родители настаивают, чтобы ребенок был таким, как они считают нужным, или вел себя каким-то определенным образом, они «устанавливают» его будущую роль. Однако еще более важно то, что эту роль определяют бессознательные позиции и ожидания родителей, которые передаются ребенку через взгляд, прикосновение, жест и настроение. Как правило, роль вполне определена, когда ребенку бывает около семи лет. Хотя все дети разные и нет двух одинаковых семейных ситуаций, хотя каждая роль уникальна, любой человек, играющий роль, ощущает безнадежность. Ребенок, которому посчастливилось вырасти с ощущением, что он свободен жить для себя, и чувствовать, что его потребности и желания встретят щедрый отклик, не играет роли. Роль наилучшим образом накладывается на ребенка, который растет в семейной ситуации, полной амбивалентности и ненависти. В процессе приспособления ребенок формирует отождествление с родителями, разбивающее его личность. Бессознательное отождествление не позволяет выбрать отклик. Дети от природы являются подражателями, они спонтанно повторяют паттерн поведения и позицию родителей. Но если подражение — процесс естественный, то отождествленность с родителем — феномен патологичный. Ребенок, который подражает, сохраняет свою личность, научаясь копировать, в то время как отождествление с родителями суживает ее, ограничивая возможные отклики.
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ
Отождествление — это бессознательный процесс. В.Райх подчеркивал, что это очень важный момент при работе с пациентом.1'1 Говорят, что дьявола можно победить только дьявольским оружием. Когда человек изучил тактику врага, он сам становится таким, как враг. Тот, кто использует оружие дьявола, сам становится дьяволом. Отождествление происходит, когда ребенок инкорпорирует в свои чувства и мысли родительскую позицию, для того, чтобы справиться с ненавистью, которая за ней стоит. Когда это происходит, такая позиция становится частью его личности. Пока отождествленность остается в бессознательном, ни ребенок, ни взрослый не имеют выбора, в ситуациях отклика. Ребенок может быть отождествлен с матерью или с отцом, или с обоими родителями, и вести себя так, как они хотят. Если взглянуть шире, роли, которые играют люди, можно подразделить на подчиненные и доминантные. В любых невротических взаимотношениях один человек играет доминирующую роль, а другой — подчиненную. Людям, которые играют роли, необходимо отыскать подходящую противоположность, чтобы войти во взаимотношения. К примеру, женщина с тенденцией к маскулинной агрессивности составит пару с мужчиной, у которого налицо фемининные пассивные тенденции. Точно так же мужчина, который выдает себя за героя, бессознательно ищет кого-то, с кем ему можно было бы воевать. Такие взаимоотношения удовлетворяют редко, поскольку за ролями стоят реальные люди с реальными потребностями, которые невозможно удовлетворить, играя роль. Человек, принимающий на себя подчиненную роль, обижается на то, что находится в подчинении, а тот, кто играет доминирующую роль, постоянно чувствует фрустрированность. Доминирование имеет смысл только при наличии подчинения. Все люди, играющие роли, вынуждены обоюдно поддерживать и эксплуатировать друг друга. Маскулинно-агрессивная женщина, которая доминирует в доме, находит поддержку для своего неустойчивого эго в пассивном согласии мужа, а тот, в свою очередь, получает поддержку у своей агрессивной жены, если ему надо принимать решения и для того, чтобы справиться с миром. Она эксплуатирует его слабость, редуцируя его маскулинность, чтобы оправдать неуспешность своей женственности. Точно так же быть подчиненным мужем — значит иметь возможность чувствовать себя виноватым в том, что слаб перед ненавистью жены. Любая роль скрывает страх самоутверждения и вину за сексуальные и негативные чувства. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
Сознательное чувство себя (self) или отождествленность развивается, когда экспрессия чувств направляется эго. Поведение становится волевым. Ребенок сознает, что он делает и имеет какое-то представление о том, как его действия влияют на окружающих. Действия или высказывания не только представляют собой феномен разрядки напряжения, но и служат средством коммуникации. В этот момент можно говорить о самоутверждении. Это значит, что ощущение себя (self) стало сознательным или, как говорит А.Р. Спиц, субъект осознал себя как «чувствующую и действующую вещь». Согласно Спицу, это впервые происходит приблизительно в возрасте восемнадцати месяцев. Специфическое поведение, которое сообщает, что это произошло, состоит в том, что ребенок начинает выражать свое «нет», причем оно может выражаться либо словами, либо характерным жестом, то есть отрицательным покачиванием головы. Спиц пишет: «Выражение своего «нет» — это индикатор нового уровня автономии, со-знавания «другого» и «себя» (self)62. Экспрессия «да», будь то жест или слово, дело более позднего развития. Еще до этого события ребенок может обозначить принятие или отказ с помощью подходящих движений тела. Он может охотно открыть рот при виде пищи, которую предлагает ему мать, или отвернуться в знак того, что отвергает то, что ему дают. Но это поведение полуавтоматическое, оно не возникает в результате принятого решения, которое 288
©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|