4. Роль интуиции в экономических исследованиях
Стоит отметить, что в конце ХХ века тема интуиции, нашла свое отражение и в экономических исследованиях. Как известно, в 1888 году Никола Тесла запатентовал свой асинхронный двигатель, следом потяну за собой цепь удивительных идей, которые присудили Тесле славу «чернокнижника от науки». Ему даже приписывали умение вызывать землетрясения. Насчет интуиции и её роли в своих исследованиях, Никола Тесла указывал: «Интуиция – это что-то такое, что опережает точное знание». Интуиция в совокупности с серьезным европейским образованием определили способ работы, с помощью которого он создавал свои шедевры. Ощутив «что-то такое, что опережает точное знание», Тесла с присущей ему высокой работоспособностью всесторонне, глубоко и педантично это обдумывал, разрабатывая теоретические аспекты и выбирая вопросы, предполагающие проведение экспериментальной проверки, а затем «шел на результат». Тесла делал огромную ставку на совершенствование своей интуиции, позволившей осуществлять его потрясающие проникновения в возможности электричества. И ведь успех не только Никола Теслы, но и Билла Гейтса, Марселя Бича, Теда Тернера был связан именно с интуицией. Стоит отметить и Генри Форда, чья склонность опираться в работе только на интуицию, отсутствие основательности и импульсивность были основными причинами, как и его успехов, так и неудач. Однажды Генри Форд решил начать выпуск нового двигателя, известного в настоящее время как У-8. Он хотел получить монолитный моторный блок с восемью цилиндрами и дал своим конструкторам соответствующее распоряжение. Те пытались его убедить, что такой двигатель изготовить невозможно, но после длительных работ это удалось. Генри Форд — яркий пример осуществления во многом позитивных и смелых перемен. Его практическая управленческая деятельность и методы внедрения инноваций, основанные во многом на интуиции, в первые годы после смерти Г. Форда активно критиковались, но затем получили широкое признание у исследователей проблем менеджмента как неотъемлемой составляющей эффективного поведения руководителя. Такие ученые как А. Невинс и Ф. Хилл рассматривали его карьеру «как, возможно, наиболее впечатляющую и наверняка как самую удивительную в истории американской промышленности».
У С. Хонды не было никакой ни инженерной подготовки, ни опыта (он окончил всего восемь классов), и ничего не знал ни о маркетинге, ни о финансах и точно не о дистрибьюторстве. Однако достиг успеха вопреки японским конгломератам, считавшим его бунтарем и аутсайдером. Когда в 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис, японские производители пришли к соглашению уменьшить объем производства продукции, а цены поднять. Только Хонда отказался и сделал все наоборот, в лучших традициях Генри Форда. Он сделал немыслимое, удвоив производство и снизив цены больше, чем Форд пятьдесят лет назад. Не имея никакого понятия о ценовой эластичности, С. Хонда оказался прав. Когда объем продаж компаний «Ниссан» и «Тойота» упал на 40 процентов, объем продаж «Хонды» вырос на 76 процентов и продолжал расти самым стремительным образом. К 1987 «Хонда» стала самой быстрорастущей компанией в мире. Именно рыночная интуиция дала жизнь одной из крупнейших в мире автомобильной корпорации. Бартон Клейн из Гарварда в своей «Динамичной экономике» писал: «Если предприниматель хочет привлечь на свою сторону цифры, он должен при разработке новых гипотез положиться на интуицию. Богатство предпринимателя заключается в догадках, но если эти догадки неясны, предпринимателю необходимо довериться своей интуиции».
Современные исследователи отмечают, что интуиция – это прирожденная способность, и интуитивные способности нужно у себя выявлять и развивать. Важнейшим условием в этом вопросе является опыт. Все вышеизложенное приобретает целостную картину, объединяя в себе точки зрения на интуицию и Томаса Куна, и Фрэнка Найта, и Рэндалла Коллинза в рамках цитаты Соичиро Хонды, автора 470 изобретений и 350 патентов, почетного доктора десятка университетов: «Многие люди мечтают об успехе. Мое мнение, что успех, может быть, достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех – это только 1% вашей работы, а остальные 99% - это неудачи». Проявление интуиции в экономике имеет свою специфику. Например, Бенджамен Франклин, когда перед ним возникала проблема, делил лист бумаги на две части: выписывая на одной половине все аргументы «за», а на второй соответственно «против». Систематизировав, таким образом мысли, далее он основывался на интуитивном принятии решения. Однако для этого сначала нужно освоить науку действовать на основе логики, сведя к минимуму потери и просчитав все возможные варианты. Известный финансист Джордж Сорос испытывал специфические ощущения в спине, когда наставал момент принимать рискованное решение, которое впоследствии ему приносило миллиарды долларов. Интуиция Сороса проявлялась в умении предвидеть изменения на рынке акций в ту или иную сторону. Этому нельзя научиться ни в школе, ни даже в Лондонской школе экономики или Гарвардской школе бизнеса. Подобным даром обладают единицы. Обратная связь между ощущениями и реальностью, которую Сорос назвал рефлексивностью, послужила основой всей его теории. Сорос утверждал, что поведение финансовых рынков объясняет не теория совершенного рынка, но рефлексивная связь, которая существует между пристрастиями инвесторов и экономическим поведением фирм. Сорос отмечал, что именно «пристрастия» инвесторов к тем или иным акциям, положительные или отрицательные и вызывают рост или падение курса этих акций. Вызванные ими изменения курсов побуждают менеджеров к новым покупкам акций или даже слиянию, приобретению или выкупу данных компаний, что влияет на основные показатели акций. Соответственно, для успешных инвестиций самым важным становится узнать, в какой конкретно точке рынки приобретают самодвижущую силу. Определив эту точку, инвестор легко узнает, началась ли уже новая фаза типичного чередования подъёма и спада или вот-вот начнётся.
Таким образом, все вышеперечисленные примеры позволяют сделать вывод, что интуиция сыграла колоссальную роль в жизни каждого из этих исследователей. Никола Тесла делал огромную ставку на совершенствование своей интуиции, позволившей осуществлять его потрясающие проникновения в возможности электричества. Склонность Генри Форда опираться в работе только на интуицию привела к тому, что его карьеру рассматривали как, возможно, наиболее впечатляющую и наверняка как самую удивительную в истории американской промышленности. Рыночная интуиция С. Хонда дала жизнь одной из крупнейших в мире автомобильной корпорации. Известный финансист Джордж Сорос испытывая специфические ощущения в спине, когда наставал момент принимать рискованное решение, зарабатывал миллиарды долларов, впоследствии выведя это в теорию рефлексивности. В основе практически всех научных методик ведения бизнеса лежат закономерности, впервые выведенные именно благодаря интуиции. Однако принято считать, что интуитивный этап формирования законов бизнеса завершился к началу ХХ века, обретя статус самостоятельной учебной дисциплины и прикладной теории. Но ведь в период, который этому предшествовал, практика коммерческой деятельности активно искала и генерировала оригинальные приемы ведения бизнеса, позволяющие увеличивать прибыль предпринимателя. И даже интуитивное их использование оказывалось настолько результативным, что они принимали форму правил успешной торговли и секретов предпринимательской деятельности ремесленников и купцов. Между учеными и практиками все длятся споры о том, сможет ли наука полностью заменить интуицию. При общем согласии с возможностью формализации разработки инструкций, четких планов и стандартов, сторонники интуитивной модели утверждают, что люди далеки от механизмов. Кроме того, в большой группе действует большое количество социальных факторов, сложных для выявления, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их значимость и величину. В итоге делается вывод о двойственной природе менеджерских решений, а также о том, что руководитель должен учитывать ограниченность научных исследований и применять выводы формальной теории только там, где это уместно, в других же ситуациях полностью полагаться на собственную интуицию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|