Вопрос 42: Типизация магазинов
Типизация – процесс унификации торг объектов с учетом их специалихации и размера торг S. Типизация имеет соц-экон значение для рацион организации розн торг сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торг сетью. Процесс типизации заключ в след: на основе передового опыта опред-ся предприятия торговли, наиб успешное с экон т.зр. эти предприятия служат основой для создания новых, более соврем типов с учетом последн достижение. Тип торг предприятия опр-ют след признаки:*ассортиментный профиль магазина(опред-ние конкретных тор групп, реализ в магаз(=универсальные, специализиров, комбиниров, комплексного ассортим магазины), *мощность магазина(выраженная в размерах торговых и подсобных S, выявленного объемоа товарооборота или численности обслуж населения)=400,650,1000,1500,2000 кв м, *формы и методы торг обслуживания(заключ в выборе наиб opt форм обслуживания при реализ опред тов группи обслуживании опред контингентов нас-ния=самообслуживание, продажа по заказам, образцам и тд), *район деят-ти магаз(опред-ся на основе спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту и культуры торговли=1)магазины, реал-щие товары первой необ-ти(размещ-ся в жилой зоне) 2) магаз, реал-щие товары сложного ассортим(общегородское значение). Все типы магазнинов внесены в номенклатуру типов магазинов(118 типов). Они делятся на основные(для нового строительства) и дополнительные(в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торг сети. типы прод магазинов:-Универсам – 400,650,1000,1500,2000; Гастроном – 400,650,1000,1500,2000, магазин заказов – 2,4,6,8,12,16,20 тыс заказов в день; диетическ продукты – 250,400,650;овощи\фрукты – 250,400;хлебокондитерские – 250,40;вино-водочн – 250. Основной тип – универсам(в Рб 1/3 прироста розн прод сети осущ-ся за счет ввода универсамов. Непрод магазины: Универмаг – 3500(на 50-100 тыс чел), 4500, 6500, 8500(до 500 тыс чел), 11000,15500(свыше 1 млн чел), 22000;товары для детей – 650,1000,1500,2500, цветы – 250.
Вопрос 43: Размещение розничной торговой сети При размещении маг-в необходимо учитывать след факторы: • градостроит-е — величина города, плотность нас, размещение админ и культзданий и т.д.;• транспорт-е — осно напр-ия и интенсивность трансп потоков, наличие остановок обществ транспорта;• соц-е — демогр состав, снижение затрат времени на приобретение т-в, создание усл для выс культуры обслуж;• эконом-е — обеспеч эффе-ти исп-ия торг и склад помещений, повышение доходности маг и материальных стимулов их персонала. Осн задачами рац размещения РТС явл:• макс приближение РТС к покуп-м, оптим соотношение ее разл видов;• обеспеч необход ассортимента т-в в маг, его реализация;• гарантирование каждому предприятию необход объема товарооб и ур рентабельности;• четкое разграничение районов деят-ти однотип маг, рацион-ция торг пр-ссов за счет внедрения прогресс-х форм обсл-ния. Пр-пы размещения РТС: 1. пр равномерного размещения РТС (важн): на каждый р-н города с опред числ-ью нас приходится опред кол-во маг. Так, в районах жилой застройки покупатель должен тратить < 7—10 мин на дорогу, значит радиус обслуживания должен быть около 500 м. Данный принцип для однотип маг и прод торг. 2. пр децентрал-го, или рассредоточ размещения: торг предпр макс приближено к жилой застройке и обслуж-т огранич кол-во нас, проживающего в радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать скопление покуп-й и перекрещивающихся потоков их движения.Недостаток: рассредоточение препятствует спец-ции торг сети, т.к. осн типом маг в этом случае должен быть маг смеш ассортимента. 3. функцион-ое (ступенчатое или концентрическое) размещение: вся торг сеть города делится на 2 гр: магазины жилой зоны и общегородского значения. 4. для централ, или группового, разм характерна группировка всех торг и бытовых предпр в виде торг центров, преимущество к-х закл в комплекс-ом удовл-ии спроса нас на тов и услуги. групповое размещение приводит к увел радиуса обсл нас, что нежелательно при его низк плотности.
Торг центры делятся на: 1.Местные: для обслуживания населения жилой зоны; призваны предоставить комплекс т-в и услуг стандарт хар-ра и обеспечить миним затраты времени покуп-лей. В состав вкл такие предп, как универсам, предпр обществ питания, парикмахерская и др. 2. городского значения: предоставляют нас широчайший выбор тов и услуг стандарт и избират хар-ра. В состав вкл круп универмаги, универсамы, специ маг, рестораны и кафе,рынки, и др.. Торг комплекс — это сов-ть торг объектов, реал-щих универс ассортимент тов-в с широким набором услуг, с центр-цией функций хоз обсл-ния.
Вопрос 44: Планирование развития розничной торговой сети При планировании развития и размещения РТС должны решаться след задачи: •обеспеч благопр усл для обсл-ния нас;•повышение ур техн оснащенности маг;•улучшение усл труда раб-в маг;• обесп рац исп-ния торг площадей;•создание усл для рентабельной работы продавцов. План развит и размещ РТС разраб-ся как сост часть ген планов развит города в целом или его отдел р-на. Разработка этого плана по обл, городу или р-ну производ-ся управл-ми торговли с учетом заявок торг орг-ций и предпр. В потребкооперации такие планы разрабатывают рай-по, а сводные по областям — облпотребсоюзы по согласованию с мест властями. 1.Анализ состояния РТС. Цель: выявление её ур развития и изыскание резервов для эффект исп-ния ее в будущем. Опред-ся и анализ-ся след показатели: 1.Коэф плотности торговой сети (Кп): Кл = (К•1000) / (Ч• П), где К- кол маг; Ч- числ насе; П — пл терр, км2. (не учит размеров маг,т.е не в полной мере отражает действ обеспеч-ть торговой сетью. 2. Показ-ль обеспеч-ти нас РТС выраж-ся в пок-ле торг пл (м2), приходящейся на 1000 жителей. 3. Уровень специализации розничной торговой сети.4. Сред радиус действия магазинов:Р =√П/, где П — пл терр, обслуж-мой маг-м, км2; = 3,14. 5.Эфф-ть исп торг площадей: размер товарооборота, приходящегося на 1 м2 по всем магазинам исследуемого региона.
2.Анализ эконом усл развития города, района (разв и размещ пром произв, демогр состав нас и размеры его прироста, темпы роста доходов нас и объема платежеспособного спроса и др) 3.Определение необход потреб в РТС. Методы: а) Нормативный: П = (Н•Ч) /1000,где П-потр в торг сети на конец план п-да,м2; Н-норматив торг пл на 1000 чел на к. план п-да,м2; Ч-план числ нас. б)М-д технико-эконом расчетов исп-ся при план-нии потребн в торг сети на основе планируемого объема товарооборота в целом по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торг пл. в) Экономико-матем м=ды: рассчит-ся сред показ-ли темпов развития РТС, числ-ти нас или товарооборота за 5—10 лет и более и на этой основе устанавл-ся формулы матем зав-ти. 4.Необх прирост торг пл:∆П =П-Ф+С,где ∆П -прирост торг пл в маг, м2; П-общ потреб-ть на к план п-да, м2; Ф-факт торг пл на нач план п-да, м2;С-уменьшение размера торг пл за счет сноса и реконстр, м2. 5.Выбор типов маг и их размещение. 6. опред объема капит вложений (инвестиций), их эффект-сти, срока окупаемости, а также источ финан=ния: К = ∆ПУ,где К — общ объем капит вложений, р.; ∆П —прирост торг сети, м2; У — удельные капит вложения (стоимость строительства 1 м2), р. Показ-ль общ эффект-ти:Э=Пр /к,где Э –коэфф-т общ эффект-ти капи вложений; Пр — торг прибыль за год, р.; К -объем кап влож, р. Срок окупаемости -величина, обратная эффективности:Т = К / Пр. Для торг норматй показ-ль срока окупаемости в сред сост 5 лет.
Вопрос 45: Планирование и размещение сельской торговой сети. В сельск. местности есть несколько видов насел. пунктов:райцентры, межхозяйственные центры, местные центры, рядовые насел.пункты. Кроме этого имеют место садоводческие кооперативы. Осн.принцип в размещении розничной торг.сети – принцип ступенчатого(концентрического) размещения: торг.сети рядовых сел представлена магазинами «товары повседневного спроса»;в межхоз.центрах, крупных насел.пунктах размещ.также магазины «продукты», «промтовары», минимаркеты;торг.сеть райцентров включает все типы магазинов, предусмотренные номенклатурой магазинов потребкооперации.
Номенклатура магазинов в сельск.местности:универмаг(от 600 кв.м. и выше), супермаркет(от 250 кв.м), минимаркет(30-150 кв.м), продтовары, промтовары, специализированные магазины, дома торговли, фирменные магазины, дисконтные магазины. Планирование розничной торговой сети осущ. также, как в городах, только норматив 300/1000 кв.м.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|