Вопрос 50: Классификация торговых зданий и помещений и требование к их устройству.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 По типу здания магазины различаются: в составе торг центров; встроенные; встроенно-пристроенные; в спец отдельно стоящих зданиях. Специальные отдельно стоящие здания выгодно отличаются от встроенных и встроенно-пристроенных. Они в большей мере обеспечивают удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. По капитальности сооружения торг здания делятся на капитальные (магазины) и облегченного типа (мелкорозничная торговая сеть). По особенностям объемно-планировочных решений торг здания бывают одно- и многоэтажными, с подвалом или без него. В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торг здания могут быть кирпичными, каменными, гипсо-, шлако- и железобетонными. Типовые проекты наиболее современных магазинов предусматривают строительство индустриальными методами из сборных железобетонных конструкций, что значительно ускоряет процесс их строительства и ввода в действие. По размеру торговых площадей торг здания делятся на мелкие (до 250 м2), средние (250—1000 м2), крупные (1000—5000 м2), особо крупные (свыше 5000 м2). Помещения магазина делятся на следующие группы: • торговые помещения, занимающие центральное место в магазине (70 % общей S магаз). К торговым помещениям относятся торговые и демонстрационные залы, столы заказов и упаковки товаров, бюро дополнительных услуг, кафетерии; • подсобно-оперативные помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, кладовые, комплектовочные, фасовочные и др.); • подсобно-вспомогательные помещения, предназначенные для хранения и ремонта оборудования и инвентаря, тары, хранения белья, упаковочных материалов, а также радиоузел, рекламные мастерские и др.; • административно-бытовые помещения, включающие кабинет директора, помещения для специалистов, столовую (буфет), комнаты отдыха, санузлы, гардероб;• технические помещения, предназначенные для размещения котельной, холодильного оборудования, вентиляционных устройств, телефонных коммутаторов. Устройство и планировка магазина должны отвечать целому ряду требований. Технологические требования предусм-ют беспрепятственное движение покупательских потоков, выделение помещений или зон в соотв-ии со стадиями технол процесса, обеспечение наикратчайших путей движения тов. В магазине выделяется главная зона — торговая (50—80 % всей полезной площади торг предприятия). Эргономические требования сводятся к повышению производительности труда торг-ых работников за счет применения современных средств механизации и автоматизации торговых процессов и создания комфортных условий для работников магаз (соотв-щие температура, освещенность, акустика). Строительные требования предполагают применение соврем-ых индустриальных методов при строительстве торг зданий, использование отделочных материалов заводского изготовления из новых, экономичных и гигиеничных материалов (пластмассы, керамика, мраморная крошка, пеностекло и др.). Архитектурные требования сводятся к оформлению внешнего (экстерьер) и внутреннего (интерьер) вида магазинов. Фасад магазина должен обеспечивать max обозримость интерьера торгового зала с улицы. Наружные витрины, вывески должны быть броскими и максимально наглядными.
Экономические требования заключаются в том, что торгово-технологический процесс должен осуществляться с min затратами труда и средств. Санитарно-гигиенические требования определяют общие условия работы торгового персонала, комфортность для покупателей и соблюдение режимов хранения товаров с целью сохранения их качества и снижения потерь. Требования к благоустройству прилегающей территории: зона для покупателей и зоны хозяйственного назначения должны быть разграничены с тем, чтобы покупательские и товарные потоки не пересекались.
Вопрос 52: Устройство и планировка магазина. Торговая мебель. Цель планировки – создание комфортных условий для покупателя и обеспечение эффективного использования торг площади с целью получения должного товарооборота с каждого м кВ и нормальной прибыли. Основное помещение магазина – торговый зал, наиб рациональной формой планировки торг зала явл-ся прямоугольная (квадратная) форма планировки (1:2, 1:3, 1:3, 1:5…) Встречаются и другие: круглая, свободная и т.д. Торговый зал состоит из нескольких функц-ых зон. S магазина делится на: зоны под торг оборудование, зоны под выкладку тов, зоны под узлами расчета, S для покупателей, S для дополнит обслуживания. Площадь под торг оборудованием наз-ся установочной площадью. S для выкладки тов (экспозиционная площадь) – сумма всех плоскостей оборудования, исп-мых для показа тов. S под узлами расчета (15-20 % S торг зала) вкл-ет S, занятую кассовыми кабинами, проходы и резервную площадь. Размеры этих площадей опр-ся нормами. В зависимости от типа и размера магазина эти нормы различны. S для покупателей (50-55% S торг зала) представляет собой сумму площадей всех проходов (магистральных, второстепенных). Осн критерий – тележки для покупателей. S для дополн обслуживания – S для кафетерия, для отдела раскроя ткани, оформления кредитов и т.д. Эта S опр-ся по строительным нормам и правилами в завис от типа, размера магазина. В завис от S и конфигурации торг зала применя-ся несколько форм планировки: 1) линейная (решетка) – торг оборудование размещают вдоль стен или в виде нескольких параллельных продольных или поперечных линий торгового зала. Бывает одно-, двух-, трехлинейные и более, Г и П-образные планировки, «колосок». 2) Петлевая планировка (трек) – торг оборудование расставляется так, чтобы образовалась замкнутая петля. Цель – заставить покупателя пройти через всё оборудование и обратить внимание на все товары. 3) Островная – оборудование торг зала размещ-ся в виде отдельных островков любой формы. Эта форма способствует увеличению товарооборота и свободному доступу покупателей. 4) Комбинированная – сочетание разл форм (линейн+островная, линейн+выставочная). 5) Боксовая – такая расстановка оборуд, при кот образ-ся замкнутый контур с 1 или 2 выходами. 6) Выставочная – обычно в магазинах с традиц формой продажи (через прилавок). 7) Произвольная – примен-ся при установлении нестандартного особого оборуд-я (в элитных магаз).
Неторговые помещения – пемещ-я для приемки тов, для хранения тоя, для подготовки тов к продаже, подсобные помещ-я (для тары, контейнеров), администр-бытовые п. (столовая, кабинеты). Торговая мебель классифицируется: по месту применения (для торг зала, администр-бытовых, подсобных помещений и мелкой розницы); по назначению (для приемки тов, подготовки к продаже, показа, выкладки и продажи, транспортировки, расчетов и покупателями, дополн обслуживания); по товарному профилю (универсального и спец назнач); по конструкции (неразборная и сборно-разборная, разборная). Основные типы мебели: пристенные и островные горки и стеллажи, прилавки, кассовые кабины и прикассовые стеллажи, корзины и тележки для покупателей, вешала для одежды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|