Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические основы реализации ФГОС (Л.)




Психологические основы реализации ФГОС (Л. )

План

1. Психологические основы введения ФГОС.

2. Основные документы модернизации образования.

3. Отличия действующих и новых ФГОС ООО.

 

1. Психологические основы введения ФГОС.

Это, во-первых, целостное представление о ребенке.

В первую очередь хочется подчеркнуть, что отдельные представления о каких-то характеристиках ребенка, о том, что он должен знать и уметь в той или иной области, какими бы важными они ни были, все-таки не могут способствовать развитию системы образования. Так, мы более-менее умеем учить ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, но во многих случаях это не ведет к психическому развитию. Вспоминается пример, когда группу совсем маленьких детей учили знанию букв и умению читать, но это не сделало их читателями. Очень часто дети, которых преждевременно научили читать, не любят такой вид деятельности и настоящими читателями становятся в лучшем случае с большим опозданием.

В связи с этим, если создается программа, направленная на формирование того или иного навыка либо умения, крайне важно строить ее на основе целостного представления о ребенке и с учетом психологических закономерностей развития в данном возрастном периоде.

Второй составляющей психологической основы образования является представление о целостной жизнедеятельности ребенка.

Говоря об этом, надо иметь в виду, что систему образования нельзя ограничивать только семьей или только школой, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности школьников.

Любой человек, особенно ребенок, учится не только и не столько на занятиях. Поэтому развитие системы образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности ученика. В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию и просто окажется бесполезной, если не откровенно вредной. В качестве иллюстрации можно вспомнить стихотворения А. Барто о мальчике, который был «воспитанным» и, «отняв у младших мячик, он их благодарил», или о медведе, который перед знакомыми снимал шляпу, «а незнакомым наступал всей пяткою на лапу». Это результаты обучения, вырванного из целостной жизнедеятельности ребенка.

Данный принцип касается не только обучения ребенка. Есть случаи, когда психолог вроде бы успешно помогает ребенку, но если он не ведет никакой работы с родителями, то ребенок, сначала приходивший в кабинет психолога с большим удовольствием, вскоре начинает этим тяготиться, а придя домой, устраивает скандалы, которых до занятий с психологом не было.

Третье психологическое основание, касается представлений об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения школьников.

Часто приходится слышать жалобы на то, что тот или иной ребенок странный, отличается от других детей и т. п. При этом взрослые легко прощают свою непохожесть на других самим себе, часто даже гордятся этим, и никому в голову не приходит обраться к врачу или психологу, чтобы стать более похожим на других. Дети так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Более того, чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система образования.

Такой подход к пониманию развития может снять целый ряд теоретических проблем и практических трудностей. То (система обучения, похвала, способ оценки и поощрения и т. п. ), что хорошо для одного ребенка, совсем не годится для другого.

Введение и реализация ФГОС обусловлены также имеющимися тенденциями развития образования.

Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью студентов.

Вторая тенденция - информатизация обучения, т. е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.

Четвертая тенденция соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая тенденция относится к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России:

интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося;

демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...