2. Основные документы модернизации образования
ФЗ «Об образовании в РФ» В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-Ф3 образование определяется как общественно значимое благо, под которым понимаются целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности. В данном законе указывается, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. С 2016 года - пилотный режим - внедрение профессионального стандарта педагога (вступил в силу). Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Вероятно, для того, чтобы исключить резонансные явления, связанные с приходом в школу новой формации учителей «необязательно с педагогическим образованием». Необходимость стандарта, по мнению Е. А. Ямбурга, объясняется тем, что стандарт это: · способ реализации стратегии образования в меняющемся мире (заметим в скобках, что не единственный); · инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень (что такое «качество образования? »); · объективный измеритель квалификации педагога (вот измерителей-то как раз и не достает, но об этом — позже); · средство отбора педагогических кадров в образовательные организации (дополнительное); · основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем (эффективного контракта). Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
В настоящее время основным документом является ФГОС. Особенности ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования. ü Тр+Тс+Ту Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образованиякак системообразующий компонент конструкции стандартов: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. ü Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. ü Ориентация на развитие вариативности образования. ü Воспитание – важнейшая составная часть. ü Ориентация на применение здоровьесберегающих технологий ü Определение научного содержания на основе системно-деятельностного подхода ü В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л. С. Выготского. Он рассматривал обучение как движущую силу развития. Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов подчеркивали, что любое обучение и воспитание можно назвать развивающим, однако всегда должен стоять вопрос о том, «что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека». Поэтому термин «развивающее обучение», согласно В. В. Давыдову, может быть содержательным только в том случае, если определяются существенные его показатели. Задание. Проанализируйте информацию о характеристиках деятельностного подхода по схеме:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|