Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

+ уже известная информация;. N  новая информация;. ? вызывает вопросы, не совсем понятно содержание информации. Деятельностный подход в психологии.




+ уже известная информация;

N  новая информация;

? вызывает вопросы, не совсем понятно содержание информации.

Деятельностный подход в психологии.

Деятельностный подход в психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

- формировался в отечественной психологии в XX веке 20-е годы. В 1930 г. Было предложено 2-е трактовки деятельностного подхода в психологии:

- принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С. Л. Рубинштейном

- принцип общности строения внешней и внутренней деятельности, сформулированный А. Н. Леонтьевым.

Данная теория выступает методологической базой для исследования психики в отечественной науки. То есть ее определяют как систему методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов.

Основным предметом исследования теории деятельности – признается соответственно деятельность. Опосредующая все психические процессы. Все развивается и происходит через деятельность.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно, независимо друг от друга. В их работах очень много общего, так как оба опирались на теорию Выготского и философские основания К. Маркса. Базовый тезис теории – «Не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание».

По мнению Рубинштейна, деятельность – это совокупность действий направленных на достижение целей.

Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляется. И деятельность и сознание рассматриваются, не как две формы проявления чего-то единого, а как две инстанции образующие нерасторжимое единство.

Деятельность и сознание, рассматриваясь как тождественные, определяются: деятельность не как совокупность рефлекторных реакций, а как действия регулируемые сознанием (у животных рефлекторны, у людей же нет).

Сознание рассматривается, как реальность, которая не дана субъекту, непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано только лишь через систему субъективных отношений. В том числе через деятельность, в которой субъект развивается.

Леонтьев уточняет положения Рубинштейна, отмечая, что сознание не просто проявляется, как отдельная реакция.

Сознание встроено и неразрывно связано с деятельностью.

В теории деятельности Леонтьева в качестве предмета анализа также выступает деятельность. Поскольку сама психика, не может быть отделена от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности. Сама психика является формой предметной деятельности.

При решении вопроса о соотношении внешней практической деятельности и сознания принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются, как образ и процесс его формирования. Образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. Эти методологические установки были сформулированы Леонтьевым в конце 20-х годов, когда работал с Выготским.

Общее описание деятельности человека.

Деятельность как понятие является основополагающим, разработка данного понятия связанного с именами Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Лурия, Гальперина.

Леонтьев определяет деятельность – как единицу жизни (когда вы в деятельности – вы живете).

Всякая деятельность – это взаимодействие с внешним миром, в процессе которой выстраиваются взаимоотношения с окружающим миром.

В психологии деятельности рассматривается в двух функциях:

- как предмет исследования;

- как объяснительный принцип.

Деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение результата, то есть имеет цель. С одной стороны деятельность – есть условие развития личности, с другой стороны деятельность зависит от уровня развития личности.

Деятельность – это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние и внутренние компоненты. К внешним относятся разнообразные движения, которые связаны с выполнением действия, где происходит реальный контакт человека с окружением, осуществляется преобразование среды – физические объективные характеристики.

К внутренним – деятельность памяти, мышления, психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности,. Выполняющие функцию побуждения, планирования, принятия решений, контроля и оценки. То есть – это психологические субъективные компоненты.

Соотношение внешних и внутренних компонентов непостоянно. По мере развития переход внешних компонентов во внутренние (интериоризация, автоматизация).

Если при выполнении деятельности возникают затруднения, включается сознательный контроль (автоматизированный компонент разворачивается и становится внешним, контролируемым), то есть происходит экстериоризация.

Современная наука пока не может объяснить психологическую природу связи внутренних и внешних компонентов деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что деятельность – это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью.

Сложным является вопрос соотношения «поведения» и «деятельности». Некоторые авторы используют их как синонимы.

Другие, как противоположные по своему значению, объясняя активным характером деятельности, и реактивный – поведение (реакция на действие).

Поведение – это внешнее проявление психического действия (внутреннего). Чем выше развитие живого существа, тем в большей степени стереотипное поведение заменяется приобретенным.

Единицей поведения является – поступок, который выражает позицию личности (мораль, ценности, установки), а также в поступках формируется личность.

Поступок – это действие которое человек выполняет осознавая его значение для других людей, то есть осознавая социальный смысл. Без социального смысла – это просто действие.

Значение деятельности:

1. деятельность выступает как инструмент для удовлетворения жизненных потребностей человека

2. деятельность преображение окружающий мир (создание материальных и культурных благ)

3. деятельность способствует субъективному воссозданию окружающей действительноси, построению субъективной модели (мировоззрение)

4. деятельность как инструмент развития человека

5. деятельность является важным условием существования человека как полноценного субъекта, как личности

6. творческая деятельность выступает как средство самореализации

Характеристики деятельности:

- Предметность – главная характеристика деятельности, зафиксированный общественно выработанный способ действия с предметом и этот способ воспроизводится всякий раз как осуществляется предметная деятельность.

- Активность – находится внутри самого человека, это его потребности и мотивы. Благодаря им человек вступает в контакт с окружающим миром.

- Социальность – человек не может усвоить форму деятельности с предметами (1) без помощи других людей, которые демонстрируют образцы деятельности, включают человека в совместную деятельность, в ходе чего происходит формирование психических образований (ЗУНы, способности, установки и т. д. )

- Опосредованность – в качестве средств деятельности выступают материальные предметы, знаки, символы, речь.

- Целенаправленность – сознательно представляемый запланированный результат.

- Продуктивность – результат который приводит к преобразованию во внешнем мире, либо к преобразованию в самом человеке.

Отличие деятельности от активности животных:

1. Деятельность человека – носит активный, продуктивный, творческий характер. Активность животных имеет потребительскую основу, ничего не создает и не производит.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной, духовной культуры, которые используются в качестве инструмента и средства собственного развития или удовлетворения потребностей. Животные обходятся без орудий как таковых.

3. Деятельность человека преобразует его самого и условия жизни. Активность человека ничего не меняет.

4. Предметная деятельность людей не дана от рождения, а задана культурой. Ее необходимо развивать в процессе обучения и воспитания. Активность животных задана генотипом (от рождения)

 

Деятельность имеет основные характеристики:

o МОТИВ – то, что побуждает, ради чего деятельность осуществляется. В качестве мотива выступает конкретная цель, которая с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы могут быть:

- Органические: направленные на удовлетворение естественных потребностей, на создание условий способствующих этому удовлетворению, продуктом может быть одежда, продукты питания, жилище. Еда, сон, безопасность.

- Функциональные: удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности – игра, спорт.

- Материальные: направлены на создание предметов домашнего обихода, различных вещей, инструментов, обслуживает естественные потребности.

- Социальные: потребность занять свое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

- Духовные: различные виды деятельности связанные с самосовершенствованием человека.

o В качестве ЦЕЛИ деятельности выступает – продукт, он может представлять собой реальный физический предмет, определенные ЗУНы в ходе деятельности приобретает творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Цель деятельности не равнозначна мотиву. Различные виды деятельности имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться различными мотивами. В основе ряда деятельностей с разными целями могут лежать одни и те же мотивы.

o ПРЕДМЕТОМ деятельности называется то с чем она непосредственно имеет дело. В познавательной деятельности – это может быть информация, в учебной – ЗУНы, трудовой – материальный или интеллектуальный продукт. Предметом общения будет – взаимодействие.

o СРЕДСТВА – инструмент который используется при выполнении действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию. В силу чего деятельность становится продуктивной и качественной.

o СТРУКТУРА – действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действия – часть деятельности, имеющая самостоятельную осознанную деятельность. Возможна ситуация, когда действие ранее включенное в состав деятельности может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, может превратиться в деятельность с собственным мотивом. То есть отмечается рождение новой деятельности (художник как хобби, продал, решил стать художником как профессией, таким образом, досуговая деятельность превратилась в отдельную).

В данном случае Леонтьев А. Н. говорит о смещении мотива на цель.

Операции – способ осуществления действия. Сколько различных способов выполнения деятельности, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит умений и навыков, от имеющихся средств осуществления. Предпочитаемые операции характеризуют индивидуальность их деятельности. Цели операций не осознаются. Операции так же могут быть внешними и внутренними (внешние – что-то перенести – видно глазом, внутренние – анализ, синтез, обобщение).

 

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие — это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т. д. Например, вы хотите посадить яблоню. Для этого вам необходимо:

1) правильно выбрать место для посадки; 2) выкопать яму; 3) взять саженец и присыпать его землей. Таким образом, ваша цель разбивается на три подцели. Однако если посмотреть на частные цели, то вы заметите, что и они тоже состоят из еще более мелких целей. Например, для того чтобы выкопать яму, вы должны взять лопату, вдавить ее в землю, вынуть и отбросить землю и т. д. Следовательно, ваше действие, направленное па то, чтобы посадить яблоню, состоит из более мелких элементов — частных действий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...