Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Минимальная заработная плата




Всеобщая декларация прав и свобод человека закрепляет право каждого гражданина на гарантированный государственный минимум оплаты труда.

Установление минимума заработной платы (т.е. минимального предела, ниже которого наниматель не вправе устанавливать размер оплаты труда работника, выполнявшего меру труда) является одной из важных государственных гарантий. Основная цель, которая должна быть достигнута при реализации указанной гарантии, - защита работников от необоснованно низкой заработной платы, не обеспечивающей простого воспроизводства рабочей силы.

Конвенция МОТ №131 «Об установлении минимальной заработной платы» предписывает государствам при определении уровня минимальной заработной платы учитывать:

♦ потребности трудящихся и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;

♦ экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производства и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

Статья 59 ТК определяет минимальную заработную плату (месячную и часовую) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда.

Главная задача минимальной заработной платы заключается в том, чтобы определить самый низкий допустимый размер заработной платы. Чем богаче страна, чем выше доходы ее бюджета, тем больше может быть установленная в данной стране минимальная заработная плата.

Размер минимальной заработной платы, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством.

Месячная минимальная заработная плата в Беларуси с 1 января 2012 года составляет 1 000 000 рублей. Часовая минимальная зарплата - 5 930 рублей.

! В состав минимальной заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты.

В Законе Республики Беларусь от 17.07.2002 N 124-З "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы" предусматривается, что размер минимальной заработной платы определяется с учетом:

1. уровня занятости и производительности труда;

2. потребностей работника в материальных благах и услугах;

3. экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;

4. сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год, а также из вышеперечисленных условий и соотношения между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами.

Совет Министров Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов ежегодно при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет соотношение между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, минимальным потребительским бюджетом), обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их размеров.

Размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников.

Она определяется с учетом работы в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда.

Размер минимальной заработной платы, установленный законодательством, является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников.

Минимальная заработная плата выплачивается организациями, финансируемыми из бюджета, за счет соответствующих бюджетов, иными организациями - за счет их собственных средств, предназначенных на оплату труда.

Информация о размере минимальной заработной платы публикуется в официальных изданиях не позднее пяти дней со дня ее утверждения.

При неспособности осуществлять выплату заработной платы работников на уровне минимального размера наниматель может быть объявлен банкротом в установленном законодательством порядке.

Резервный фонд заработной платы создается для обеспечения выплат причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях.

Резервный фонд создается в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Источником создания резервного фонда является прибыль, остающаяся в распоряжении организации, индивидуального предпринимателя после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Отчисления в резервный фонд производятся от прибыли отчетного года. В текущем году при наличии прибыли в резервный фонд могут производиться авансовые отчисления.

Резервный фонд устанавливается в размере до 25 процентов годового фонда заработной платы. Конкретный размер резервного фонда, основания, порядок его создания и использования определяются в коллективных договорах (соглашениях).

Средства резервного фонда входят в состав денежных средств организации, индивидуального предпринимателя и хранятся на их расчетном счете.

 

! От минимальной заработной платы следует отличать размер тарифной ставки 1-го разряда и базовой величины.

 

Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством Республики Беларусь.

В республике в соответствии с законами от 9 января 1992 г. № 1383-XII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» и от 6 января 1999 г. № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» разработаны минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Сфера их применения – оценка материального положения различных групп населения, типов семей, оценка и прогнозирование уровня доходов граждан, обоснование размеров минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Бюджет прожиточного минимума характеризует минимальную границу потребления и представляет собой стоимостную оценку минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (продукты питания, непродовольственные товары и платные услуги), а также обязательные платежи и взносы.

Бюджет прожиточного минимума в соответствии с законодательством применяется в системе государственной адресной социальной помощи, при определении размеров государственных пособий семьям, воспитывающим детей, минимальных размеров пенсий, норматива индексации доходов населения, при определении права на получение бесплатного питания детям первых двух лет жизни и др.

! В отличие от бюджета прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Данный социальный норматив представляет собой бюджет простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека.

Этот бюджет является важным социальным нормативом, достижение которого минимальными социальными стандартами в области доходов населения лежит в основе государственной социальной политики. Он применяется для выработки мер социальной защиты тех граждан, которые не относятся к категории малообеспеченных, но по уровню своих доходов нуждаются в определенной государственной поддержке, например в качестве критерия, дающего право на получение одноразовых субсидий и льготных кредитов на строительство жилья.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин.

Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в республике (формируется по основным статьям расходов человека его семьи на питание, одежду, белье, обувь, лекарства, пред меты санитарии и гигиены, мебель, жилье и коммунальные услуги, культурно-просветительские мероприятия и от дых, бытовые услуги, расходы на транспорт, связь, содержание детей в детских дошкольных учреждениях обязательные платежи и взносы).

 

Т. о, минимальная заработная плата:

1. применяется только к сфере трудовых отношений;

2. индексируется;

3. устанавливается Правительством в абсолютной сумме;

4. является обязательной для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников.

 

В коллективных договорах, соглашениях (кроме тех, стороной которых является организация, финансируемая их бюджета и пользующаяся государственными дотация- га) может предусматриваться более высокий размер Минимальной заработной платы по сравнению с установленным Правительством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...