1.2.2. Традиционные библиотеки
БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА – национальная библиотека США, крупнейшая библиотека мира (рис. 9). Расположена в Вашингтоне. Обслуживает правительственные органы, исследовательские учреждения, научных работников, частные фирмы и промышленные компании, школы. Имеет 18 читальных залов на 1460 читательских мест (рис. 10). На начало 2000-х годов библиотека содержит свыше 130 млн. единиц хранения! А общая длина книжных полок – почти 850 км! Библиотека Конгресса физически расположена в трёх зданиях на Капитолийском холме и в депозитарии в сельской местности штата Вирджиния. Все здания библиотеки на Капитолийском холме соединены подземными переходами, так что читатели библиотеки вынуждены проходить охрану только на входе. Библиотека также имеет отдельный депозитарий для малоиспользуемых материалов. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
(бывшая Государственная библиотека им. В. И. Ленина, «Ленинка» (рис. 11, 12)) – вторая по величине библиотека в мире, самая крупная в Европе: она имеет более 25 млн. книг. Помимо основного книжного фонда имеются специализированные собрания из более чем 150 000 карт, 350 000 нот и звукозаписей, редких книг, изоизданий, диссертаций, газет и др.
Архитектура комплекса включила принципы разных эпох. Главное здание украсил двухрядный скульптурный фриз, где ученики и читатели соседствуют с красноармейцами и рабочими. А стены на уровне второго этажа украсили бронзовыми бюстами великих мыслителей, ученых и писателей. Для изготовления этих горельефов переплавили колокола восьми московских церквей.
РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА – одна из крупнейших в мире и вторая по величине в Российской Федерации. В фонде – более 37 млн. книг и других документов. Находится в Санкт-Петербурге. Здание спроектировали в три – пять этажей с центральным девятиэтажным объемом книгохранилища на 20 млн книг и журналов. Перед главным входом со стороны Московского проспекта спроектирована площадь с фонтаном. (Рис. 13) Круглый парадный вход в библиотеку украшен скульптурной группой, символизирующей науку и искусство. Из парадного двора читатели попадают в вестибюль, (рис. 14) связанный с гардеробом на 2300 мест, лекционным залом, помещениями для тематических выставок и пунктом записи читателей. Каждый из трех ярусов центрального холла служит аванзалом и местом отдыха. Вестибюль и поэтажные холлы украшены мозаичными панно и барельефами выдающихся литераторов и ученых.
На первом этаже расположены помещения, посещаемые наибольшим количеством читателей: зал текущей периодики, выставка новых поступлений, отдела ксерокопирования. Второй этаж отдан залам социально-экономических дисциплин, литературы и искусства.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ Британская библиотека — национальная библиотека Великобритании и одна из самых крупных в мире библиотек, наряду с американской Библиотекой Конгресса. (рис. 15) В библиотеке размещено более 150 миллионов единиц хранения, как принято называть библиотечные фонды – от древних рукописей, возраст которых около 2 тысяч лет до современных изданий¸ включая аудиозаписи, журналы, карты, гравюры и многое другое. Сокровища, которые здесь можно встретить, варьируются от двух копий 1215 года Великой Хартии вольностей и ее первого издания в The Times от 1788 года до записи речи Нельсона Манделы во время суда в Ривонии во времена апартеида в ЮАР; от рукописей Леонардо да Винчи до Библии Гуттенберга; от буддистских текстов Алмазная Сутра, одной из древнейших в мире книг, до рукописи «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэррола.
Британская библиотека или иначе Библиотека Британского музея, как она называлась ранее, берет свое начало с 1753 года, с коллекции книг и манускриптов, собранной сэром Хансом Слоуном. В дальнейшем она пополнялась коллекциями монарших особ, а также экземпляром каждого печатного издания, выходившего в пределах Великобритании. Официально же Британская библиотека была создана 1 июля 1973 года, в результате Закона о Британской библиотеке от 1972 года. Тогда она официально отделилась от Британского музея, а в 1998 году получила, наконец, собственное здание, специально для нее выстроенное у железнодорожного вокзала Сент-Панкрас (прежде фонды библиотеки были рассеяны сразу по нескольким зданиям в центральном Лондоне). Частью Британской библиотеки, например, являлся знаменитый Читальный зал Британского музея (рис. 16, 17), прежде, до переезда в новое здание, бывший ее главным читальным залом. Великолепный зал в виде ротонды с куполообразной крышей был открыт в 1857 году и использовался Библиотекой вплоть до 1997 года. В нем за прочтением книг сиживали такие известные люди, как Владимир Ленин, Махатма Ганди, Редьярд Киплинг, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Оскар Уайльд и многие другие, Зал открылся после реконструкции в 2000 году, и теперь является местом проведения выставок.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ЯПОНИИ
Единственная национальная библиотека Японии. (рис. 18, 19) Одна из крупнейших библиотек мира. Была учреждена в 1948 году для использования членами Парламента Японии. По своим целям и возможностям библиотека сравнима с Библиотекой Конгресса (США). Национальная парламентская библиотека состоит из двух основных отделений в Токио и Киото, и более малых. Согласно японскому законодательству японские издатели обязаны направлять в Национальную парламентскую библиотеку всю публикуемую ими продукцию. Это условие позволяет ей постоянно иметь лучшие фонды по японистике в мире. Государственные издательства должны предоставлять 30 экземпляров своего печатного продукта, а негосударственные — один, за который библиотека платит 50 % рыночной цены. Все книги и периодика упорядочиваются в библиографическом сборнике «Нихон дзэнкоку сёси», издающемся ежегодно коллективом библиотеки. Последняя также осуществляет обмен государственными изданиями с центральными библиотеками США и Великобритании. Для упорядочения библиографии используются магнитные плёнки, а с 1971 года — компьютерные технологии. Поиск в фондах библиотеки осуществляется с помощью скоростной системы JAPAN/MARC.
Национальная парламентская библиотека Японии состоит из 1 центрального и 27 дочерних специализированных отделов, включающих в себя редкие Библиотеку Тоё и Международную библиотеку детской литературы. Центральный отдел включает в себя Службу проверки законопроектов, в которой работают специалисты в области юриспруденции, политики и экономики, и службы сбора, обработки, обслуживания печатных изданий. Библиотека открыта для широкого круга граждан, рассчитана на 1100 сидячих мест, предоставляет библиографические консультации, а также осуществляет обмен материалами с общественными, городскими, университетскими библиотеками Японии. Она является членом Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений и принимает участие в исследованиях по библиотечному делу. По состоянию на 2001 год фонды библиотеки насчитывали 489 тыс. книг, 420 тыс. карт, 470 тыс. видео и аудиозаписей, 167 тыс. периодических изданий. По состоянию на 2007 год в фондах хранилось 22. 869. 278 документов. В библиотеке 862 человека. За 1999 год её посетило 397. 000 человек.
БИБЛИОТЕКА ЛАУРЕНЦИАНА. ИТАЛИЯ
Одновременно с работой над Новой сакристией церкви Сан-Лоренцо Микеланджело возводил библиотеку Лауренциана. (рис. 20, 24, 25) Этот проект был ему поручен в 1523году римским папой Климентом VII — в миру Джулио Медичи, который был незаконным племянником Лоренцо I, давшего имя библиотеке (Лауренциана). Она началась с коллекции Козимо Медичи Старшего: в 1444году он устроил домашнюю библиотеку на основе обширного собрания древних рукописей, доставшегося ему после смерти друга Никколо Никколи в 1437 году. Одно время коллекция хранилась в библиотеке монастыря Сан-Марко. После изгнания Медичи из Флоренции в 1497 году библиотека перешла в руки городских властей. Когда власть Медичи вновь утвердилась во Флоренции в 1512 году, они вернули свои книги. Библиотека была перенесена в комплекс храма Сан-Лоренцо, где в это время работал Микеланджело. В 1571 году Козимо I, герцог Тосканский, торжественно открыл ее для хотя здание было еще не вполне завершено. Таким образом, представители семейства Медичи, которые были известны и как преуспевающие банкиры, и как взыскательные меценаты, и как деспотичные правители, показали себя просвещенными властителями. В XVIII веке коллекцию значительно пополнил знаменитый библиофил Анжело Мария Бандини, с 1757года ведавший каталогами Лауренцианы. Сейчас это государственная библиотека Италии, в ее хранилище до сих пор находятся книги, некогда принадлежавшие Медичи.
Постройка состоит из двух основных частей: вестибюля и библиотечного зала. Она на остатки опирается предшествующих зданий монастыря. В первую очередь начали строить читальный зал (в 1525 году). (рис. 21, 22, 23) Когда Микеланджело покидал Флоренцию в 1534 году, быливо зведены лишь его стены. В дальнейшем над библиотекой, пользуясь эскизами и устными указаниями главного автора проекта, трудились уже другие флорентийские мастера — Никколо Триболо, Джорджо Вазари, Бартоломео Амманати. Через два года началось проектирование вестибюля, однако его сооружение завершилось лишь много лет спустя. В 1559 году Микеланджело прислал из Рима глиняную модель лестницы, следуя ей архитектор Амманати Хотя он построил настоящую лестницу. Хотя допустил некоторые изменения в проекте (в частности, выполнил в мраморе детали, которые мастер предполагал изготовить из дерева), в целом, идея сохранена. Как и в Старой сакристии, в библиотеке Лауренциана сочетаются контрастные композиционные и декоративные решения: в зале все детали строгие и уравновешенные, в то время как в вестибюле каждый фрагмент насыщен динамикой, все как будто приведено в стихийное движение. Но это не случайное решение, обе части были задуманы Микеланджело как целоеи поставлены в тесную композиционную связь. Они представляют собой части единой архитектурной идеи и дополняют друг друга: вестибюль, с его учащенным, тревожным ритмом, служит подготовительной ступенью для читального зала, в котором царят спокойствие и тишина. Возможно, в этом столкновении архитектор выражал момент перехода от одной эпохи к другой, когда еще живы традиции, но уже отчетливо видны и перспективы. Отметим, что это был первый проект, где выразительности мастер добивался только архитектурными средствами, без использования скульптуры.
Создавая архитектурный образ вестибюля и читального зала, Микеланджело отталкивался от традиций Брунеллески и его последователей: архитектурный каркас, состоящий из ордерных элементов, подчеркнут темным камнем и выступает на фоне белых стен. Но Микеланджело ввел в привычный стиль огромное число новых идей, которые резко контрастируют с прежней архитектурой Кватроченто. Итак, сначала посетитель попадает в вестибюль, известный также под своим итальянским названием —ricetto. Его собой очертания представляют практически квадрат (длина — 19, 5 метра, ширина — 20, 3 метра, высота — 14, 6 метра). Он был построен над восточной частью монастырского клуатра (внутреннего дворика). Стены поделены на два яруса. В том, что первый из них занимают объемные полуколонки, а второй — плоские, более легкие — влияние пилястры, прочитывается неосуществленного проекта фасада церкви Сан-Лоренцо. Если бы он был выполнен, то обе части архитектурного ансамбля с монастыря удачно резонировали друг другом. И полуколонки, и пилястры сдвоены. При этом полуколонки утоплены в толще стены и сжаты таким образом, что создается впечатление, будто им тесно иони стремятся раздвинуть каменный массив вокруг себя. Между опорами размещены окна. Изначально Микеланджело хотел спланировать вестибюль таким образом, чтобы в потолке было большое окно, но папа Климент VII воспротивился такому решению, считая, что тогда крыша будет пропускать воду. Поэтому окна, как обычно, сделаны в стенах, хотя, несомненно, первый проект выглядел бы более эффектно. Слепые узкие окна, помещенные в рамки из темного камня, увенчиваются треугольными или сегментными фронтонами. Дверной проем оформлен разорванным фронтоном, углы которого как будто случайно прорезают его Вместо мощных под опорами расположены консоли в виде волют, легкость которых явно не соответствует тяжелым формам, опирающимся на них. Также легковесным кажется опирающимся антаблемент, расположенный под ними. Полуколонки, таким образом, теряют свое конструктивное значение, которое должны были нести, так как необходима дополнительная разгрузка общей массы стен. Опоры слабо поддержаны снизу, ничего не держат сверху. При этом консоли повторяются также в оформлении самой лестницы, из-за чего кажется, что они непрерывно двигаются, как будто это единая лента, то уходящая в толщу стены, то появляющаяся из нее в неожиданных местах. Массивный и сквозных окон, объемные полуколонки контрастируют с нарочито легкими консолями, филенками (рамами) и медальонами, которые дополняют оформление. Во всем этом ощущается пульс живого организма. Здесь будто бы теряется сила тяжести, необходимость опоры, а порядок форм становится почти произвольным, ничем не обусловленным. Почти весь вестибюль занимает лестничный пролет. Это наиболее оригинальная часть ансамбля. Лестница оставляет мало места для входящего в помещение и таким образом будто подталкивает к тому, чтобы он как можно скорее поднялся по ступеням и вошел в читальный зал. Первоначальный план лестницы был немного изменен: предполагалось возвести два пролета, но в итоге построили три, отделенные друг от друга низкой балюстрадой. Ступеньки почти втрое расширяются к низу, что породило их сравнение с потоком разливающейся лавы. Это действительно удачная метафора для такой тектонической формы: из узкой двери стремительно вырывается бурная масса, похожая на водопад с порогами. Пороги создают три марша. Центральный пролет наиболее массивный и разработанный: все ступеньки имеют скругленную форму, и из небольших, узких в верхней части они превращаются в крупные и овальные внизу. Со поток второго марша ступенек разделяется на две боковые «струи» с помощью балюстрад. Ступеньки в этих второстепенных пролетах прямоугольные, по бокам никак не огорожены. Общее плавное движение поддерживается изогнутыми боковыми волютами, которые становятся похожими на гребешки волн. Подобная форма напоминает барочные системы дворцовых фонтанов, гораздо более поздние. Планировка вестибюля, (рис. 26) трактовка декоративных деталей достигают невиданной прежде рельефности и динамики. Весь образ строится на неожиданных контрастах. Конфликт между заполнением и обрамлением, перегрузка стены декором используются Микеланджело для того, чтобы вызвать в вестибюль у вступившего чувство зажатости, необходимость выйти отсюда как можно скорее. Тогда, преодолев лестничный подъем, посетитель попадает в читальный зал — и напряжение спадает. Здесь все дышит покоем и приглашает к созерцательному размышлению. Читальный зал (длина — 46, 2 метра, ширина — 10, 5метра, высота — 8, 4 метра) довольно прост по планировке и декору: это вытянутое прямоугольное помещение, стены которого украшены ритмичными рядами пилястр. Они значительно легче декора вестибюля и более уравновешены по своим пропорциям и ритму. Конструкция стен сделана таким образом, что часть распора и тяжесть перекрытий распределены и на стены, и между пилястрами, которые обычно являются лишь декоративными элементами. Между ними располагаются окна и филенки с самым незамысловатым рельефным оформлением в виде рам-наличников. Вдоль стен размещены деревянные пюпитры для книг, которые Микеланджело задумывал как неотъемлемую часть интерьера. Центральная часть зала оставлена свободной. Под современным деревянным полом были найдены остатки крупных квадратных панелей из терракоты (сторона 2, 6 метра), которые были частью оригинальной облицовки пола.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|