1.4. Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации здания библиотеки в Кыргызской Республике
В принципе архитектурное сооружение проектируется в ответ на какую-либо сложившуюся ситуацию. Эта ситуация может носить чисто функциональный характер или быть так или иначе связанной с культурными, социальными, политическими или экономическими обстоятельствами. В любом случае предполагается, что данная ситуация абсолютно неудовлетворительна, иными словами является проблемой, и необходимо создать новые условия, то есть найти решение. Следовательно, создание архитектурного произведения и сам процесс проектирования превращается в процесс решения проблемы. Первый этап любого проекта заключается в том, чтобы распознать проблему и задаться целью найти ее решение. Сначала необходимо определить проблемный контекст, собрать необходимые данные для рассмотрения и анализа. Это ключевой этап проектирования, поскольку Суть решения неразрывно связана с пониманием, определением и формулировкой проблемы. Как говорит выдающийся датский поэт и ученый Пит Хейн, «искусство решает проблемы, которые невозможно сформулировать прежде решения. Постановка вопроса — уже часть ответа» Это говорит о том, что первая наиважнейшая проблема проектирования, как бы это парадоксально не звучало, является выявление уже существующих проблем. После выявления имеющихся проблем, в ходе проектирования вытекает следующая проблема, связанная с формообразованием. Сопоставление архитектурных стилей Заданная Витрувием формула гласит, в первую очередь, обращать внимание на полезность здания. Для общественного здания одной из важнейших характеристик будет являться функция и то, насколько она успешна.
Функциональная форма не только предоставляет возможность осуществить соответствующее действие, но и сделать предполагаемое действие желаемым. Создание новой формы и наделение ее функцией строится на реальных процессах кодификации, опирается на старые функции и коды. Архитектурный объект, который предполагается к восприятию именно как архитектурный объект, а не произведение искусства, может содержать в себе указания к дешифровке функции тогда, когда он опирается на элементы объектов, уже существовавших, постепенно меняя свои функции и формы, конвенционально соотносимые с новыми функциями. Функциональными могут быть символические коннотации так как сообщают о возможности использования предмета, выходящей за рамки его узкого назначения. Для объектов потребления типичной модификацией является преобразование первичных функций во вторичные и обратно. Это весьма наглядно в архитектуре. Поскольку функциональные объекты в ней не всегда однозначно сообщают о своей функции, а жизнь форм весьма насыщена. Условием потребления являются так же условием воспроизводства и преобразования смыслов. Современники не только стремятся к созданию новых форм, но и к их восстановлению, так как каждое новое открытие является не столько путем к обновлению, сколько расширением возможности прочтения, позволяющим включить исторические формы и смыслы в иной контекст. Эти действия сродни технике поп-арта, определяемые Леви Строссом как семантическое слияние, «заключающееся в деконтекстуализации знака, изъятии его из первоначального контекста и внедрении в новый, населяющий его новыми значениями». Такое обновление в тоже время позволяет открыть смысл заново. Данный подход, отчасти, может показаться весьма поверхностным, но такая гибкая идеология позволяет прочитывать разнообразные формы, не увлекаясь при этом идеологией конкретной, расширяя и обогащая арсенал используемых форм, образов, траекторий для собственного видения.
Существует проблема, в рамках которой вторичная функция употребляется потребителем с куда большей скоростью, чем первичная. Так фасад общественного здания устаревает намного быстрее, чем наполнение здания, его функция. «Это означает актуальность создания объекта, чьи первичные функции были бы варьирующимися, а вторичные – открытыми». Так архитектурный объект из просто объекта потребления может стать стимулом и информировать о собственных возможностях адаптации в меняющемся мире. Мобильные фасадные элементы в архитектуре Трансформация фасадных элементов представляет собой динамическое изменение фасадных плоскостей под влиянием внешних факторов. Трансформация может применяться как для всего объекта, неся с собой определенную идею образа, а также может применяться на небольшом фрагменте здания, формируя локальный характер трансформации. Ритмическая динамическая структура представляет собой сетку из различного вида модулей. Конструктивная сложность и технологическая обеспеченность также зависит от вида модуля в системе. В зависимости от механизма динамических элементов, или другими словами, уровня автоматизации и сложности технологического оборудования можно выделить следующие виды трансформации фасадных элементов: · трансформация пассивных кинетических фасадных элементов; · трансформация кинетических фасадных элементов; · трансформация адаптивных фасадных элементов
Пассивная кинетическая трансформация представляет собой систему пассивных пиксельных кинетических модулей, автономно работающих под воздействием внешнего фактора среды (ветра). Такая трансформация не контролируется и не корректируется человеком, она не требует вмешательства со стороны. Пассивный кинетический модуль представляет собой неделимый объект прямоугольной, круглой или иной формы, выполненный из жестких материалов. Трансформация кинетических фасадных элементов представляет собой систему пиксельных, линейных и ленточных модулей. Движение модуля обеспечивается необходимым технологическим оборудованием. Оператор через необходимое программное обеспечение - интерфейс дает сигнал приводам, которые перемещают элементы фасада. Такая трансформация часто применяется для уменьшения перегрева зданий. Пиксельные и линейные кинетические модули выполняется из жестких материалов, а ленточный кинетический модуль из гибких.
Трансформация адаптивных фасадных элементов представляет собой адаптивную систему, которая может состоять из пиксельных, линейных и ленточных модулей. Трансформация адаптивных модулей происходит системно. Для ее достижения необходимо техническое оснащение, как программное, так и конструктивное. Приспособление зданий к изменениям окружающей среды происходит за счет датчиков, контроллеров и программное обеспечение, которые в зависимости от цели трансформации, согласно прописанному алгоритму, видоизменяет поверхность фасада. Адаптивные модули также могут быть выполнены из жестких или гибких материалов.
Природные аналогии в современной архитектуре В современной архитектуре можно выделить такие понятия, как как органицизм, бионика, биомиметика, самоорганизация. Эти объекты зачастую не имеют внешнего сходства, но созданы на основе подхода к архитектуре как к живому организму, в основу которого положена идея заимствования приспособлений и способов организации природных объектов, идея согласования природного и антропогенного. – Метод прямой аналогии — неизменно популярен с древнейших времен и характерен для ряда построек современной архитектуры. Можно выделить две основные формы прямых аналогий в современной архитектуре – абстрактные (включающие транслируемые конструктивно-тектонические особенности) и оптические (копирующие визуальный и/или эмоциональный образ объекта живой природы для создания выразительного композиционного решения). – Синтез идей бионического формообразования и новейших подходов архитектурного конструирования осуществляется с помощью метода структурных аналогий. Принципы эти основываются в большей степени не на классических художественных представлениях, а на методах, заложенных в бионике и технологиях искусственного морфогенеза.
Формообразование в живой природе характеризуется высокой вариативностью, сложностью, взаимосвязанностью элементов структур, многообразием составляющих их геометрических фигур. Данная особенность явилась причиной появления множества архитектурных приемов, конвертирующих выявленные характеристики структурной организации природного аналога в нечто приемлемое для воспроизводства в реальном строении. Условно все они объединяются понятием «нелинейная архитектура». В ходе исследования были выявлены следующие категории применяемых структур: фракталы, складки, капли и природный ландшафт. – Концепция аналогии природных процессов подразумевает создание архитектуры, тем или иным образом интерпретирующей закономерности развития живой природы. В данном случае проектируемый объект рассматривается не как статичное образование, а как система, способная к росту и изменениям во времени. Такие объекты реализуют принципы адаптации, саморегуляции, метаболизма, самоформирования и роста, раздражимости и возбудимости. Использование аналогий процессов привело к появлению «умных» зданий, оснащенных системами датчиков, реагирующих на изменения показателей внешней среды и создающих благоприятные условия для человека. Особое внимание уделяется использованию экологически чистых материалов и новейших технологий, позволяющих зданиям производить собственную энергию, самоочищаться. Применение этих принципов в проектировании и строительстве небезосновательно можно считать ключом к достижению экологического равновесия при помощи архитектурных средств и высоких технологий Концепция динамической архитектуры В итоге архитектурный объект, попадая в новую сферу, эволюционирует к устойчивому состоянию. Этот процесс может носить как циклический, так и ациклический характер. Но, в первую очередь, динамическая архитектура направлена на диалог с человеком и природой. Этот подход обеспечивает создание не просто архитектурного объекта, но «живого пространства» в целом. Так же одним из важных этапов успешного развития и создания когерентного архитектурного пространства является экологический аспект: использование экологически чистых материалов, альтернативных источников энергии, уменьшение негативного влияния на окружающий мир. Для понимания концепции, динамическую архитектуру можно рассматривать через основные принципы синергетики:
1. Гомеостатичность – способность поддерживать свои параметры и функции в определенном диапазоне, основанная на устойчивости внутренней среды объекта. 2. Иерархичность – структурная организация сложных многоуровневых систем. 3. Нелинейность – предполагает наличие границ целостности объекта. Целое не есть сумма его частей; качество суммы не тождественно качеству слагаемых. 4. Открытость – взаимодействие системы со своим окружением. 5. Неустойчивость – состояние, траектория или программа с отклонением от нормы, увеличивающимся со временем. 6. Динамическая иерархичность – это основной принцип прохождения системой точек бифуркаций, ее становления, рождения и гибели иерархических уровней. 7. Наблюдаемость – это относительность интерпретаций к масштабу наблюдений и изначально ожидаемому результату. Нелинейный подход к анализу и к решению задач проектирования ведет к созданию архитектурных объектов, способных к адаптации в меняющихся условиях окружающего мира путем трансформации или мобильности с минимальными материальными затратами в будущем. Немаловажным является необходимость рассмотрения здания и сооружения динамической архитектуры в контексте структуры города Теоретические направления гуманизации архитектуры Процесс урбанизации - глобальная проблема современности. Существуют направления архитектуры, где можно почерпнуть идеи для развития благоприятной среды: экоустойчивая архитектура, архитектура метаболизма, органическая архитектура, бионическая архитектура, параметрическая архитектура, хай-тек.
Одна из глобальных проблем современности в научной литературе соотносится с процессом урбанизации. В подавляющем большинстве городов формируется агрессивное окружение, кризис архитектурной среды ярко ощущается жителями мегаполисов. Роль цвета, формы, плоскостей и линий в восприятии пространства человека давно доказана учеными. От визуального комфорта зависит, насколько здоровые, социально-активные личности сформируются, развиваясь в гармоничном пространстве. Еще одна проблема архитектуры проблема мегаполисов - это скудная цветовая палитра. Не хватает зелѐ ного цвета и самой природы. Почти не используются возможности «зелѐ ной» архитектуры и новые технологии экоустойчивого строительства. Можно проследить попытки внедрения природного компонента в структуру зданий, присутствует внедрение систем энергосбережения «Умный дом», «Пассивный дом», других инновационных технологий и материалов. Уральский климат не дает возможности использовать «зеленую» архитектуру в полной мере, хотя существует опыт зарубежных стран с похожим климатом и пригодной для него флорой (Норвегия, Чехия). Останавливает страх перед неоправданными затратами или риск того, что растения не приживутся, но предполагаемое развитие «зелѐ ной» архитектуры возможно. Изменить положение дел может новое понятие экоустойчивой архитектуры как процесса, в котором разработчики делают акцент на жизненный цикл здания. «8 HOUSE» в Копенгагене, Bjarke Ingels Group. Существуют направления архитектуры, где можно почерпнуть идеи для развития благоприятной среды: Архитектура метаболизма, основным формообразующим принципом которой является деструктивность. Используется «пустое», или «промежуточное» пространство, визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств, при помощи символических пространственных структур («Edificio Mirador» в Мадриде, бюро MVRDV и Blanca Lleó ).
В основе органической архитектуры – подход к проектированию с решением вопросов взаимодействия естественной и искусственной природы. Форма и функция едины – этот тезис является стержнем органической архитектуры («Резиденция Ченеква» в США, Robert Harvey). Бионическая архитектура устанавливает связь между живой природой, еѐ развитием и архитектурой. От функции к форме и к закономерностям формообразования – основной путь архитектурной бионики («Aquа Tоwer» в Чикаго, Джоан Ганг). Параметрическая архитектура – создание объектов на основе нелинейности («Концертный зал имени Уолта Диснея» в США, Френк Генри). Хай-тек – противоположное направление биотеку. Техническая функция рассматривается как эстетический элемент. Использование высоких технологий и новейших материалов в строительстве, четкая структурированность конструктива объекта. Различают индустриальный и геометрический хай-тек («Центр Жоржа Помпиду» в Париже, Ренцо Пиано и Норман Фостер и «Pacific Design Center» в США, Ричард Роджерс и Ренцо Пиано). Основные принципы подходов: неповторимость, создание гармонии, использование природных материалов и естественных цветов, соответствие архитектуры контексту, следование природным формам, эстетика во всѐ м. Выявление и грамотное проявление направлений и принципов формирования архитектуры с экологическими требованиями социального комфорта создаст концепцию и рекомендации по решению проблем современной архитектуры. Если рассматривать вопрос о проблеме эксплуатации, то точного ответа на него не будет, так как в моем понимании, грамотное выявление существующих на сегодняшний день проблем, с последующим их решением, предполагает полное исключение их в процессе дальнейшей эксплуатации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|