Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обуздание языка в пище и речи




О дной из самых главных дисциплин, необходимых для того, чтобы придти к единству с Богом, является контроль языка; его надо практиковать как в области пищи, так и в области речи. Гита утверждает, что без контроля над языком невозможно следовать путём преданности и войти в покои Йоги, ведущей к Богу.

Воплощения Любви!

Как большинство животных и птиц, человек обладает пятью органами чувств. Органы чувств следует использовать чрезвычайно осторожно, всегда осознавая их возможности и ограничения. Их надо контролировать так же, как вы контролируете мощные энергии и инструменты, используемые в повседневной жизни. Например, если пользоваться огнём осторожно и мудро, он во многих случаях может быть вам полезен; но когда он выходит из-под контроля, он может принести большой вред. Возьмите к примеру электричество или нож: если вы знаете, как правильно пользоваться ими, они принесут благо, в противном случае они могут быть очень опасны. Всё зависит от осторожности и от вашей разумности. Веданта обращает особое внимание на то, как правильно использовать органы чувств и как применять это знание в повседневной жизни.

Двойная сила языка

Каждый орган чувств, данный человеку, имеет только одно свойственное ему применение, но язык наделён двойной силой: он обладает силой речи и силой вкуса. В Гите Господь предупреждает вас о том, что язык надо применять с особой осторожностью. Он хвалит того преданного, который достиг полного контроля над своим языком, ибо у такого преданного скоро разовьётся чистое и уравновешенное сердце, и он будет чувствовать постоянное присутствие Господа. Чтобы добиться такого контроля, преданные практикуют особые дисциплины, такие как соблюдение молчания, контроль диеты или соблюдение полного поста.

Пост способствует здоровью физического тела; в ментальной области он приносит радость и блаженство. Неограниченное и нерегулируемое принятие пищи очень вредно для человека. Потворство в употреблении различных видов вкусной пищи может привести преданного к бездеятельности и инерции тамас-гуны. Думать, что можно продолжать наслаждаться удовольствиями пищи, пытаясь в то же время угодить Богу и насладиться близостью к Нему, чрезвычайно глупо. Эти две вещи: наслаждение пищей и достижение близости к Богу, — несовместимы. Поэтому с самого начала вы должны приложить все силы, чтобы держать язык под контролем. Стоит вам овладеть языком, как остальные органы чувств тоже автоматически попадут под контроль.

Контроль над языком

Сегодня преданные берут на себя всякого рода нормы и правила, чтобы жить строгой духовной жизнью; к сожалению, это недостаточно эффективно для достижения контроля над языком. В действительности нет необходимости предпринимать такие огромные усилия, чтобы контролировать различные органы чувств; если достигнут контроль над языком, то все остальные органы чувств придут в соответствие сами по себе. Человек подвержен многочисленным сомнениям, эмоциональным всплескам, противоречиям и смятению, потому что он не может добиться контроля над своим языком. Контроль языка относится не только к пище, но и к речи. Следует признать, что нет ничего более могущественного, чем сила слова. По этой причине надо держать свою речь под строгим контролем.

Вы можете наблюдать, что в жизни часто приходится жертвовать даже ради малого. Ничего нельзя получить даром. Человек готов пожертвовать своей жизнью даже ради чего-то небольшого, незначительного, ненужного. Но он не ищет самого главного, того, что включает в себя всё остальное и что лежит в основе всего. Атма — величайшее из всех сокровищ. Только отказавшись от чего-то одного, вы сможете вместо этого получить другое. Разве не стоит тогда отказаться от всего остального ради того, чтобы получить самое важное и ценное из всех приобретений? Разве вы не должны пожертвовать всем ради достижения Атмы?

Если вы хотите купить овощи на рынке, вы должны взамен заплатить деньги. Не предлагая платы, а следовательно не жертвуя частью своих денег, вы не сможете получить овощи. Отдав что-то одно, вы сможете получить другое. Таким же образом, если вы хотите приобрести какие-то добродетели, вы должны отказаться от дурных качеств. Только жертвуя своими симпатиями и антипатиями, вы сможете достигнуть невозмутимости души. Только пожертвовав дурными качествами, вы сможете достигнуть благородных качеств; только отказавшись от плохих мыслей, плохих привычек и плохого поведения, можно достигнуть добрых мыслей, добрых привычек и доброго поведения.

Многие мудрецы описывают, что язык всегда жаждет наслаждаться только хорошим и как всё станет для вас легко, когда вы сможете добиться контроля над ним. Основной путь для осуществления такого контроля — соблюдение молчания. Молчание относится не только к обузданию языка. Вы должны практиковать не только молчание в речи, но также и молчание в мыслях. Ваш разум должен быть свободен от всех мыслей. В этом истинное молчание.

Развивайте чувство различения

Если вы хотите добиться контроля над пищей, которую вы принимаете, вам не следует продолжать кормить язык всем, чего бы он ни пожелал. Следует развивать Будд’и-йогу, что значит развивать разум, умеющий различать. Необходимо использовать способности различения, чтобы постоянно находить то, что неизменно, и отличать его от того, что преходяще. Это можно описать как Будд’и-йога — йога интеллекта.

Вы должны разобраться в том, относится ли пища, которую вы принимаете, к качествами cаттва-гуны, раджас-гуны или тамас-гуны, то есть чиста ли она или обеспокоит и понизит моё сознание. Если бы вы задавали себе такого рода вопросы, используя при этом различение, и принимали бы пищу рассудительно, вас не трогали бы ни критика, ни похвала; вы всегда оставались бы невозмутимыми.

Но если вы принимаете пищу без разбора, не пытаясь выяснить, чиста она или может нарушить покой вашего сознания, понизив его уровень, если вы лишь думаете о том, чтобы удовлетворить свой голод и вкусовые железы, вы не сможете контролировать свои привязанности и чувства. Вы опуститесь до того, что станете хилыми. Если кто-нибудь сделает вам замечание, критикуя или обвиняя вас, вы начнёте терять уверенность в себе и чувствовать, что весь мир против вас. Как только вас раскритикуют, ваше счастье исчезнет, вас охватит горе и чувство, что жизнь бесполезна.

С другой стороны, если кто-то похвалит вас и даст вам высокую оценку, ваше эго и гордыня станут раздуваться, и будет почти невозможно держать их в подчинении. В чём причина такой нестабильности? Одной из наиболее важных причин такого рода слабости является та пища, которую вы принимаете.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...