Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Нерегулируемые пешеходные переходы. Регулируемые пешеходные переходы




Тема 1. Дорога и ее элементы. Участники движения

Понятие «участник дорожного движения»: пешеход, водитель, пассажир.

Название и назначение элементов городской дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная по­лоса, полоса движения).

Назначение поребрика, пешеходного ограждения.

Название и назначение элементов загородной дороги (проезжая часть, обочина, кювет).

Правила движения пешеходов по тротуарам. Правостороннее движение пешеходов.

Правила движения пешеходов по загородной дороге.

Ход занятия

В начале занятия педагог выясняет, что думают дети о том, зачем люди строят дороги, для чего суще­ствуют Правила дорожного движения. В ходе обсуждения преподаватель подводит детей к выводу, что дороги строятся для удобства передвижения людей (как в транспортных средствах, так и пешком), а Правила дорожного движения необходимы для безопасного передвижения по дорогам.

Далее вводится понятие «участник дорожного движения» (человек, принимающий непосредственное участие в процессе движения) и даются определения понятиям «пешеход», «водитель», «пассажир».

Пешеход - человек, двигающийся по дороге вне транспортного средства (ТС) и не производящий на ней работы.

Водитель - человек, двигающийся по дороге в ТС и управляющий им.

Пассажир - человек, двигающийся по дороге в ТС, но не управляющий им, а также тот, кто заходит в ТС или выходит из него (кроме водителя).

Можно задать вопрос, к какой категории участников дорожного движения относятся велосипедис­ты, мотоциклисты (водители) и велосипедисты, ведущие свой велосипед (пешеходы).

После этого надо разобрать, из каких элементов состоит дорога. Для этого сначала вводятся понятия «городская дорога» и «загородная дорога».

Городская дорога - это дорога, проложенная в пределах населенного пункта, загородная дорога, со­ответственно та, которая прокладывается вне пределов населенного пункта. Детям демонстрируются плакаты с изображением двух видов дорог, и анализируется, из каких элементов состоит каждая из них, а также обязательно разбирается, для чего предназначен каждый из элементов дороги.

Городская дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути (не обязательно), разделительная полоса (не обязательно).

Загородная дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, обочина, кювет, раздели­тельная полоса (не обязательно).

Назначение элементов дорог:

- проезжая часть предназначена для движения безрельсовых ТС, пешеходам двигаться по проезжей части запрещено;

- тротуар (фр. trottoir от trotter - быстро ходить) предназначен для движения пешеходов, ТС двигать­ся по тротуару запрещено. Тротуар строится таким образом, чтобы он был выше уровня проезжей части;

- трамвайные пути предназначены для движения трамваев, остальным транспортным средствам раз­решается въезжать на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, если при этом транспортное средство не создает помех для движения трамвая.

- обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, пешеходам разрешено дви­гаться по обочине, соблюдая правила безопасности;

- кювет (франц. cuvette, букв. - лохань, таз) предназначен для сбора и отвода воды с дорожного полотна;

- разделительная полоса (не путать с разделительной линией!) разделяет дорогу на проезжие части встречного направления и не предназначена для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

При разговоре о городской дороге надо обязательно объяснить назначение поребрика и пешеходного ограждения. Дети должны понять, что поребрик — это не тротуар и не проезжая часть, а граница между ними, как граница между двумя государствами, нейтральная полоса. Поэтому двигаться по поребрику пешеходу нельзя, очень опасно. Сами дети могут попытаться объяснить, почему движение по поребрику опасно для пешеходов. Также надо акцентировать внимание детей на том, что пешеходное ограждение устанавливается по краю тротуара для безопасности пешеходов на наиболее опасных участках дороги, поэтому категорически запрещается перелезать через пешеходное ограждение и сидеть на нем.

После того, как названия и назначение элементов дороги разобрано, с помощью напольной игры «Азбука дорожного движения» моделируется участок дороги (сначала городской). Дети должны опре­делить, где на этом участке проезжая часть, где тротуар. На дорогу приглашаются два «пешехода» из числа обучающихся. С их помощью преподаватель объясняет правила движения пешеходов по городс­кой дороге (двигаться только по тротуару, по его правой стороне спокойным шагом). Надо наглядно продемонстрировать обучающимся, что в противном случае пешеходы могут столкнуться, помешать друг другу, затормозить движение на тротуаре. Здесь же впервые вводится термин «правостороннее движение». После «пешеходов» на дорогу приглашаются «водители». Им предлагается занять своё ме­сто на дороге. Когда «водители» определяться, всем остальным задается вопрос: «Правы ли наши води­тели, нет ли у вас замечаний?».

Если «водители» заняли место на проезжей части, на её правой стороне замечаний быть не должно. В противном случае объясняется, в чем каждый из «водителей» ошибся. Вводится термин «дорога с двусторонним движением» — транспорт движется по дороге в двух направлениях. Дети-«водители» показывают, как они будут двигаться по дороге. После этого педагог перестраивает «водителей» так, чтобы они двигались в одном направлении и занимали всю ширину проезжей части.

Детям задается вопрос: «Бывает ли такая ситуация на дороге? Нарушают ли водители правила до­рожного движения?» Вводится термин «дорога с односторонним движением» — транспорт движется по всей ширине дороги в одном направлении.

Выводы:

- по дороге с двусторонним движением водители должны двигаться только по правой стороне про­езжей части;

- пешеходы на городской дороге должны двигаться только по правой стороне тротуара спокойным шагом.

Обязательно надо обсудить правила движения на велосипеде. Так как по дороге, а именно по проез­жей части на велосипеде разрешается ехать лишь тем, кто достиг 14 лет, детям до 14 лет по дороге с велосипедом можно двигаться лишь, ведя велосипед рядом с собой, по тротуару. В этом случае они приравниваются к пешеходам и подчиняются правилам движения пешеходов по дороге. Кататься же на велосипеде можно в любом безопасном приспособленном для этого месте.

Далее с помощью той же напольной игры разбирается движение пешеходов и транспортных средств по загородной дороге. Дети показывают, где находится проезжая часть, где обочина (кювет можно не изображать). Так как движение транспортных средств по загородной дороге такое же, как и по городс­кой (скорость здесь не рассматривается), можно вызвать детей-«водителей», чтобы они самостоятель­но показали, как будут двигаться по дороге. Потом «водители» остаются на дороге, к ним приглашают­ся «пешеходы». Создавая различные ситуации, преподаватель должен подвести детей к выводу, что самым безопасным способом движения по обочине для пешеходов является движение навстречу транс­портным средствам.

Закрепление

Для закрепления изученного детям предлагается выполнить следующее задание: на рисунке с изобра­жением городской и загородной дорог надо раскрасить их элементы теми цветами, которые предложит педагог. Например, проезжую часть - серым, тротуар - зеленым, обочину - желтым, кювет - голубым и обязательно найти поребрик и раскрасить его красным цветом. Далее на тротуаре и обочине красной точ­кой обозначить местоположение пешехода и стрелочкой показать направление его движения.

После выполнения заданий происходит фронтальная проверка, обсуждается, как правильно надо было их выполнить.

Тема 2. Нерегулируемые пешеходные переходы. Регулируемые пешеходные переходы

Основные понятия и определения

Понятие «пешеходный переход». Виды пешеходных переходов (подземный, надземный, наземный) и их обозначение.

Понятие «нерегулируемый пешеходный переход».

Правила перехода дороги по наземному нерегулируемому пешеходному переходу. Требования к дви­жению водителей при подъезде к пешеходному переходу.

Виды светофоров: транспортный, пешеходный. Значение сигналов светофора (очень подробно о зна­чении желтого сигнала и соответствующих действиях пешеходов и водителей).

Понятие «регулируемый пешеходный переход».

Правила перехода проезжей части по регулируемым пешеходным переходам.

Проезд транспортных средств через регулируемые пешеходные переходы.

Ход занятия

Повторение

Провести повторение можно разными способами. Например, смоделировав участок дороги, расста­вить на нем «водителей» и «пешеходов» и предложить детям найти нарушителей правил дорожного дви­жения или тех, кто ведет себя небезопасно. После разбора ситуаций повторить правила движения пеше­ходов на городской и загородной дорогах. То же самое можно сделать, используя рисунки с изображени­ем участников дорожного движения, действующих согласно правилам дорожного движения и нарушаю­щих их. Детям можно предложить раскрасить нарушителей красным цветом, а остальных - зелёным.

Новый материал

Детям задается вопрос: «Что должен найти пешеход на дороге, если ему требуется перейти на проти­воположную сторону?»

Обычно, дети отвечают «Зебру», «Светофор». Правильным признается ответ «Пешеходный пере­ход». Дается определение понятию «пешеходный переход»

Пешеходный переход - участок на дороге, выделенный для движения пешеходов через проезжую часть (Правила разрешают переход проезжей части в местах, где в зоне видимости нет пешеходных переходов, если дорога хорошо просматривается в обе стороны. Но для детей этот пункт правил можно опустить, ориентируя их на переход проезжей части только по пешеходному переходу).

Рассмотрев плакаты с изображением различных видов пешеходных переходов (наземного, подзем­ного и надземного), надо подвести детей к выводу, что самым безопасным переходом является подзем­ный. Почему? При переходе по наземному переходу, остается опасность наезда транспортного средства на пешехода, при переходе по надземному переходу, в случае несоблюдения правил безопасности, пе­шеход может упасть вниз на проезжую часть, и только при переходе по подземному переходу, возмож­ности оказаться на пути транспортного средства у пешехода нет.

Так как наземные переходы самые распространенные, но и самые небезопасные, пользуясь ими необ­ходимо строго придерживаться правил безопасного поведения, которые с детьми подробно обсуждаются.

С помощью напольной игры «Азбука дорожного движения» вновь моделируется участок дороги, на котором размечается пешеходный переход. С детьми подробно разбирается, по каким признакам мы определяем, что пешеходный переход действительно есть на данном участке дороги. Этими признака­ми являются: нанесенная на проезжую часть разметка «зебра» и установленный дорожный знак «Пе­шеходный переход», причем, они могут быть использованы как по отдельности, так и вместе.

На смоделированную дорогу приглашаются «водители» и «пешеход». Попутно еще раз проговари­ваются правила движения водителей и пешеходов по дороге.

Вводится понятие «нерегулируемый пешеходный переход», т.е. переход, на котором отсутствуют средства регулирования дорожного движения (светофор) и не работает регулировщик. Ребенку-«пе- шеходу» дается задание: надо пройти по тротуару и перейти на противоположную сторону дороги. Да­лее по ходу действий ребенка, преподаватель комментирует его действия, исправляет ошибки, дает по­яснения. В итоге, выводится алгоритм действий пешехода при переходе дороги с двусторонним движе­нием по нерегулируемому пешеходному переходу:

а) Подойдя к пешеходному переходу, надо остановиться с правой стороны перехода на краю троту­ара, не наступая на поребрик.

б) Посмотреть налево и направо и определить: какая это дорога - с двусторонним движением или с односторонним.

в) Посмотреть налево и убедиться, что транспортные средства остановились или находятся на бе­зопасном расстоянии.

г) Если дорога с двусторонним движением, посмотреть направо и убедиться, что справа транспорт­ные средства также остановились или находятся на безопасном расстоянии.

д) Еще раз посмотреть налево, окончательно убедиться в безопасности перехода.

е) Переходить проезжую часть быстрым шагом, но не бегом!

(данный алгоритм в виде памятки выдается детям по окончании занятия).

Во время перехода надо наблюдать за транспортными средствами слева, а на другой половине доро­ги — справа.

При вынужденной остановке на середине проезжей части не делать шагов ни вперед, ни назад! Сле­дить за транспортными средствами, движущимися слева и справа.

При одностороннем движении наблюдать за транспортными средствами со стороны их движения.

Идти по переходу под прямым углом к тротуару, а не наискосок.

Во время практических действий «пешехода» и «водителей» выясняется, почему дорога осматрива­ется именно в таком порядке: сначала налево смотрим, потом направо (при правостороннем движении автомобиль, приближающийся слева, первым пересечет путь пешеходу).

В это же время разбираются и действия водителей при подъезде к пешеходному переходу. В Прави­лах говорится: «Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу». Не вдаваясь в тонкости трактовки поня­тия «уступить дорогу», будущих водителей можно приучать к мысли, что пешехода надо пропускать на пешеходном переходе, а для этого останавливать свой автомобиль. Также не лишним будет объяснить, что остановка, парковка автомобиля на пешеходном переходе и ближе 5м перед ним запрещена. Поче­му? Стоящий автомобиль либо препятствует движению пешеходом, либо закрывает обзор проезжей части, и пешеход не может убедиться в безопасности перехода.

После подробного разбора ситуации перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу, можно несколько раз на практике повторить все этапы перехода (на условную дорогу по оче­реди вызываются разные учащиеся), каждый раз акцентируя внимание детей на том, что до выхода на проезжую часть, надо быть твердо уверенными в безопасности перехода.

Закрепление

В качестве закрепления предлагается следующее задание: на рисунке с изображением нерегулируе­мого пешеходного перехода раскрасить пешеходов, переходящих дорогу. Соответственно тех, кто дей­ствует безопасно - зеленым цветом, кто нарушает правила безопасности - красным.

Переходя к понятиям регулируемого пешеходного перехода, преподаватель демонстрирует модель светофора. Детям задается вопрос: «Кто может объяснить, для чего этот прибор используется?». Уточ­няется, что светофор - это светосигнальное устройство с ручной или автоматической подачей сигналов о разрешении или запрещении движения в определенных направлениях. Далее уточняются значения сигналов светофора. Согласно Правилам дорожного движения:

- красный сигнал светофора запрещает движение;

- зеленый сигнал светофора разрешает движение;

- желтый сигнал светофора запрещает движение и предупреждает о смене сигналов.

Далее вводится понятие «регулируемый пешеходный переход» - переход оборудованный светофором или переход, на котором работает регулировщик.

На смоделированную дорогу снова приглашаются «водители» и «пешеходы», кому-то из детей по­ручается «работать» светофором (или работу светофора может продемонстрировать преподаватель).

Необходимо подробно рассмотреть действия пешехода на регулируемом пешеходном переходе. Для этого рассматриваются три ситуации: пешеход подошел к переходу и видит:

- в направлении его движения горит красный сигнал;

- в направлении его движения горит желтый сигнал;

- в направлении его движения горит зеленый сигнал.

Ребенку, изображающему пешехода в каждой ситуации, задается вопрос: «Что сейчас должен делать пешеход?». В ходе обсуждения необходимо прийти к следующим выводам:

- увидев красный сигнал светофора, пешеход стоит у пешеходного перехода, не предпринимая ника­ких действий;

- увидев желтый сигнал светофора, пешеход также стоит у пешеходного перехода, не предпринимая никаких действий.

Ошибочно мнение, что в этот момент пешеход должен готовиться к переходу проезжей части.

Во-первых, пешеход - это не механизм и ему нечего готовить, чтобы начать движение, во-вторых, не* зная, какой сигнал был до желтого, а следовательно, не зная, какой будет после, пешеход, психологи­чески готовый к началу движения, может совершить опасные для себя действия - шагнуть на проез­жую часть, не дождавшись разрешающего сигнала.

Увидев зеленый сигнал светофора, пешеход перед началом движения должен убедиться в безопас­ности перехода. ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ РАЗРЕШАЕТ ДВИЖЕНИЕ, НО НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЕ­ЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ! То есть после того как загорится зеленый сигнал светофора, пешеход должен действовать по тому же алгоритму, что и при переходе дороги по нерегулируемому пешеходно­му переходу.

Дети приходят к выводу, что действия пешехода во время работы красного и желтого сигналов све­тофора одинаковы.

Далее преподаватель демонстрирует модели транспортного и пешеходного светофора. Детям пред­лагается их сравнить, найти различия. Задается вопрос «Почему пешеходный светофор не имеет жел­того сигнала?» Дети самостоятельно делают вывод: в пешеходном светофоре желтый сигнал оказыва­ется лишним, т.к. действия пешехода во время работы красного и желтого сигналов одинаковы.

Закрепление

Рассматриваются плакаты с изображением различных дорожных ситуаций на регулируемых пеше­ходных переходах, обсуждается поведение водителей и пешеходов. Можно также провести обычный фронтальный опрос по изученной теме.

В заключении детям выдается памятка с правилами безопасного перехода проезжей части по регу­лируемому пешеходному переходу:

Правила безопасного перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу

а) Подойди к пешеходному переходу и остановись на краю тротуара с правой стороны, не наступая на поребрик;

б) Дождись зеленого сигнала или разрешающего жеста регулировщика.

в) Посмотри налево и убедись, что транспортные средства стоят и пропускают пешеходов.

г) Переходи дорогу, придерживаясь правой стороны перехода.

д) Иди быстро, но не беги.

е) Дойдя до середины, убедись, что транспортные средства справа стоят.

Если при подходе к середине проезжей части загорелся желтый сигнал или регулировщик поднял правую руку вверх, остановись. Стоя на середине проезжей части, не делай шагов ни вперед, ни назад. Следи за проезжающими транспортными средствами справа и слева.

Заканчивай переход, только убедившись, что для тебя снова включился зеленый сигнал или регули­ровщик подал разрешающий сигнал, и транспортные средства справа стоят.

Если желтый сигнал включился или регулировщик поднял правую руку вверх, когда ты прошел уже середину пути, переход надо закончить, внимательно наблюдая за транспортными средствами справа (подробно с сигналами регулировщика дети знакомятся на следующем занятии).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...