Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Сдача теста, тренировочное занятие и «экзамен»по вождению




Тест включает в себя не менее 10 вопросов, по каждой теме программы в тесте должен быть хотя бы один вопрос. Если ребенок отвечает на какой-то вопрос не правильно, ему, во-первых, начисляют штраф­ные баллы за каждую ошибку, во-вторых, задают 2-3 вопроса в устной форме.

В случае правильного ответа на дополнительные вопросы тест считается сданным, в случае неверно­го ответа тест не сдан. Не справившихся с тестом детей приглашают на дополнительные занятия по определенным темам с другими группами.

Тренировочное занятие по вождению проводится по возможности на оборудованной мобильной автоплощадке. Каждый ребенок должен самостоятельно проехать определенный маршрут. Во время прохождения маршрута ребенок должен остановиться на красный сигнал светофора, остановиться воз­ле знака «Движение без остановки запрещено», уступить дорогу пешеходу, двигаться по правой сторо­не проезжей части, не заезжать на тротуар, т.е. соблюдать Правила дорожного движения.

«Экзамен» по вождению проводится также на оборудованной площадке. Каждый ребенок должен самостоятельно проехать определенный маршрут. Если во время прохождения маршрута ребенок до­пустит серьезные нарушения Правил, как-то: проедет на красный сигнал светофора, не остановится возле знака «Движение без остановки запрещено», не уступит дорогу пешеходу, будет двигаться посто­янно по центру или по левой стороне проезжей части, заедет на тротуар, ему начисляются штрафные баллы.

Если количество нарушений превышает число 3, считается, что экзамен не сдан.

По итогам сдачи теста и экзамена детям выдаются «Временные водительские удостоверения».

2.2. Программа обучения основам безопасного поведения на дорогах детей 11-14 лет

Пояснительная записка

Образовательная программа по правилам и безопасности дорожного движения рассчитана на 6 ака­демических часов (4 часа — теоретические занятия, 2 часа — практические занятия). Образовательная программа предназначена для обучающихся 5-8 классов (11-14 лет), а также для обучающихся, уже имеющих некоторый запас знаний по Правилам дорожного движения. Задача образовательной про­граммы - расширить уже имеющиеся знания, внести необходимую корректировку, обобщить и закре­пить знания Правил дорожного движения, сформировать систему знаний и навыков безопасного пове­дения пешеходов на дорогах.

Цель программы: обучение учащихся знаниям и навыкам безопасного поведения на дорогах.

Задачи программы:

• ознакомление учащихся с требованиями Правил дорожного движения к пешеходам и велосипеди­стам;

• формирование представлений о взаимоотношениях водителей и пешеходов в условиях городской среды;

■ формирование навыков определения опасных дорожных ситуаций, и выбора правильного, безопас­ного поведения;

• ознакомление с требованиями культуры безопасного поведения на дорогах.

Программа рассчитана на 6 академических часов и предназначена для работы с группами детей (одна группа составляет 20-25 человек).

Программа позволяет за короткий срок пополнить у обучающихся имеющийся багаж знаний пра­вил движения пешеходов и водителей; расширить объем знаний по Правилам дорожного движения.

Основной формой проведения теоретических занятий является беседа, кроме того, предусмотрены сюжетно-ролевые игры, урок-путешествие, викторины. Задача теоретических занятий сформировать не только знания Правил дорожного движения, но и понимание необходимости их соблюдения. Конт­роль усвоения материала обучающимися осуществляется посредством устного опроса, обсуждения, тестирования.

Практические занятия, проводимые на мобильной автоплощадке, с использованием мини-автомо- билей или велосипедов дают возможность формирования устойчивых навыков безопасного поведения в различных дорожных ситуациях. Попробовав себя в роли пешеходов и водителей, решая поставлен­ные перед ними задачи, обучающиеся смогут не только закрепить полученные знания, но и осознать всю ответственность поведения на дороге, как пешеходов, так и водителей. При проведении практичес­ких занятий необходимо осуществлять контроль правильности выполнения Правил дорожного движе­ния, фиксировать нарушения и поощрять исправление допущенных ошибок.

По окончании обучения учащиеся должны знать:

■ названия элементов дорог, и их назначение;

• правила поведения пешеходов и велосипедистов на дорогах;

■ виды пешеходных переходов, и их обозначения;

• виды светофоров, значение сигналов светофоров;

■ значение сигналов регулировщика;

• значение дорожных знаков и дорожной разметки;

• правила перехода и проезда регулируемых перекрестков и переходов;

• правила перехода и проезда нерегулируемых перекрестков и переходов;

• правила пользования городским маршрутным транспортом, и другими видами транспорта.

Учащиеся должны уметь:

• определять опасные участки дорог;

■ определять опасные дорожные ситуации;

• выбирать безопасную модель поведения в различных дорожных ситуациях;

• переходить через проезжую часть по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам и перекресткам;

• проезжать через регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы и перекрестки.


№ п/п Наименование темы Кол-во часов
теория практика всего
1. Дорога и ее элементы. Участники движения. Правила движения велосипедистов   -  
2. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы   -  
3. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки   -  
4. Дорожные знаки и разметка. Маршрутный транспорт   -  
5. Практические занятия -    
ИТОГО:      

 

Содержание программы обучения детей 11-14 лет

1. Дорога и ее элементы. Участники движения. Правша движения велосипедистов

Городские и загородные дороги, их элементы (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, трам­вайные пути, обочина, кювет). Поребрик, пешеходное ограждение, их назначение. Одностороннее и двухстороннее движение транспортных средств. Правостороннее движение. Требования к движению транспортных средств. Понятие «Пешеходная дорожка», «Пешеходная улица», «Жилая зона». Прави­ла движения пешеходов по городским и загородным дорогам. Правила движения велосипедистов.

2. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы

Виды пешеходных переходов, их обозначения. Виды светофоров: транспортный, пешеходный. Зна­чение желтого и мигающего зеленого сигналов светофора. Значение сигналов регулировщика. Прави­ла перехода проезжей части по регулируемым пешеходным переходам. Опасность вынужденной оста­новки на середине проезжей части; правила необходимой безопасности при вынужденной остановке. Проезд транспортных средств через регулируемые пешеходные переходы.

Обозначенные и необозначенные пешеходные переходы. Понятия «остановочный путь», «мертвая зона». Признаки начала движения автомобиля. Правила перехода по нерегулируемым пешеходным переходам. Безопасное расстояние до приближающегося автомобиля, и его определение. Опасность выхода на проезжую часть в местах ограниченного обзора.

3. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки

Виды перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями при проезде перекрест­ков, и их определение. Правила перехода регулируемых перекрестков по сигналам светофора и регули­ровщика. Правила проезда транспортных средств регулируемых перекрестков. Правила перехода нере­гулируемых перекрестков. Правила проезда транспортных средств нерегулируемых перекрестков.

4. Дорожные знаки и разметка. Маршрутный транспорт

Группы дорожных знаков, значение групп.

Вертикальная и горизонтальная разметка.

Разметка «зебра», «разделительная линия», «остановка маршрутных транспортных средств».

Виды маршрутного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси. Остановки марш­рутного транспорта, их обозначения. Правила поведения на остановках. Правила посадки. Поведение в салоне маршрутного транспорта. Выход из маршрутного транспорта. Правила поездки в маршрутном такси. Правила поездки в легковом автомобиле. Правила поездки в метро.

5. Практическое занятие.

Занятие проводится на мобильной автоплощадке, имитирующей городскую среду. Во время заня­тия обучающиеся реализуют на практике полученные знания, формируя навыки безопасного поведе­ния на дороге.

Обучающиеся выполняют следующие задачи:

• движение пешеходов по городской дороге;

■ определение опасных участков дороги;

• определение безопасного маршрута от заданного пункта;

• проезд по территории в соответствии с дорожными знаками, сигналами светофора, регулировщика.

• подача сигналов регулировщика;

• проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

• переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков.


Наименование темы Кол-во часов
п/п теория практика всего
1. Дорога и ее элементы. Участники движения. Правила движения велосипедистов   -  
2. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы   -  
3. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки   -  
4. Дорожные знаки и разметка. Маршрутный транспорт   -  
5. Практические занятия -    
ИТОГО:      

 

Содержание программы обучения детей 11-14 лет

1. Дорога и ее элементы. Участники движения. Правила движения велосипедистов

Городские и загородные дороги, их элементы (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, трам­вайные пути, обочина, кювет). Поребрик, пешеходное ограждение, их назначение. Одностороннее и двухстороннее движение транспортных средств. Правостороннее движение. Требования к движению транспортных средств. Понятие «Пешеходная дорожка», «Пешеходная улица», «Жилая зона». Прави­ла движения пешеходов по городским и загородным дорогам. Правила движения велосипедистов.

2. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы

Виды пешеходных переходов, их обозначения. Виды светофоров: транспортный, пешеходный. Зна­чение желтого и мигающего зеленого сигналов светофора. Значение сигналов регулировщика. Прави­ла перехода проезжей части по регулируемым пешеходным переходам. Опасность вынужденной оста­новки на середине проезжей части; правила необходимой безопасности при вынужденной остановке. Проезд транспортных средств через регулируемые пешеходные переходы.

Обозначенные и необозначенные пешеходные переходы. Понятия «остановочный путь», «мертвая зона». Признаки начала движения автомобиля. Правила перехода по нерегулируемым пешеходным переходам. Безопасное расстояние до приближающегося автомобиля, и его определение. Опасность выхода на проезжую часть в местах ограниченного обзора.

3. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки

Виды перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями при проезде перекрест­ков, и их определение. Правила перехода регулируемых перекрестков по сигналам светофора и регули­ровщика. Правила проезда транспортных средств регулируемых перекрестков. Правила перехода нере­гулируемых перекрестков. Правила проезда транспортных средств нерегулируемых перекрестков.

4. Дорожные знаки и разметка. Маршрутный транспорт

Группы дорожных знаков, значение групп.

Вертикальная и горизонтальная разметка.

Разметка «зебра», «разделительная линия», «остановка маршрутных транспортных средств».

Виды маршрутного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси. Остановки марш­рутного транспорта, их обозначения. Правила поведения на остановках. Правила посадки. Поведение в салоне маршрутного транспорта. Выход из маршрутного транспорта. Правила поездки в маршрутном такси. Правила поездки в легковом автомобиле. Правила поездки в метро.

5. Практическое занятие.

Занятие проводится на мобильной автоплощадке, имитирующей городскую среду. Во время заня­тия обучающиеся реализуют на практике полученные знания, формируя навыки безопасного поведе­ния на дороге.

Обучающиеся выполняют следующие задачи:

• движение пешеходов по городской дороге;

• определение опасных участков дороги;

• определение безопасного маршрута от заданного пункта;

• проезд по территории в соответствии с дорожными знаками, сигналами светофора, регулировщика.

• подача сигналов регулировщика;

■ проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

• переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ ВОЖДЕНИЮ ВЕЛОСИПЕДА

Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Они должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способ­ностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупре­дительными друг к другу.

В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число несчастных случаев с детьми. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине детей, являются недисциплинированность обучающихся, незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения.

Главная задача педагогов — научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, уметь мгновенно анализировать ситуацию на дороге, правильно применять по­лученные знания.

С 7-8 класса обучающиеся, увлекающиеся велоспортом, получают возможность стать водителями транс­портного средства: с 14 лет Правила дорожного движения разрешают ездить на велосипеде по дорогам.

Методика обучения подростков вождению велосипеда с помощью мобильного автогородка помо­жет подготовить обучающихся к безопасному участию в дорожном движении, помочь им сохранить здоровье, а возможно, сберечь жизнь.

Цель обучения заключается в формировании у юных велосипедистов сознательного и ответствен­ного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих во время движения по проезжей части и специально отведенным местам для движения велосипедистов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

- формирование знаний, представлений о безопасном поведении детей на дороге.

Развивающие:

- развитие умения анализировать, сравнивать, обосновывать;

- развитие ловкости, внимания, выносливости.

Воспитывающие:

- воспитание чувства причастности к дорожному движению и ответственности за свое поведение в условиях транспортной среды;

- воспитание дисциплинированности, культуры поведения на улице.

Методика способствует воспитанию личности, стремящейся к здоровому образу жизни.

Содержание:

Примерная программа, которая может использоваться при обучении подростков вождению велоси­педа с помощью мобильного автогородка, рассчитана на 12 часов обучения. Обучение может проходить как отдельными классами, так и группами. Теоретические занятия возможно проводить в учебных ка­бинетах или актовом зале школы, практические занятия на пришкольной территории с использование мобильного автогородка. Обучение по темам программы эффективнее проводить с рассмотрением кон­кретных дорожных ситуаций, связать со схемой безопасного маршрута в свою школу, рассматривать в качестве примеров перекрёстки, светофоры и дорожные знаки, используя мобильный автогородок.

Учебно-тематический план

№ п/п темы теория практика всего
1. Дорожные знаки    
2. Светофор. Перекрестки.Правила проезда перекрестков для велосипедистов      
3. Правила для пешеходов    
4. Правила для велосипедистов и скутеристов. Сигналы велосипедистов      
5. Здоровье и велосипед. Первая доврачебная помощь    
6. Экипировка велосипедиста    
7. Практическое занятие по вождению велосипеда      
8. Зачётный урок в форме тестирования      
Итого:      

 

1. Дорожные знаки

Группы дорожных знаков: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационные, знаки приоритета, знаки сервиса, знаки особых предписаний, знаки дополнительной информации. Ос­новные знаки для пешеходов. Основные знаки для велосипедистов.

2. Светофоры. Перекрестки. Правила проезда перекрестков для велосипедистов

Виды светофоров, места установки, их назначение. Перекрестки. Виды перекрёстков. Правила про­езда перекрёстков.

3. Правила для пешеходов

Дорога. Улица. Проезжая часть. Тротуары. Пешеходный переход. Нере1улируемый и регулируемый пешеходный переход. Дорожные «ловушки».

4. Правила для велосипедистов. Сигналы велосипедистов

Устройство велосипеда. Перевозка грузов и пассажиров. Требования к техническому состоянию ве­лосипеда. Правила движения для велосипедистов. Безопасная скорость, обгон и опережение, подъемы и спуски. Сигналы велосипедистов. «Глухой» велосипедист.

5. Здоровье и велосипед. Первая доврачебная помощь

О пользе катания на велосипеде для здоровья. Велотравмы. Обработка раны после падения с велосипеда

6. Экипировка велосипедистов и скутеристов

Безопасность велосипедиста. Шлем, наколенники, налокотники, перчатки, рюкзак, инструменты и др.

7. Практическое вождение велосипеда

Техника безопасности при езде на велосипеде. Практическая часть: фигурное вождение «змейка», «восьмерка». Вождение в автогородке.

8. Зачётный урок

Тестирование — 12 билетов по 8 вопросов.

Используемые формы и методы при обучении:

Для достижения поставленных цели и задач используются следующие формы занятий: лекции, бе­седы, просмотр презентаций, практическая работа на применение знаний, тестирование.

При применении методики рекомендовано сочетание репродуктивных и частично-поисковых мето­дов обучения: словесных (сочетание монологического и диалогического изложения материала с поста­новкой творческих задач), наглядных (наблюдение, просмотр презентаций), практических.

Для повышения познавательной активности полезно включать в занятия с обучающимися игровые элементы, усиливая их воображение и аналитическую деятельность. Занятия сопровождаются компь­ютерной презентацией.

Материально-техническая и дидактическая основа программы:

ТСО, наглядные средства, для проведения практических занятий рекомендовано использование ве­лосипедов или веломобилей.

Ожидаемые результаты:

Сформированность у обучающихся безопасного поведения в различных ситуациях на дороге, зак­репление знаний Правил дорожного движения.

В перспективе — снижение ДТП с участием детей; воспитание дисциплинированных участников дорожного движения.

К завершению курса обучения учащиеся должны знать:

- правила дорожного движения,

- правила пешехода,

- правила езды на велосипеде,

- сигналы велосипедиста,

- знаки, регламентирующие движение велосипедиста и обозначающие специальные места для ката­ния на велосипеде,

- экипировку велосипедиста,

- устройство и снаряжение велосипеда,

- правила перевозки людей и грузов на велосипеде.


1. Дорожные знаки

Группы дорожных знаков: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационные, знаки приоритета, знаки сервиса, знаки особых предписаний, знаки дополнительной информации. Ос­новные знаки для пешеходов. Основные знаки для велосипедистов.

2. Светофоры. Перекрестки. Правила проезда перекрестков для велосипедистов

Виды светофоров, места установки, их назначение. Перекрестки. Виды перекрёстков. Правила про­езда перекрёстков.

3. Правила для пешеходов

Дорога. Улица. Проезжая часть. Тротуары. Пешеходный переход. Нерегулируемый и регулируемый пешеходный переход. Дорожные «ловушки».

4. Правила для велосипедистов. Сигналы велосипедистов

Устройство велосипеда. Перевозка грузов и пассажиров. Требования к техническому состоянию ве­лосипеда. Правила движения для велосипедистов. Безопасная скорость, обгон и опережение, подъемы и спуски. Сигналы велосипедистов. «Глухой» велосипедист.

5. Здоровье и велосипед. Первая доврачебная помощь

О пользе катания на велосипеде для здоровья. Велотравмы. Обработка раны после падения с велосипеда

6. Экипировка велосипедистов и скутеристов

Безопасность велосипедиста. Шлем, наколенники, налокотники, перчатки, рюкзак, инструменты и др.

7. Практическое вождение велосипеда

Техника безопасности при езде на велосипеде. Практическая часть: фигурное вождение «змейка», «восьмерка». Вождение в автогородке.

8. Зачётный урок

Тестирование — 12 билетов по 8 вопросов.

Используемые формы и методы при обучении:

Для достижения поставленных цели и задач используются следующие формы занятий: лекции, бе­седы, просмотр презентаций, практическая работа на применение знаний, тестирование.

При применении методики рекомендовано сочетание репродуктивных и частично-поисковых мето­дов обучения: словесных (сочетание монологического и диалогического изложения материала с поста­новкой творческих задач), наглядных (наблюдение, просмотр презентаций), практических.

Для повышения познавательной активности полезно включать в занятия с обучающимися игровые элементы, усиливая их воображение и аналитическую деятельность. Занятия сопровождаются компь­ютерной презентацией.

Материально-техническая и дидактическая основа программы:

ТСО, наглядные средства, для проведения практических занятий рекомендовано использование ве­лосипедов или веломобилей.

Ожидаемые результаты:

Сформированность у обучающихся безопасного поведения в различных ситуациях на дороге, зак­репление знаний Правил дорожного движения.

В перспективе — снижение ДТП с участием детей; воспитание дисциплинированных участников дорожного движения.

К завершению курса обучения учащиеся должны знать:

- правила дорожного движения,

- правила пешехода,

- правила езды на велосипеде,

- сигналы велосипедиста,

- знаки, регламентирующие движение велосипедиста и обозначающие специальные места для ката­ния на велосипеде,

- экипировку велосипедиста,

- устройство и снаряжение велосипеда,

- правила перевозки людей и грузов на велосипеде.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила пешеходов,

- выполнять правила езды на велосипеде,

- определять места, специально предназначенные для движения пешеходов и отведённые для езды на велосипеде,

- правильно подавать сигналы при езде на велосипеде,

- охарактеризовать знаки, регламентирующие движение велосипедиста и обозначающие места для катания на велосипеде,

- сделать мелкий ремонт велосипеда,

- взаимодействовать с другими участниками дорожного движения,

- прогнозировать развитие дорожных ситуаций.

Рефлексия:

При завершении ознакомления с каждой темой программы педагог проводит мониторинг знаний учащихся по данной теме в различной форме: устный опрос, тест, игра, викторина и др.

Этапы педагогического контроля

Знания, умения, навыки Сроки Формы проведения
1. Правила для пешеходов, группы дорожных знаков и др. ЗУНы по темам программы После каждой темы в ходе реализации программы Опрос, тест, игра, викторина и др.
2. Умение водить велосипед, подавать сигналы велосипедиста По окончании программы Практическое вождение велосипеда
3. Знание правил дорожного движения, правил велосипедистов и пешеходов По окончании программы Тестирование

 

Методическое сопровождение программы

1. Материалы для бесед, лекций по темам программы.

2. Конспекты занятий отдельных тем программы.

3. Рекомендации для проведения практической части «Вождение велосипеда».

4. Компьютерные презентации к темам программы.

5. Тесты и ответы к ним.

3.1. Приложение № 1

1. Тема -«Дорожные знаки»

Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационные, знаки приоритета, знаки сервиса, знаки особых предписаний, знаки дополнитель­ной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет - красные, синие и особая форма - круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.

Предупреждающие знаки - треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети - предупрежде­ние водителю - приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треуголь­нике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову - значит, на дороге могут появиться животные.

У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и кате­горически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пеше-- ходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.

Следующая группа - предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.

Информационные знаки. Их основной цвет - синий, а форма - квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пун­кту и расстояние до него.

Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего, безопасность движения. Куда поворачивать - налево, направо? Помогает знак, подсказывающий на­правление объезда.

Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проез­жих частей, а также узких участков дорог. Их форма - треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.

Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов: больницы, заправки и др.

Знаки дополнительной информации (таблички) применяются для уточнения или ограничения дру­гих знаков. Случайных знаков не существует, каждый из них несет определенную информацию.

2. Тема «Светофоры. Перекрестки» Светофоры

Для регулирования дорожного движения используются транспортные и пешеходные светофоры. Необходимо отметить, что сигналы транспортных светофоров действуют в отношении всех участни­ков дорожного движения— водителей, пешеходов, велосипедистов, сигналы же пешеходных светофо­ров адресованы лишь пешеходам.

В зависимости от числа сигналов, транспортные светофоры бывают одно-, двух- и трехсекционны- ми. Односекционный светофор, имеющий только мигающий желтый сигнал, сигнализирует водите­лям, что перекресток нерегулируемый, и проезжать его надо с особой осторожностью. Естественно, особую осторожность на нерегулируемом перекрестке надо соблюдать и пешеходу.

Значение сигналов трехсекционного транспортного светофора - это азбука, которую необходимо знать прежде всего.

Зеленый сигнал, как известно, разрешает движение. Зеленый мигающий также разрешает движе­ние, но информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен красный, запрещающий движение. Сочетание красного и желтого также запрещает движение и информирует, что вскоре будет включен зеленый.

Желтый сигнал светофора занимает особое место в этой тройственной системе сигналов. Это - сиг­нал внимания, подаваемый как предупреждение о предстоящей смене основных сигналов. При этом рекомендации по движению пешеходов при желтом сигнале светофора не могут быть однозначны. Так,

если пешеход к моменту включения желтого сигнала находится на проезжей части, то следует быстрее закончить переход. Однако если желтый сигнал светофора застал пешехода на тротуаре перед началом движения, ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть, не дождавшись зеленого сигнала све­тофора.

Говоря о пешеходных светофорах, следует отметить, что в настоящее время широко внедрены свето­форы двухцветной сигнализации, имеющие включаемые поочередно сигналы двух цветов: зеленого и красного с нанесенными на них силуэтами пешехода.

Зеленый сигнала светофора не снимает с пешеходов необходимости соблюдать осторожность — даже при зеленом разрешающем сигнале пешеходу можно выходить на проезжую часть, только убедившись в своей безопасности.

Велосипедист должен подчиняться сигналам светофоров. При повороте велосипедист должен про­пустить пешеходов на пешеходном переходе.

На некоторых перекрестках для велосипедистов есть отдельные светофоры. В этом случае велоси­педист должен подчиняться сигналам светофора для велосипедистов.

Перекрёстки, какие перекрестки бывают

Перекресток — место пересечения в одном уровне двух, трех, а иногда и более дорог. Тут скрещива­ются пути многих тысяч машин и пешеходов.

Перекрестки подразделяются на регули­руемые и нерегулируемые. Движение на ре­гулируемых регламентируется сигналами светофора или командами регулировщика. Отсутствие знаков приоритета говорит, что это пересечение равнозначных дорог, и что­бы разъехаться, нужно пользоваться прави­лом «помехи справа».

И наоборот, наличие знаков, например, 2.4 «Уступите дорогу», 2.5 «Движение без остановки запрещено», или соответствую­щей разметки указывает, что одна дорога

является главной по отношению к другой.

1.6 Пересечение равнозначных дорог. На данном перекрестке разъезд происходит по правилу «помехи справа».

Независимо от вида перекрестка ответственным местом проезда является его центр. Как велосипедисту при повороте налево (там, где такой маневр разрешен) проезжать центр перекрестка — объез­жать его слева или справа? Ведь с другого направления может вы­полняться точно такой же маневр. По Правилам, осуществление правого поворота должно производиться как можно ближе к пра­вой обочине, а левого — как угодно, в виду полного пересечения всей дороги. Реально же допустимо два варианта. Если дорога, на кото­рую вы поворачиваете, имеет несколько полос движения, то поворот налево необходимо осуществлять

таким образом: проехать центр перекрестка слева, стараясь выехать с перекрестка сразу в крайний правый ряд. А если перекресток обра­зован узкими дорогами, то поворот налево, конечно, безопаснее вы­полнять по самой короткой траектории, оставляя центр перекрест­ка справа — другим способом разъехаться с транспортным средством, имеющим большой радиус поворота, будет труднее.

L__ ©

И V г~
Поворот налево на широком (в) и узком (б) перекрестках

Велосипедистам нужно обязательно соблюдать своеобразный кодекс проезда перекрестков, основанный на требованиях Правил: 2.4Уступите дорогу. Треугольник носом вниз указывает на не­обходимость пропустить транспортное средство по пересекаемой дороге.

2.5 Движение без остановки запрещено. Обязывает остановить­ся перед выездом и убедиться в безопасности маневра.

-При повороте налево или развороте уступите дорогу транспор­тным средствам, следующим со встречного направления прямо или налево;

- при повороте направо или налево уступите дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть, на которую поворачиваете, а так­же другим велосипедистам, проезжающим через эту проезжую часть по велосипедной дорожке;

- уступите дорогу трамваю при одновременном с ним праве на движение;

- не выезжайте на перекресток, если за ним образовался затор, который может вынудить остановиться посреди дороги, то есть в

зоне перекрестка, и создаст помеху для движения других транспортных средств.

У светофора

Независимо от количества полос движения, велосипедисту разрешено проезжать перекресток в пря­мом направлении и направо. Необходимо помнить, что поворот налево, не сходя с велосипеда, может быть осуществлен только с того направления дороги, где имеется лишь одна полоса движения.

Проезд нерегулируемых перекрестков

Сложность их проезда заключается в том, что приходится соизмерять свои действия с аналогичны­ми действиями других водителей и пешеходов, в необходимости точного прогноза дорожной ситуации, которая сложится на перекрестке через несколько секунд. И, увы, столкновение случается чаще на не­регулируемых перекрестках.

Первый вопрос, который приходится решать при подъезде к нерегулируемому пересечению: по какой дороге едешь - главной, второстепенной или равнозначной? Главенство или второстепенность дороги определяют знаки приоритета либо наличие покрытия по отношению к той дороге, где его нет. Отсут­ствие этих двух признаков говорит, что впереди - перекресток равнозначных дорог. Причем нужно иметь в виду, что большее число полос движения не является обязательным признаком главной дороги.

Правильный ответ на первый вопрос дает возможность успешно решить и второй - кто должен усту­пить дорогу? Находясь на второстепенной дороге, нужно уступить тому, кто следует по главной, а на пересечении равнозначных дорог уступит имеющий помеху справа.

Среди наиболее частых ошибок у велосипедистов при проезде нерегулируемых перекрестков нужно назвать неправильное распределение своего внимания. Особенно это наблюдается у начинающих: подъезжая к пересечению, они начинают усердно крутить головой в разные стороны.

А правило здесь простое: необходимо в первую очередь обращать внимание на ту дорогу, с которой водитель транспортного средства имеет преимущество в движении.

Если при подъезде к перекрестку нельзя точно определить по признаку покрытия, какая это дорога (например, в темное время суток или из-за снега и грязи), а знаков приоритета нет, то Правила требуют, чтобы вы считали свою дорогу второстепенной.

Светофор вносит строгий порядок при пере­сечении перекрестка. Он здесь хозяин и отменя­ет такие понятия, как «главная» и «второстепен­ная» дороги и, соответственно, действия знаков приоритета. При красном сигнале светофора вы должны остановиться у поперечной линии раз­метки или таблички «Стоп», а если их нет — за несколько метров до светофора, чтобы не мешать переходящим

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...