Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки




Основные понятия и определения

Понятие «перекресток». Виды перекрестков.

Понятие «регулируемый и нерегулируемый перекресток».

Движение пешеходов и водителей через нерегулируемые перекрестки. Значение сигналов регули­ровщика.

Движение пешеходов и водителей по сигналам регулировщика и светофора.

Ход занятия

Повторение

В начале занятия повторяются значения сигналов светофора, и последовательные действия пешехо­дов при переходе проезжей части по нерегулируемому и регулируемому пешеходным переходам.

Новый материал

Вводится понятие «перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на од­ном уровне, в котором возможна смена направления движения. Далее надо показать на плакатах раз­личные виды перекрестков: четырехсторонний, трехсторонние У-образный и Т-образный, площади.

Детям задается вопрос: «Почему перекрестки считаются самыми сложными и опасными участками на дороге?». К перекрестку транспорт подъезжает с нескольких сторон, далее транспортные средства могут изменять направление движения, поворачивать или разворачиваться, поэтому при переходе про­езжей части в зоне перекрестка надо быть особенно внимательными.

По аналогии с понятиями «регулируемый и нерегулируемый пешеходный переход» вводятся поня­тия «регулируемый и нерегулируемый перекресток».

Используя плакаты с изображениями нерегулируемого и регулируемого с помощью светофора пе­рекрестков, на которых есть обозначенные пешеходные переходы, с детьми разбирается, как безопасно переходить через проезжую часть. Здесь надо обратить внимание на то, что перед переходом надо смот­реть не только направо и налево, но и назад/налево, назад/направо, чтобы во время заметить поворачи­вающий или собирающийся поворачивать автомобиль.

После этого разбирается возможность перехода проезжей части в зоне перекрестка, на котором не обозначен пешеходный переход. Для лучшего усвоения схема такого перекрестка должна быть у каж­дого ребенка. На ней дети обозначают место, где Правилами разрешен переход проезжей части. На та­ких перекрестках пешеходы должны пересекать проезжую часть по линиям тротуаров.

Далее рассматриваются сигналы регулировщика. Сначала с детьми обсуждается, кто может регули­ровать движение на дороге. Согласно Правилам дорожного движения к регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатаци- онных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. Нельзя проводить аналогии между сигналами светофора и сигналами регулировщика, т.к. соответствия между ними нет.

С детьми можно разобрать сигналы регулировщика, которые необходимо понимать пешеходам:

- руки регулировщика вытянуты в стороны или опущены: со стороны левого и правого бока пеше­ходам разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение пешеходов запре­щено.

- правая рука вытянута вперед: пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регу­лировщика.

- рука поднята вверх: движение всех ТС и пешеходов запрещено во всех направлениях.

Отработать действия пешеходов во время работы на перекрестке регулировщика можно на смодели­рованной дороге. Причем, и роль «пешехода», и роль «регулировщика» могут выполнять дети.

Закрепление

Во время закрепления можно провести блиц-опрос. На вопросы преподавателя дети дают однознач­ные ответы.

Тема 4. Дорожные знаки и разметка. Маршрутный транспорт

Основные понятия и определения

Назначение дорожных знаков. Группы дорожных знаков, их значение (останавливаемся подробно на предписывающих, предупреждающих, запрещающих и знаках приоритета, оговариваем, к каким груп­пам относятся знаки «Пешеходный переход», «Надземный переход», «Подземный переход», обращаем внимание на то, почему эти знаки относятся к разным группам).

Дорожная разметка, ее назначение («зебра», «разделительная линия»).

Виды маршрутного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай). Остановки маршрутного транспор­та, их обозначения.

Правила поведения на остановках. Правила посадки.

Поведение в салоне маршрутного транспорта.

Выход из маршрутного транспорта.

Переход проезжей части после выхода из маршрутного транспорта.

Ход занятия

Повторение

На смоделированном перекрестке дети в роли «пешеходов» двигаются в соответствии с сигналами регулировщика.

Новый материал.

Информация для педагога. Дорожные знаки - это технические средства организации дорожного движения, содержащие условные обозначения или надписи, информирующие участников дорожного. движения об условиях движения, его особенностях и необходимых режимах, а также о маршруте дви­жения. Для удобства дорожные знаки разделены на группы. Знаки каждой группы имеют общее значе­ние и чаще всего сходный внешний вид: цвет и форму.

На сегодняшний день имеется восемь групп дорожных знаков.

Предупреждающие — для информирования водителя о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Эти знаки имеют треу­гольную форму и красную кайму.

Приоритета — для указания очередности проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги. Знаки имеют разную форму и цвет.

Запрещающие — для введения или отмены определенных ограничений движения. Они имеют круг­лую форму и красную кайму.

Предписывающие — для обозначения необходимых направлений, условий и режимов движения. Знаки имеют круглую форму и голубой фон.

Особых предписаний — для ввода или отмены определенных режимов движения. Знаки имеют пря­моугольную форму и различный фон - зеленый, синий, белый.

Информационные — для информирования участников дорожного движения о расположении насе­ленных пунктов и др. объектов, а также об установленных или рекомендуемых режимах движения. Знаки имеют прямоугольную форму и различный фон - зеленый, синий, белый.

Сервиса — для информирования участников дорожного движения о расположении соответствую­щих объектов. Знаки прямоугольной формы, голубые с черным рисунком на белом фоне.

Дополнительной информации — для уточнения или ограничения действия знаков, с которыми они при­менены. Они выполнены в виде прямоугольных белых табличек с черными изображениями и надписями.

Сначала детям объясняется назначение дорожных знаков, затем их знакомят с группами дорожных знаков. Все группы обсуждать не обязательно, можно остановиться на четырех: предупреждающие, зап­рещающие, предписывающие, знаки приоритета. Группу надо назвать, исходя из названия, обсудить с детьми, какое значение имеют знаки данной группы.

Далее обсуждается внешний вид знаков в группе, ищутся общие признаки. Из каждой группы надо выбрать несколько знаков, значение которых обсуждается подробно. Рассматриваются действия води­телей и/или пешеходов при наличии на дороге того или иного знака. Например, можно подробно рас­смотреть следующие знаки:

Предупреждающие знаки: «Опасный поворот» 1.11.1, 1.11.2 предупреждает о предстоящем пово­роте. Знак «Дети» 1.23 предупреждает о въезде на участок дороги вблизи детского учреждения. Знак «Направление поворота» 1.34.1, 1.34.2 служит для ориентирования водителей в дальнейшем направле­нии дороги на «закрытых» поворотах.

Знаки приоритета: «Главная дорога» 2.1 обозначает начало дороги с преимущественным правом проезда перекрестков. Если на дороге установлен знак «Главная дорога» 2.1, то на всех пересекающих дорогах в пределах действия этого знака обязательно устанавливают знак «Уступите дорогу» 2.4 или «Движение без остановки запрещено» 2.5. Знак «Уступите дорогу» обозначает, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге. Знак «Движение без

остановки запрещено» запрещает водителям движение без остановки перед стоп линией, а если ее нет - перед краем пересекаемой проезжей части.

Запрещающие знаки: «Въезд запрещен» 3.1 запрещает въезд всех транспортных средств в данном направлении. Знаки «Поворот направо запрещен» 3.18.1, «Поворот налево запрещен» 3.18.2 запреща­ют водителям движение в соответствующем направлении.

Предписывающие знаки: «Движение прямо» 4.1.1, «Движение направо» 4.1.2, «Движение налево» 4.1.3, «Движение прямо и направо» 4.1.4 разрешают водителям движение только в направлениях, ука­занных на знаках стрелками.

Дорожная разметка является одним из важнейших средств организации дорожного движения. К разметке относятся линии, надписи и иные обозначения, нанесенные на проезжую часть. «Раздели­тельная линия» — это вид разметки, которая разделяет транспортные потоки противоположных на­правлений. «Зебра» — вид разметки, обозначающий место пешеходного перехода.

Закрепление

В качестве закрепления можно предложить задание на определение группы, к которой относится тот или иной знак. Преподаватель показывает детям любой знак из изученных групп с характерным внешним видом (в группах есть знаки, отличающиеся по внешнему виду от основной массы). Дети должны правильно назвать группу, к которой он относится, и объяснить, почему они сделали такой вывод. После правильного ответа детей знакомят со значением представленного знака.

Далее, преподаватель должен выяснить, понимают ли дети значение термина «маршрутный транс­порт».

К маршрутному транспорту относятся транспортные средства общего пользования (автобус, трам­вай, троллейбус), предназначенные для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Детям предлагается из предложенного набора знаков выбрать те, которые обозначают места оста­новки маршрутного транспорта. Это знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и 5.17 «Место остановки трамвая». Далее обсуждаются правила поведения на остановках. Отдельно об­судить поведение будущих пассажиров на трамвайных остановках, расположенных возле трамвайных путей посередине проезжей части, на так называемых посадочных площадках.

В результате детей подводят к выводу:

а) ожидать маршрутный транспорт надо на обозначенных остановках;

б) во время ожидания нельзя стоять на поребрике, спиной к проезжей части или трамвайным путям, выходить на проезжую часть или на трамвайные пути;

в) если посадочная площадка имеет ограждение, нельзя перелезать через него, садиться на него;

г) на остановке надо вести себя спокойно, не мешая другим людям;

д) при посадке/высадке преимущество имеют пассажиры, выходящие из маршрутного транспорта

Обсуждая вопрос о посадке/высадке и поведении в салоне маршрутного транспорта, акцент делает­ся на безопасность поведения. Безопасность пассажиров обеспечивают следующие их действия:

а) вход или выход осуществляется только при полной остановке транспортного средства;

б) входить или выходить надо поочереди, не толкаясь, спокойно;

в) если трамвайная остановка находится на тротуаре, то перед тем, как направиться к трамваю пас­сажир должен посмотреть налево и убедиться в безопасности, при выходе из трамвая в аналогичной ситуации, прежде чем двинуться к тротуару, пассажир должен посмотреть направо и также убедиться в безопасности;

г) в салоне во время движения надо держаться за поручни (если пассажир едет стоя);

д) к выходу надо готовиться заранее, если в салоне много народу.

Далее с детьми обсуждаются действия пассажиров, которым надо после выхода из маршрутного транс­порта перейти на противоположную сторону проезжей части. Дети должны усвоить, что после выхода из троллейбуса или автобуса надо подойти к ближайшему пешеходному переходу и, соблюдая извест­ные меры безопасности, перейти проезжую часть.

Если в зоне видимости пешеходного перехода нет, выйдя из автобуса или троллейбуса, надо дождаться, когда он отъедет от остановки, освободив тем самым обзор проезжей части, а дальше, убедившись в безопас­ности перехода, пересечь проезжую часть под прямым углом. Если пассажир выходит из трамвая, и рядом нет посадочной площадки, он сначала, соблюдая меры безопасности, проходит на ближайший тротуар.

Там пассажир ждет отъезда трамвая от остановки, а после этого переходит проезжую часть по пеше­ходному переходу, а если такового нет в зоне видимости, то под прямым углом к проезжей части, опять- таки не забывая о правилах безопасности. (Правила безопасности при переходе проезжей части дети должны были усвоить на 2 занятии).

Закрепление

Закрепление изученного материала можно провести в виде ролевой игры «Пассажиры». Дети де­лятся на небольшие группы, каждой группе дается задание: изобразить пассажиров в какой-нибудь ситуации (ожидание транспорта, посадка/высадка, нахождение в салоне). После разыгрывания сценки поведение «пассажиров» обсуждается, подводятся итоги.

Практические занятия

Темы практических занятий соответствуют темам занятий теоретических.

Проводятся занятия на площадке, имитирующей дорогу. Во время занятий учащиеся реализуют на практике полученные знания, формируют навыки безопасного поведения на дороге.

Обучающиеся отрабатывают следующие навыки поведения:

- движение пешеходов по тротуарам;

- одностороннее и двухстороннее движение транспорта;

- проезд пешеходных переходов;

- переход по наземным пешеходным переходам;

- проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

- переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков (важно отрабатывать правильные действия не только в соответствии с сигналами светофора, но и в соответствии с сигналами регулировщика);

- действия водителей в соответствии с дорожными знаками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...