Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таможенные органы Российской Федерации в системе валютного контроля: функции, права и обязанности.




Таможенными органами являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС); 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Федеральный закон "О таможенном регулировании в РФ" от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения:

- в ФТС России - Управление валютного контроля;

- в региональных таможенных управлениях - отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;

- в таможнях - отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы валютного контроля;

- в таможенных постах - действуют таможенные инспекторы по валютному контролю.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации "Внешэкономбанк" как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или Внешэкономбанк таможенных декларациях на товары, ввозимые в РФ и вывозимые из РФ, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией осуществляется в электронном виде. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию.

ФТС РФ как структура Правительства РФ выполняет ряд функций:
1.совместно с ЦБ РФ издает нормат. акты по там. и банковскому контролю за репатриацией(возвращение) валютной выручки при экспорте и импорте товаров;
2.контрол-ет соблюдение вал. законодательства экспортёрами и импортёрами и уведомляет ЦБ РФ о выявленных нарушениях.

Валютный контроль, помимо определения соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству решает следующие экономические задачи: проверка выполнения валютных обязательств резидентами перед государством (экспортеры обязаны зачислить полученную валютную выручку на счета уполномоченных банков РФ, с последующим обязательством продать половину валютной выручки на внутреннем рынке РФ, а импортер обязан обеспечить ввоз в РФ товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам, а в случае, если товар не поставлен, вернуть уплаченную за него валюту).
Там. органы яв. такой организацией, которая осуществляет мероприятия по осуществлению валютного контроля, начиная со сбора и информационно-аналитической обработки данных и заканчивая выявлением случаев не репатриации (невозвращение в Россию) валютной выручки.

ФТС РФ вместе с ЦБ РФ организовали свою телекоммуникационную сеть. В ней таможенные органы связаны с банками, имеющих лицензии на ведение валютных операций. Вал. контроль вал. операций, связанных с перемещением через границу тов.и тр. средств, не относится к традиционным функциям там. дела. Привлечение там. органов к решению этой задачи вызвано чрезвычайными экономическими обстоятельствами, сложившимися в стране.

Для предотвращения утечки капитала и мобилизации вал. ресурсов приняты след. меры:

-при ЭК тов. производится контроль обязательного возврата эк. выручки(причём не только в иностр.валюте, но и руб.);

-при ЭК тов., работ и услуг предусмотрены продажа 50% вал. выручки за рубли;

-при импорте тов. производится контроль за поступлением тов., по стоимости эквивалентных сумме переведёной за границу иностр. валюты;

-при осуществлении авансовых переводов вал. средств за границу производится депонирование рублевых средств на 100% суммы перевода.

Можно выделить 3 вида валютного контроля внешнеэкономич.сделок:1.валютн.контр.за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров;2.валютн.контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;3.Валютный контроль бартерных сделок;

-Валютн.контр.при экспорте необходим для обеспечения полного и своевременного возврата валютной выручки,полученной от вывоза товара. Экспортируемые товары не выпускаются там.органами до тех пор,пока экспортер не предъявит паспорт сделки(основной документ валютного конроля),оформленный уполномоченным банком.С его помощью банк экспортера и там.органы контролируют соблюдение там.законодательства и зачисление валютной выручки на счет экспортера. Для осуществления контроля создается цепочка: Экспортер-его уполномоченный банк-таможня-ЦБ. После выпуска товара таможней уполномоченный банк контролирует выполнение условий сделки и поступление выручки на счет экспортера. Информация о каждой такой сделки предоставляется ЦБ,Мин-ву эконом.развития. и тарговли РФ и Мин-ву по налогам и сборам.

-Цель валютного контроля при импорте товара –обеспечить соответствие суммы валютных средств,переведенной резидентами в оплату за импортируемые товары,стоимости фактически везенных в РФ товаров.Система вал.контоля предусматривает оформление паспорта импортной сделки,при помощи которого ЦБ,Банк импортера и таможня следит за соблюдением импортером валютного законодательства.Кроме того ЦБ не рекомендует частично или полностью оплачивать товары до их ввоза или отгрузки и РФ.В противном случае импортер обязан депонировать в уполномоченном банке сумму в рублях,эквивалентную сумме,направляемый за границу валюты.

-Особый порядок вал.контроля предусмотрен для бартерных сделок.Бартер предусматривает обмен эквивалентной по стоимости продукцией.Кроме того в контроле бартерных операций участвует не ЦБ,а мин.эконом.развитя.так,как тороговля осуществляется в безденежной форме.При валютном контроле бартерных сделок заключается паспорт бартерной сделки(ПБС)Валютный контроль при осуществл.бартерных сделок предусматривает:-обеспечение ввоза на там.территорию РФ эквивалентных по стоимости товаров в течении 90 дней с даты выпуска экспортных товаров там.органами;-документальное подтверждение ввоза товаров в РФ;-получения разрешения Мин.эконом.развития.РФ в случае превышения срока ввоза товаров;-оформление паспорта бартерной сделки до момента там.оформления товаров вывозимых из РФ в счет исполнения обязательств по бартерной сделки;-обеспечение возврата денежных средств,если произошли изменения договора,на условия предусматривающие возврат в денежной форме)

В порцессе валютного контроля можно выделить три стадии: предварительная,текущую,последующию.предв.-контроль включает оформление паспортов сделки в уполномоченных банках,Мин.эконом.развитии до начала там.оформления.-текущий контроль осещестл.в процессе там.оформления,сверяются данные,указанные в паспорте сделки,контракте,в ТД.-последующий контроль в основном длится 90 дней.Он состоит в обмене информацией о выполнении условий вал-го. Контроля между органам,выдавшем паспорт сделки,и там.органом.

ЧИТАТЬ

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки;

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов или представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...