Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка в рамках интервью. Дополнительные источники данных, необходимых для оценки. Медицинская информация. Отчеты о проводившемся ранее психологическом лечении




Оценка в рамках интервью

Хотя поведенческое оценивающее интервью обычно характеризуется высокой сте­пенью фокусировки и управления со стороны консультанта, большое значение имеет эмпатия консультанта. Это связано с тем, что эмпатия помогает наладить взаимоотно­шения между консультантом и клиентом и облегчает самораскрытие клиентов; кроме того, наличие эмпатии является гарантией того, что консультант внимательно выслу­шает клиента. На начальном этапе консультант должен собрать основную информа­цию, узнать возраст, пол, семейный и профессиональный статус клиентов; кроме того, консультант должен позволить клиентам своими словами описать беспокоящие их про­блемы и в краткой форме объяснить, каковы цели начальной поведенческой оценки. На этой стадии консультанты также могут отметить, что большинство видов поведе­ния являются приобретенными, однако некоторые виды поведения являются врожден­ными.

Консультант может продолжать брать интервью у клиента, причем определенные задаваемые вопросы можно рассматривать как часть СРП-анализа предъявляемых кли­ентом жалоб. Поведенческие консультанты редко задают вопросы, начинающиеся со слова «почему», например: «Почему вы злитесь, когда она огрызается? ». Вильсон, ут­верждает: «Вопросы, начинающиеся со слов " как", " когда", " где" и " что", более эф­фективны при определении личных и ситуационных переменных, имеющих отношение к проблемам клиента и помогающих воссоздать эти проблемы в настоящее время» (Wilson, 1989, р. 258). Поведенческие консультанты отличаются друг от друга тем, на­сколько подробные данные (касающиеся того, в связи с чем были приобретены предъяв­ляемые клиентом в настоящее время жалобы) они собирают; следует отметить, что знание деталей может быть важно для получения точной картины. Вольпе (Wolpe, 1982), например, собирает исторический материал, имеющий отношение к жалобам клиентов, их семейной жизни, образовательному уровню, профессиональному и сек­суальному развитию. Вольпе также исследует текущие социальные отношения своих клиентов. Существуют потенциальные ловушки для консультантов, нацеленных на оп­рос, — клиенты могут почувствовать, что им угрожают, а также клиенты могут забло­кировать обсуждение тем, на которых не сосредоточиваются их консультанты.

Также с целью начальной оценки консультанты наблюдают за вербальным и невер­бальным поведением клиентов. Социально неловкие люди могут демонстрировать по крайней мере часть своих проблем во время интервью. Консультанты могут исследо­вать открывающиеся проблемные области при произведении оценки. Они обращают внимание на личные качества клиентов и на способы либо разрешения проблем, либо ухода от них. Кроме того, консультанты оценивают мотивационные факторы, побужда­ющие клиентов к изменениям, и любые влияния, имеющие место в их среде, — влия­ния, которые могут препятствовать изменению или способствовать ему, также консуль­танты могут оценивать надежды клиентов и их веру в возможность изменения. Кон­сультанты также, как правило, пытаются выяснить, что клиенты считают подкрепляю­щим (например, проявление внимания или похвалу), так как знание этого может по­мочь консультантам побудить клиентов изменить свое поведение.

Дополнительные источники данных, необходимых для оценки

Существует множество дополнительных источников данных, необходимых для оценки. К некоторым из этих источников поведенческие консультанты могут обращать­ся с целью более точного определения целей лечения, а также для сбора информации, которая может понадобиться для оценки прогресса и результатов консультирования. Рассмотрим дополнительные источники данных, необходимых для оценки.

Медицинская информация

Медицинское обследование необходимо, если есть подозрение, что проблема имеет физиологические корни или как-либо связана с медициной. В таких случаях поведен­ческие оценки будут недостаточно объективными до тех пор, пока не будет собрана медицинская информация в достаточно полном объеме; причем и в дальнейшем кон­сультанты могут обращаться к врачам.

Отчеты о проводившемся ранее психологическом лечении

Консультанты могут получить большое количество полезной информации о жалобах клиентов и результатах применения различных терапевтических стратегий из любых доступных отчетов о проводившемся ранее психологическом или психиатрическом ле­чении. Консультанты могут и в дальнейшем обращаться к психологам или психиатрам.

Вопросники, предназначенные для самоотчета

Клиентов можно попросить заполнить специальные вопросники, предназначенные для самоотчета. Консультанты могут сфокусировать внимание на наблюдаемом поведении, на действиях клиента, на его эмоциях, на восприятии клиентом окружающей его сре­ды. Наиболее часто используются вопросники, в которых клиентов просят описать си­туации, порождающие у них тревогу. Одним из таких вопросников является «Вопрос­ник страха» (Fear Inventory), предложенный Вольпе (Wolpe, 1982). Клиентов просят оценить, насколько встревоженными они почувствовали бы себя в каждой из перечис­ляемых в вопроснике 87 ситуаций (вот несколько примеров таких ситуаций: «Общение с людьми, обладающими авторитетом», «Разговор с сердитыми людьми», «Темнота»,

«Полет в самолете»). Для оценки используется шкала с пятью градациями — от «ни­сколько» до «очень». Вопросником, в котором акцент делается на самоотчете клиен­тов, совершающих различные поступки, является «Вопросник ассертивности» (Asserti-ueness Inventory), составленный Альберти и Эммонсом (Albert!, Emmons, 1990). Вот пример вопросов, содержащихся в этом вопроснике: «Вы громко высказываетесь или протестуете, когда кто-то занимает ваше место в очереди? ». В «Анкете приятных собы­тий», предложенной Макфиллами и Левинсоном (Lewinsohn et al., 1986), внимание фо­кусируется на действиях, событиях и опыте, которые клиенты находят приятными. Такой анкетный опрос полезен при идентификации фактических и потенциальных под­крепляющих стимулов, которые могут использоваться в процессе лечения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...