Самонаблюдение клиента. Прямое наблюдение в естественной обстановке. Косвенное наблюдение в естественной обстановке. Прямое наблюдение в моделируемой обстановке
Самонаблюдение клиента Клиентов просят собрать основные данные, наблюдая за своим поведением. Для этого можно предложить клиентам ежедневно заполнять таблицы в специальном дневнике, а затем проанализировать сделанные записи. Табл. 10. 1 представляет собой фрагмент такого поведенческого дневника. Клиенты могут вести дневники в течение недели или в течение более продолжительного периода времени (при необходимости), из дневников можно получать относящуюся к делу информацию. При ведении таких дневников оценка производится тогда, когда требуется дополнительная информация об определенных видах поведения. Шарп и Льюис (Sharpe, Lewis, 1976) приводят примеры таблиц мониторинга, составленных на основе формата «стимул, реакция, последствие, " что я бы хотел сделать" » (анализируется широкий диапазон видов поведения). Прямое наблюдение в естественной обстановке Иногда поведенческие консультанты могут отправиться с клиентами в какое-либо общественное место, чтобы посмотреть, как клиенты ведут себя в реальной жизни. Так, может быть полезным посещение пабов или ресторанов вместе с клиентами, которым трудно пить или есть в обществе незнакомых людей. Консультанты наблюдают за клиентами и обсуждают их поведение и эмоции в тот момент, когда они проявляются, или вскоре после этого. Однако следует отметить, что в присутствии консультантов клиенты могут вести себя не так, как обычно. Косвенное наблюдение в естественной обстановке Находит применение и другая форма наблюдения в естественной обстановке — консультанты собирают информацию у значимых для клиентов людей, которые взаимодействуют с клиентами в их повседневной жизни. Консультант может расспросить, например, преподавателей или родителей, если он работает с детьми, или супругов — если он работает с людьми, состоящими в браке. Консультанты должны попытаться определить, насколько поведение, о котором сообщается, отражает поведение их клиентов в специфических ситуациях. Следует иметь в виду, что в рассказе реальное поведение может быть представлено в искаженном виде в связи с пристрастным отношением наблюдателя. Еще раз подчеркнем — если клиенты знают, что за ними наблюдают, они могут вести себя неестественно. Однако беспрепятственно наблюдать за клиентами и представлять отчеты об этом третьему лицу, если клиент не знает о наблюдении или не дает согласия на его проведение, не позволяют этические нормы. Иногда проведение косвенных наблюдений в естественной обстановке возможно с применением кодов поведенческого мониторинга и с подсчетом частоты встречаемости различных видов поведения.
Прямое наблюдение в моделируемой обстановке Ролевая игра является одной из форм прямого наблюдения в моделируемой обстановке. Клиентов можно попросить разыграть вместе с консультантами отдельные фрагменты поведения, которое они обычно демонстрируют. Также можно предложить клиентам сыграть некоторые другие роли в данной ситуации. Такие представления могут помочь школьникам и студентам, испытывающим трудности при разговорах с родителями, или брачным партнерам, которым не удается нормально общаться друг с другом. Еще одной формой наблюдения со стороны — либо консультантами, либо другими людьми, является наблюдение за поведением клиентов в группе с помощью зеркал с односторонней проводимостью. Левинсон и его коллеги предложили использовать для оценки поведения клиентов специальную анкету, в которой внимание фокусируется на действиях и реакциях каждого члена группы. С помощью таких анкет можно производить количественную оценку аспектов социального опыта, рассчитывать «общую сумму поведения», исследовать положительные и отрицательные реакции и определять диапазон взаимодействий (Lewinsohn et al., 1970).
Исследование поведенческой оценки Как поведенческие консультанты производят оценку на практике? Свои и Макдо-нальд сделали обзор процедур оценки, используемых американскими терапевтами поведения. Они выяснили, что наиболее популярны следующие десять процедур: 1) интервью с клиентом (89 %); 2) анализ данных, полученных клиентом при самонаблюдении (51 %); 3) интервью с другими людьми, значимыми для клиента (49 %); 4) прямое наблюдение за клиентом (40 %); 5) получение информации от других специалистов (34 %); 6) организация ролевых игр (34 %); 7) анализ отчетов клиента о своем поведении (27 %); 8) проведение демографических анкетных опросов (20 %); 9) обработка личных анкет (20 %); 10) тематическое тестирование (19 %) (Swan, MacDonald, 1978). Выбор консультантом процедур оценки зависит от того, на какой стадии лечения находится клиент. О том, как некоторые поведенческие консультанты производят оценку на практике, можно судить по следующему заключению Каздина, основанному на анализе данных, которые были получены при проведении ряда исследований: «К сожалению, надо отметить, что при принятии решений вообще и, более конкретно, при принятии решений в рамках клинической работы пока не удается добиться беспристрастности... Систематический сбор информации в контексте лечения не исключает пристрастного отношения» (Kazdin, 1993, р. 13). Так же как и другие консультанты, поведенческие консультанты нередко смешивают элементы субъективного и объективного. Однако Каздин (Kazdin, 1993) утверждает, что систематический сбор информации повышает эффективность лечения в большей степени, чем произвольная оценка прогресса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|