Международные перевозки грузов и пассажиров.
Под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях которой установлены заключенные между гос-ми международными соглашениями. Характерная особенность прав. регулирования состоит в том, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, транспортных конвенциях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия междунар. перевозок грузов и пассажиров. Междунар. соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза, к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. При отсутствии материально-правовых норм обращаются к нормам национального права. Нормы транспортных конвенций носят императивный хар-р. В РФ нормы в отношении договора перевозки установлены в ст. 1213 ГК РФ. В отношении отд. видов перевозок в соответствующих Кодексах и законах. К отношениям по перевозки при отсутствии соглашения сторон подлежит применению право страны перевозчика. К отношениям по договору транспортной экспедиции право страны экспедитора. Подлежащее применению право может быть указано в документе, выданном перевозчикам. В связи от того, какой вид транспорта используется, различают: ж/д, автомобильные, воздушные и морские перевозки. Определенной спецификой отличаются перевозки грузов в смешанном сообщении, а также перевозки транзитных грузов через территории РФ и контейнерные перевозки.
Большое значение имеет «Соглашение о междунар. грузовом сообщении», а также «Соглашение между ж\д администрациями, гос-в – участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии», «Об особенностях применения отд. норм соглашения о междунар. ж\д грузовом сообщении». Грузы в зависимости от желания отправителя перевозятся малой или большой скоростью. Причем сроки доставки определяются с добавлением времени на перегрузку грузов на пограничных ж\д станциях. Провозные платежи выплачиваются по национальным тарифам и в национальной валюте: за следование груза по дорогам отправления отправителем, а по дорогам назначения – получателем груза. За перевозку грузов по ж/д дорогам страны транзита провозные платежи в зависимости от условий поставки вносятся отправителем или получателем груза по ставкам междунар. транзитного тарифа, валютой которого является швейцарский франк. Иски к ж\дорогам предъявляются в суде. Обязательна досудебная процедура урегулирования споров. Для предъявления претензий и исков действует 9-мес. срок, а по требованиям о просрочке доставки груза- 2-х-мес. Ответственность ж\дорог за несохранность груза наступает при наличии вины, которой предполагается при особых обстоятельствах (исправность перевозочных средств, сопровождение груза проводником грузовладельца и т.д.). Вина ж/дорог должна быть доказана грузовладельцем. Возмещение за несохранный груз определяется на основании внешнеторговой цены в пределах действительной стоимости груза.
Конвенция «О дорожных движениях» 1968г., вступила на территории РФ 1977г., Европейское соглашение 1971г. дополняющая конвенцию «О дорожном движении», Конвенция «О договоре междунар. дорожной перевозке грузов» 1966г., Соглашение «О междунар. перевозках о скоропортящихся продуктах и о спец. транспортных средствах предназначенных для этих перевозках» 1980г.
При автомобильных перевозках существенное значение имеет создание гарантии при причинении вреда 3-м лицам источником повышенной опасности. Это достигается посредством введения обязательного страхования гражданской ответственности. Конвенция «О дорожном движении» призвана унифицировать условия междун. дорожной перевозки, включая документы необходимые для перевозки и ответственность перевозчика. Иностр. перевозчики осуществляют перевозки по территории РФ в соответствии с российскими и многосторонними разрешениями. Рос. перевозчики в соотв. с иностр. и многосторонними соглашениями. Междунар. договоры РФ на условиях взаимности могут допускать междунар. автомобильные перевозки без таких разрешений. Рос. перевозчики должны иметь лицензии на автомоб. перевозки. Законом запрещается перевозка грузов и пассажиров транспортными средствами принадлежавшим иностр. перевозчикам, в т.ч временно ввезенными ими на территорию РФ. Разрешения выдаются компетентными органами сотрудничающих стран, по территории которых и через территории которых следует транспортное средство. Двусторонние договоры РФ регулируют перевозки в 3 страны и из 3 стран. В договорах перевозчиком одной страны запрещается осуществлять внутренние перевозки (каботаж) на территорию другой страны. Страны-участники договоров обеспечивают страхование гражданской ответственности перевозчиков перед 3 лицами. Условия договоров включают освобождение от налогов и сборов с транспортных средств, пограничные, таможенные и иные правила.
Перевозки пассажиров и грузов через воздушные пространства РФ совершаются иностр. авиакомпаниями на основании соответствующих соглашений. В качестве междунар. воздушной перевозки рассматривается перевозка, при которой, хотя бы один из пунктов посадки находится другого государства (ст.101 ВК РФ). Условия воздушных перевозок определяются многосторонней Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся междунар. воздушных перевозок 1929г. Перевозчик отвечает за вред в произошедших случаях: смерти, ранения, любого другого телесного повреждения, если несчастный случай, в результате которого причинен вред, произошел на борту воздушного судна или во время операций по посадке, высадке; уничтожении, потере или повреждении зарегистрированного багажа и груза, если происшествие причинившее вред случилось во время воздуш. перевозки; опоздание при воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов. Согласно Варшавской Конвенции ответственность перевозчика основана на вине, которая приземируется. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что он принял все необходимые меры, чтобы избежать вреда или что такие меры ему было невозможно принять. В случае, если перевозчик докажет, что вина потерпевшего была причиной вреда или способствовала ему, суд может, в соответствии с законом своей страны, ограничить ответственность перевозчика. Вопросы о порядке определения размера возмещения и о круге лиц (наследники), имеющих право на возмещение, в случае гибели пассажиров решаются в судах каждого гос-ва в соответствии с национальным законодательством. Эти вопросы могут решаться на основании закона суда, закона перевозчика, закона место заключения договора перевозки. Согласно законодательства РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке установленном законодательством РФ, междун. договором РФ, а также договором воздушной перевозки. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира определяется по правилам гл.59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Подлежит обязат. страхованию.
Морские перевозки грузов могут осуществляться на различных условиях: если перевозка осуществляется без предоставления морским перевозчикам с его судна, то отношения между участниками перевозки оформляется коносаментом. В 1924г. была заключена Конвенция «Об унификации некоторых правил о коносаменте». Условия морских перевозок внешнеторговых грузов определяются в договорах фрахтования (Чартер), заключаемых с морским перевозчиком при предоставлении всего судна или же коносаментом для перевозки отд. партий груза, где содержаться сведения об условиях перевозки. Морской перевозчик при не сохранности груза отвечает за вину в течении 1 года. При перевозке грузов по коносаменту, необходимо объявление его стоимости. Перевозчик не несет ответственность за ненавигационную ошибку. В случае по чартеру – для перевозки груза предоставляется все судно, его часть или определенное помещение. На практике применяются праформы чартера, разработанные междун. морскими организациями, а также национальными судовладельцами. Чартеры разрабатываются по видам грузов: угольные, лесные, нефтяные и т.д. По своему содержанию морской чартер представляет собой сложный договор, в который включается до 60 условий. Условия праформ чартера могут изменяться и дополняться сторонами путем включения оговоров. Согласно ст. 414 КТМ РФ право подлежащее применения к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностр. граждан и ЮЛ либо осложненным иностр. элементом, в т.ч если объект гражданских прав находящийся за пределами РФ определяется в соответствии с междун. договорами, КТМ РФ, другими законами и признаваемыми в РФ обычаями торгового мореплавания. Стороны договора могут при заключении его или в последующем избрать подлежащее применения права. При отсутствии соглашения применяются правила КТМ РФ. Выделяют таймчартер (фрахтование судна на время) и вербоутчартер (фрахтование судна без экипажа). При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применения в праве, отношения регулируются законом гос-ва, в котором учреждена. Имеет место деятельности или место жительство сторона: перевозчиком в договоре морской перевозки, судовладельцем в договоре морского агентирования, таймчартере и вербоутчартере, владельцем буксирующего судна в договоре буксировки, доверителем в договоре морского посредничества, страховщиков в договоре морского страхования. Пределы ответственности судовладельца определяются законом государства, флага-судна (ст.426 КТМ РФ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|