Обязательства из причинения вреда
Общие положения 2. Коллизионные вопросы деликтных обязательств в российском законодательстве международный договор 3. Коллизионные вопросы деликтных обязательств различных видов 1. К обязательствам, возникающим из вне договорных отношений относ-ся обяз-ва, возникающие из причинения вреда. Эти обяз-ва называют деликтными, т.к. они возникают не из договора, а из неправомерных действий деликтов. Вред м.б причинен Иг на территории РФ в результате ДТП, столкновения морских судов, авиакатастроф и т.д. Во многих странах коллизии решаются исходя из закона места совершения правонарушения. Выбор права закреплен в законодательстве Германии, Венгрии, Греции, Австрии, Италии, Польше, а также в международных договорах. При решении коллизионного вопроса осущ-ся выбор между 2 вариантами: - применение права страны совершения вредоносного действия либо страны потерпевшего (лица, кот-му б. причинен вред) Моральный вред за физические и нравственные страдания, причиненные гражданину неправомерными действиями возмещается причинителем вреда при наличии вины в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемом судом независимо от подлежащего возмещения имущественного вреда. 2. Ст.1220 ГК РФ устанавливает: на основании применения права к обязательствам из причинения вреда определяются: - способность лица нести ответственность за причиненный вред (н/л – возмещают его родители) - возложение ответственности за вред на лицо, не явл-ся причинителем вреда - основания ответственности - способ возмещения вреда - объем и размеры возмещения вреда В К РФ предусмотрены 2 коллизионные нормы: - к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. В случае когда в результате такого действия или иного обстоятельства вред наступил в другой стране, м.б применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или д.б предвидеть наступление вреда в этой стране. Т.о. ГК РФ исходит из принципа применения закона места деликта.
- к обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда за границей, если стороны явл-ся гражданами одной и той же страны, применяется право этой страны. В случае, если стороны такого обязательства не явл-ся гражданами одной страны, но имеют место жительства в одной и той же стране, применяется право этой страны. Согласно ч.3 ст.1219 ГК РФ после совершения действия, повлекшего причинения вреда, стороны м. договориться о применении права страны суда, т.е право выбора ограничено: - выбор м.б сделан только после совершения действия - выбрать м. не любое право, а только право страны суда В случае причинения вреда ИГ при ДТП применяется правила, предусмотренные российским законодательством, в частности принцип смешанной вины. Вина потерпевшего м. повлечь полной отказ возмещения вреда либо уменьшить размер возмещения (ст.1083 ГК РФ). Катастрофы воздушного сообщения. Особенности: - в случае катастрофы в воздушном пространстве над открытым морем отпадает возможность применения права страны места причинения вреда. В этих случаях применяется право страны, на территории которой имело место действия, повлекшее причинение вреда либо право страны, постройки или места регистрации воздушного судна - при воздушных катастрофах, как правило, возникает необходимость в предъявлении коллективных исков и часто к нескольким ответчикам - при коллективных исках возникают проблемы применения права нескольких государств, проблемы подсудности, т.к ответчики м.б. зарегистрированы в разных государствах. В РФ действует Конвенция 1952 г. Об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами 3-м лицам на поверхности. Согласно Воздушному кодексу РФ ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажиров при воздушной перевозке определяется не только общими правилами ГК РФ, но и договором воздушной перевозки и международными договорами. За утрату, недостачу или повреждение багажа, груза перевозчик несет ответственность в соответствии с международным договором РФ.
Морские катастрофы. При морских перевозках в случаях причинения вреда применяется положение международных конвенций и внутреннего законодательства. Особую сложность представляет определение ответственности при загрязнении моря нефтью. В РФ действует международная Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, согласно которой обеспечивается получение физическими и ЮЛ возмещения убытков, возникших из-за утечки или слива нефти с судов. Ответственность наступает в любом случае, пока собственник не докажет, что убытки явились следствием военных и иных действий либо стихийных явлений исключительного неизбежного и непредотвратимого характера, поведения 3-х лиц, имевших намерение причинить убытки, небрежности и неправомерных действий государства, а также вины потерпевшего. К отношениям, возникающим из столкновения судов, плавающих под флагом одного государства, применяется закон данного государства независимо от места столкновения судов (ст.420 кодекса торгового мореплавания). Ст.426 КТМ в отношении ответственности судовладельца предусматривает, что пределы ответственности определяются законом государства флага судна. При причинении ущерба от загрязнения судов нефтью правила, установленные российским законодательством, применяются в т.ч. в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ. При причинении ущерба в связи с морской перевозкой опасных грузов и вредных веществ правила, установленные кодексом торгового мореплавания применяются к любому ущербу, причиненному на территории РФ, в т.ч и в территориальном море, к ущербу от загрязнения окружающей среды, причиненному в исключительной экономической зоне, к ущербу иному, чем ущерб от загрязнения окружающей среды, причиненному за пределами РФ, если такой ущерб причинен опасными и вредными веществами, перевозимыми на борту судна, плавающего под флагом РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|