Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретическая часть.

Актуальность темы.

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов кукольного театра, содержит духовную культуру содержания произведения, переданного посредством постановки кукольного спектакля. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

 Происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Это проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с заранее подготовленного педагогом образца; в сознательном ограничении изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком уровне квалификации педагога.

В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова), формы (Р. Мирошкина), композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин). Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи спектакля кукольного театра, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования “Отражение сюжетов кукольного спектакля в рисунках детей старшего дошкольного возраста” актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Объект исследования.

Развитие изобразительных способностей ребенка в композиционном построении рисунка по сюжету кукольного спектакля.

Предмет.

Использование разных видов кукольного театра в развитии композиционного строения рисунков детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. При использовании интегрированного художественного образа кукольного спектакля его эмоционально-эстетических средств, возможно овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.

Цель.

Изучение и выяснение развития композиционных особенностей детского рисунка под влиянием кукольного театра.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучение педагогической и психологической литературы по проблемам детского восприятия, мышления, воображения, эмоции и изобразительной деятельности.

2. Экспериментальное изучение эффективности показа спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков детей.

3. На основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по использованию кукольного театра для формирования у детей старшего дошкольного возраста умения создавать композицию изображения в своих рисунках.

 

Методы исследования.

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;

- наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в старших группах;

- экспериментальное обучение и обработка полученных результатов на основе математических методов исследования.

Научно-теоретическая основа. Наше исследование построено на методологической основе деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, исследований детского изобразительного творчества Г. В. Лабунской, Н. А. Ветлугиной, Г. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, А. Михайловой.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования кукольного театра в изобразительно-художественной деятельности могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился ясли - сад “Кэнчээри” с. Амга Амгинского улуса. В ходе эксперимента участвовали дети старшей группы, в количестве двадцати человек.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендации, списка использованной литературы и приложения.

 

 

Глава 1. Теоретическая часть.

Психолого-педагогические условия изображения сюжетов кукольного театра в рисунках старших дошкольников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...