Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность использования кукольного спектакля как средство развития композиционных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

 

На данном этапе исследовались композиционные умения и навыки контрольной группы. В проведении контрольного эксперимента применялась та же методика, что и в констатирующем этапе. Вместо просмотра спектакля проводилось рассказывание сказки.

После рассказывания с целью закрепления содержания рассказа проводили беседу по следующим вопросам:

1. Кто из героев вам понравился больше всего?

2. Кто не понравился? Почему?

3. Как поступила девочка Маайа?

4. Что означает выражение "любить маму?"

 

Проанализировав ответы детей по рассказу "Икки ийэ, икки кыыс", можно сказать, что дети правильно поняли содержание рассказа. Характерные ответы детей приводим в таблице 8.

 

                                                                                         Таблица 8

 

  1 2 3 4
Вилена К. Понравилась Маайа. Она очень любит свою маму и всегда ей помогает Клара не понравилась. Она ленивая Она пожалела маму и дала ей немножко отдохнуть Всегда ей помогать, жалеть её
Надя Р. Маайа, конеч-но, понрави-лась. Она ведь трудолюбивая Клара мне не понравилась, потому что не любит маму. Маайа занесла дров, пошла искать телен-ка. Её надо лю-бить, цело-вать, помогать ей
Алик Л. Маайа понравилась, она похожа на мою сестру. Моя сестра всегда помогает маме Клара мне совсем не понравилась. Она избало-ванная. Мам её никогда не ругает, поэто-му дочка растет плохой Маайа помогла маме Любить зна-чит постоянно быть рядом с мамой.
Саргы Н. Маайа больше всего понравилась   Маайа не поцеловала маму, но она ей помогла Все время ей помогать, не обижать

 

При рисовании дети пользовались только акварелью. Анализ рисунков показал следующее (см. приложение 8): общий уровень умений и навыков композиционного построения средний (48,7%). У четверых детей наблюдается высокий уровень композиционных навыков (62,5%). Они владеют умениями построения воздушной перспективы, используют яркий цвет главных героев, ритм, динамику движения персонажей, изображают объекты по всему листу.

Очень интересна работа Саши В. Он дополнил свой рисунок рекой, мостиком, которые в рассказе отсутствуют. Изображение мостика дано с загораживанием телёнка и девочки: "Они переходят реку. Река темно-голубого цвета, потому что поднялся ветер, появились волны". Хотя Саша нарушил реальное явление действительности (девочка сидит верхом на ребенке), рисунок отличается оригинальностью способа рисования (форма солнца, волн различными линиями).

Рисунок Саргы Н. отличается миниатюрностью изображения персонажей: две мамы стоят внизу, а наверху две девочки парят как птички. Вот так объяснила Саргы Н. свой рисунок: "Это мамы хотят поймать своих детей. Девочки не желают возвращаться домой". Возможно, такое изображение у девочки получилось в силу психологического барьера, комплекса, причиной которому служит неумение изобразить человека, т.е. прошла недостаточное обучение по формированию графического опыта.

Выясняя особенности отношения детей к изобразительной деятельности, мы провели наблюдение за процессом рисования. Полученные результаты видны в таблице 9.

                                                                                         Таблица 9

 

      Имя, фамилия ребенка

Как включиться в деятельность

Как действует

    По собственной инициативе По просьбе По принуждению Самостоятельно Увлеченно Достигает результат Обращается за помощью Совместно или индивидуально
1 Айтал А.   +         +  
2 Аня А. +         +    
3 Наташа А.   +         +  
4 Саша В. +       +      
5 Галя И.   +     +      
6 Вилена К.   +         +  
7 Алик Л.       + +      
8 Саргы Н. +       +      
9 Вера П. +       +   +  
10 Надя Р.       +   +    

Как видно на таблице, мотивы к изобразительной деятельности у детей разные. И потому вступают в исполнение по разному: по собственной инициативе (4), по просьбе педагога (4), самостоятельно (2). От включения в деятельность зависит и действие ребенка. Если ребенка, не учитывая его желание, попросят рисовать, то он часто обращается за помощью или, если это ребенок уже с формировавшимися умениями и навыками, то он будет рисовать увлеченно. По собственной инициативе дети включаются в деятельность для достижения определенного результата: Нарисовать по прочитанному рассказу какой-то определенный сюжет, понравившееся место рассказа.

Следующим этапом контрольного исследования является рассказывание сказки "Заюшкина избушка". Анализ рисунков по этой сказке показал средний уровень композиционных умений и навыков – 53% (см. приложение 9).

Дети в основном изображают только главных героев. В некоторых работах отмечается отсутствие прорисовываний глаз, носа, рта персонажей. Движения героев в основном статичные.

Выделяя особенности работ, мы отмечаем, работу Веры П. Девочка рисует увлеченно, довольно быстро, но достаточно аккуратно, формулируя замысел словесно: "Я зайку нарисую. За зайкой домик. У зайки ушки опущены, потому что он грустный".

Действует активно. Не боится загораживания одного изображения другим; регулирует рисовальные движения по размаху, создавая изображения разной величины даже внутри группы однородных предметов (изображает траву разными по величине). Изображения заполняют весь лист. Нарисовав основные персонажи, девочка выражает желание нарисовать дом. Хитрую лису она рисует маленькой по отношению к зайчику. Интерес вызывает работа Вилены К. Её рисунок отмечается передачей воздушной перспективы, разными по величине деревьями. Девочка изобразила зайчика, который выглядывает из открытой двери. Присутствует загораживание изображений.

В рисунках, выполненных после рассказывания сказки без наглядных картин или иллюстраций, без "оживления" персонажей игрушками кукольного театра, дети изобразили внешние свойства героев, окружающую их обстановку. Выразительные средства (форма, цвет, ритм, динамика) в продуктах деятельности присутствуют. Также отмечаем выражение различных эмоций персонажей (грустный зайчик, храбрый петух, веселая девочка, радостная мама).

Однако, композиционное построение рисунков после ознакомления с художественной литературой оказалось немного обеднённым.

На данном этапе было проведено видео-занятие, где дети рисовали по спектаклю кукольного театра "Тэбэнэкээн эмээхсин", поставленного студией кукольного театра Дома культуры и снятого на видеопленку.

Цель видео-занятия:

1. Разнообразить стимулирование детей к решению изобразительных задач;

2. Ориентировка детей на усвоение восприятия видео-спектакля.

 

Ход занятия:

 

Экспериментатор вводит куклу Тэбэнэкээн эмээхсин и от имени куклы говорит:

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Тэбэнэкээн. Вы сейчас будете смотреть кукольный спектакль. Он необычный, потому что записан на видеопленку. Обратите внимание на декорацию спектакля, внешний вид кукол, речь актёров. После просмотра нарисуйте, пожалуйста, наиболее понравившиеся и запомнившиеся сцены. Я их возьму и покажу своим братьям. Они будут очень довольны вашим интересным рисункам.

Итак, смотрите, спектакль "Тэбэнэкээн эмээхсин"!

После просмотра спектакля Тэбэнэкээн вновь приходит к детям и задает им вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. Как вы думаете, что мнения спасло от гибели?

3. Кто мне помог?

4. Готовы ли вы помочь своим близким?

Характерные ответы приводим в таблице 7.

 

Таблица 7

  Туяра Ира А. Валя Т. Айтал С. Сеня Н.
1 Да Да Да Да Да
2 Твоя хитрость Глупость Ала Могус Хитрость Ты сказала, что ты ху-дая, поэто-му тебя Алаа Могус не съел Твоя хитрость
3 Тебе помогли твои братья Твои друзья Болодой Болот, Курулэй Курэн, Аладай Ада Помогли твои братья Братья
4 Я всегда помогаю. Например, маме, друзьям в детсаду Если я могу помочь я всегда помогаю. Например, маленькому братику Да Меня пока не просят о помощи. Но я всегда помогаю воспита-телю, нянечке. Да, я люблю помогать. Особенно маме.

Перед рисованием каждый ребенок должен был продумать свою картинку, выбрать подходящий материал (мелки, акварель, гуашь). Когда дети приступили к реализации своего замысла, экспериментатор, подходя к каждому, спрашивал, кто какую картинку хочет нарисовать. Подойдя к Вале и увидев у неё бумагу оранжевого цвета, спросили, какую картинку она задумала. Валя ответила, что хочет нарисовать старушку у озера... Удивившись такому выбору (казалось, для изображения озера менее всего подходит бумага оранжевого цвета), экспериментатор предложил: "Тогда тебе нужна другая бумага." – "Нет, - возразила Валя, - мне нужна такая бумага. Озеро я буду рисовать так (показала, как кончиком кисти обведет контур изображения), а здесь (показала боковые края листа) будет берег".

Валя Т. расположила лист вертикально и объяснила это тем, что она будет рисовать старушку Тэбэнэкээн крупным планом.

Таким образом, мы видим, что дети осознанно подошли к выбору средств реализации своего замысла. Приведенный пример показывает, что в случае общего направления темы у каждого формируется свой замысел, представление от том, что он нарисует, как решит поставленную перед ним задачу. На этом занятии каждый ребенок создавал свою иллюстрацию к спектаклю. Даже тогда, когда тема картинки совпадала, решение было оригинальным.

В конце занятия старушка Тэбэнэкээн собрала рисунки детей, поместила их на стенде. Дети любовались своими работами, рассказывали друг другу о содержании своих рисунков.

Анализ рисунков показал высокий уровень владения средствами композиции (78,7%) (см. приложение 10). Отмечено: владение воздушной перспективой, ритмом – 100%, изображение динамики движения персонажей, расположением объектов – 90%, яркость цвета положительного персонажа – 80%, яркость цвета отрицательного героя, увеличенное изображение положительного героя- 70% и минимальное изображение – 40%. Также выявлено высокий уровень владения средствами композиции у девятерых детей (от 62,5% до 100%), средний уровень у одного ребенка (50%).

Степень повышения уровня владения средствами выразительности мы объясняем тем, что была дана конкретная установка перед просмотром спектакля от лица самого персонажа, а также заинтересованность детей при помощи нетрадиционной формы проведения занятия.

Полученные показатели характеризуют о повышении уровня композиционного построения рисунка. Это позволяет судить о том, что большая часть детей приобрела навыки нахождения адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения театрального образа в рисунке. Зная, что в возрасте между 10-15 годами, у детей наступает период перелома и охлаждения к рисованию (об этом исследования вели Люкенс, Барнес, Кершенштейнер) [ ]. Можно предположить, что у этих детей будет отмечаться дальнейшее развитие изобразительного творчества. Так как сформированные композиционные умения и навыки путем вариативных и интегрированных занятий содействуют новому подъему изобразительного творчества.

 

Заключение.

 

Полученные нами материалы позволяют заключить, что основа формирования композиционных умений и навыков в отражении сюжетов кукольных спектаклей лежит в умении наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от спектакля кукольного театра.

Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей – сознательном использовании выразительных средств изобразительной деятельности.

В процессе экспериментальной работы мы обнаружили, что спектакль кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Интенсивное эмоциональное воздействие, высокий художественный уровень спектакля приводит к интересным и многообразным изображениям в детских рисунках.

Итак, исследования, направленные на выяснение эффективности показа спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков детей, подтверждают, что дети овладевая театральным искусством, усваивают разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами.

Таким образом, кукольный театр способен выполнять важнейшие функции: познавательную, гедонистическую, суггестивную, преобразовательную, социализирующую, композиционную и т.д. Он помогает ребенку острее чувствовать происходящее, обогащает мир его душевных переживаний.

Рисунки детей, у которых сформированы артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, отличаются разнообразием, выразительностью: по характеру реализации замысла, успешности выполнения рисунка путем применения выразительных средств изобразительной деятельности.

Экспериментальные исследования, направленные на выяснение значения эффективности интегрированного художественного образа кукольного спектакля, его эмоционально-эстетических средств, подтверждают овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.

Выработанные нами игровые упражнения и задания, направленные на развитие творчества детей вызывают у детей как к интуитивным, так и преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.

Мы приходим к выводу, что формирование композиционных умений и навыков зависит:

1. От процесса возникновения и становления творческой изобразительной деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции).

2. От путей становления художественного образа у детей (замысел – поиски средства – воплощение).

3. От последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нем – самостоятельная композиция детей).

 

На основе заключения нашего эксперимента воспитателям детских садов, руководителям студийных работ, кружков по изобразительной деятельности рекомендуем:

1. Применять рисование по сюжетам кукольного спектакля. Это объясняется тем, что рисунки детей более широко представляют восприятие детьми того или иного образа. Наш метод варьирования и комбинации различных приемов формирования композиционного построения может сохранить творчество детей посредством кукольного театра.

2. Использовать домашний кукольный театр для укрепления психического здоровья детей как своеобразную "куклотерапию", для налаживания взаимоотношений детей и взрослых и сближения их психологического контакта.

 

Список использованной литературы:

1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.

2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.

3. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. – Я., 1968.

4. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1975.

5. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. //Советская педагогика. № 1, 1970.

6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981.

7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М.: Педагогика, 1972.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

 – С.-П., 1997

9. Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.

10.Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1979.

11.Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.

12.Волков Б.С., Волкова Н.В. Меттоды изучения психики ребенка. – М., 1994.

13.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. –М., 1992.

14.Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др.. –М.: Просвещение, 1991.

15.Дьяконова Ю.И. Якутская сказка. –Ленинград, 1990.

16.Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. – М.: Просвещение, 1992.

17.Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989.

18.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.

19.Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. –М., 1969.

20.Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. –М., 1961.

21.Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М.Изгаршевой. – М., 1992

22.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984.

23.Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение, 1971.

24.Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание. – 1986. - №10

25.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. –М.: Просвещение, 1982

26.Карамзина У.А. Театр кукол в детском саду. – Якутск: издательство ЯГУ, 1978.

27.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1977.

28.Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1968.

29.Козырева С. Отражение музыкального образа в детских рисунках. //Дошкольное воспитание. – 1988. -№ 17.

30.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1977.

31.Коломенсикй Я.Л., Жизневский Б.Г. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание – 1983. - № 6.

32.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: "Мнемозина", 1995.

33.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е издание. –М., 1981

34.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990.

35.Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1990.

36.Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. –М.: Просвещение, 1985

37.Кэскил: Хрестоматия для якутских детских садов: Учебное пособие. //Составители Егорова А.А., Захарова М.П. – Якутск, 1992.

38.Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М., 1965.

39.Лебедева Н. Рассказы о художниках. //Дошкольное воспитание. – 1992. - №5

40.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

41.Лилов А. Природа художественного творчества. – М., 1981.

42.Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и родителей. //Составитель Л.Е.Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.

43.Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.

44.Макарова Е.Г. В начале было детство: Записи педагога. – М.: Педагогика, 1990.

45.Маршак Б.М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего. – М., 1965.

46.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Н.П.Сакулиной И Т.С. Комаровой. – М., 1997.

47.Мирошкина Р. Формирование выразительности в детских рисунках. //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7.

48.Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.

49.Михайлова А. Кукольный театр в рисунках детей. //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7.

50.Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

51.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1983.

52.Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М.: Молодая гвардия, 1980.

53.Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов. /Под ред. С.В.Парафеевой. – М.: Просвещение, 1972.

54.Особенности восприятия художественного произведения /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.

55.Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

56.Палагина Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза. – М., 1992.

57.Пантелеев Г.Н., Пантелеева Л.В., Максимов Ю.В. Декоративное искусство – детям. – М., 1976.

58.Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988.

59.Программа воспитания в детском саду. 9-е издание. - М., 1982.

60.Программа приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии "Эркээйи". – Якутск, 1992.

61.Пушкин А.С. Стихи сказки. –М., 1985.

62.Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших дошкольников в творческой деятельности. – М., 1978.

63.Развлечение в детском саду /Составитель Л.В. Пантелеева, Л.С.Фурмина, А.Е.Шибицкая. – М., 1975.

64.Родари Д. Грамматика фантазии. – М., 1978

65.Рошаль Г.Л. Театр в жизни. Сб. "Эстетическое воспитание в семье". – М.: Искусство, 1963.

66.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

67.Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.Н.Аванесовой, 2-е издание, М., 1981.

68.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Составители М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997.

69.Слепцова А.Д. Шалунишка. – Якутск: национальное книжное издательство "Бичик", 1992.

70.Субботский  Ребенок открывает мир. – М., 1991.

71.Субботский  Ребенок объясняет мир. – М.: Знание, 1985.

72.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. //Известия АПН РСФСР, М., 1947. Вып. 11. с. 19

73.Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1981.

74.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.

75.Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М.: Просвещение, 1981.

76.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961.

77.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.

78.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. /Составитель З.Я.Рез и др. – М.: Просвещение, 1990

79.Хрестоматия: Оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго. /Составители М.П.Захарова, К.А.Егорова. – Якутск, 1980.

80.Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974.

81.Шадрина А.А. Детские народные игры. –Якутск, 1990.

82.Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985

83.Шорохов Е.В. Основы композиции. –М.: Просвещение, 1979.

84.Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание. – 1991, - № 7.

85.Эльконин А.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960.

86.Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.

87.Эргис Г.У. Якутские сказки, - Якутск, 1994 г.

88.Эркээйи программа. /Под ред. А.П.Оконешниковой. – Якутск: 1993

89.Эстетическое воспитание в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.:Просвещение, 1978.

90.Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1956.

91.Якутские сказки. /Составители Сивцев - Суорун Омоллоон, П.Е Ефремов. Перевод С.И.Шуртакова. – Якутск, 1990.

 

Приложение

                                                                      Приложение 1

 

Экспериментальная группа

 

                                                                         Код

1. Атласова Ира                                                   01

2. Афанасьева Наташа                                         02

3. Винокуров Саша                                    03

4. Иванова Валя                                                   04

5. Никандров Сеня                                      05

6. Никитина Таня                                        06

7. Скрябина Туяра                                      07

8. Слецов Айтал                                                   08

9. Новоприезжая Лиза                                         09

10. Толстоухова Валя                                     10

 

Контрольная группа

 

1. Александров Айтал                                          11

2. Алексеева Аня                                                  12

3. Аргунова Наташа                                   13

4. Васильев Саша                                        14

5. Илларионова Галя                                  15

6. Конникова Вилена                                  16

7. Луковцев Алик                                        17

8. Николаева Саргы                                    18

9. Петрова Вера                                                   19

10. Романова Надя                                        20

Приложение 2

Композиционное построение рисунков по спектаклю

"Икки ийэ, икки кыыс"

(18/XII-98 г.)

  Код Пер-спек-тива

 

Цвет

Миниатюр-ное и увеличенное изображение

Ритм Динамика движений Расположение изображений по всему листу Владение средствами композиции (%)
    воздушная яркость положи-тельных героев яркость отрица-тельных героев главных персонажей второстепенных персонажей        
  1 2 3 4 5 6 7 8 9
01 - + + - - + + + 62,5
02 + + + - - + - + 62,5
03 + + - + - + - + 62,5
04 + - - - - + - + 37,5
05 + - + - + + + + 75
07 - + + - - + - - 37,5
10 + + - + + - + + 75
  71,4 71,4 57,1 28,5 28,5 85,7 42,8 85,7 58,9

Приложение 3

 

Композиционное построение рисунков по спектаклю кукольного театра

"Заюшкина избушка" (настольный театр)

(1/XII-98 г.)

 

Код 1 2 3 4 5 6 7 8 %
01 + + + - - + - + 62,5
02 - + - - - + - - 25
03 + + + - + + - + 75
04 - + - - + + - + 50
05 + + + + - + + - 75
07 + + - - - + + + 62,5
08 - + + + - - + + 62,5
10 + + + - - + + + 75
  62,5 100 62,5 25 25 87,5 50 75 51,6

 

Приложение 4

 

Композиционное построение рисунков по картонажному театру

"Сказка о рыбаке и рыбке"

(18/I-99 г.)

 

Код 1 2 3 4 5 6 7 8 %
01 + + + + - + + + 87,5
02 + + + - - + + + 75
03 + + + + + + + + 100
04 - + - - - + - + 37,5
05 + + + + - - + + 75
06 + + - + - + + + 87,5
07 + + - - - - - + 37,5
08 + + - - - + + + 62,5
09 + + + - - + + + 75
10 + + + + - + + + 87,5
  90 100 60 50 10 80 80 100 72,5

 

 

Приложение 5

 

Композиционное построение рисунков по спектаклю настольного театра

"Куобах кутуруга суох буолбута"

(25/I-99 г.)

 

Код 1 2 3 4 5 6 7 8 %
01 + + - + - + + + 75
02 + - - - - - - + 25
04 - + + - - - - + 37,5
05 + + - + - + + + 75
06 + + - - - - - + 37,5
09 + + - + - + + + 75
10 + + - - - + + + 62
  85,7 75 12,5 42,8 0 57,1 57,1 100 55,2

 

 

Приложение 6

 

Композиционное построение рисунков по спектаклю

"Красная шапочка"

Ш. Перро

(3/II-99 г.)

 

Код 1 2 3 4 5 6 7 8 %
01 + + + + + + + + 100
02 - + - + - + - + 50
04 - + - - - + - + 37,5
06 - - + - + + + + 62,5
07 + + + - + - + + 75
08 + + + + + + + + 100
09 + + - + - + + + 75
  57,1 85,7 57,1 57,1 57,1 85,7 71,4 100 71,4

 

Приложение 7

 

Композиционное построение рисунков по настольному театру

"Колобок"

(3/III-99 г.)

 

Код 1 2 3 4 5 6 7 8 %
01 + + + - + + + +  
05 + + - - - + + +  
06 + + - - - + - +  
08 + + - - - + + +  
09 + + - - - + + +  
  100 100 20 0 20 100 80 100  

 

 

Приложение 8

 

Композиционное построение рисунков по спектаклю кукольного театра "Тэбэнэкээн эмээхсин"

(5/IV-99 г.)

 

Код 1 2 3 4 5 6 7 8 %
01 + + + + - + + + 87,5
02 + + - - - + - + 50
03 + - + - - + + + 62,5
04 + + - - - + + + 62,5
05 + + + + + + + + 100
06 + + + + + - + + 87,5
07 + + + + + + + + 100
08 + + + + + + + + 100
09 + - + + - + + + 75
10 + + - + + + + + 87,5
  100 80 70 70 50 90 90 100 81,25

 

 

Приложение 9

 

Композиционное построение рисунков по рассказу С.Данилова

"Икки ийэ, икки кыыс"

(12/IV-99 г.)

(контрольный этап)

 

Код 1 2 3 4 5 6 7 8 %
11 + + + - - - + - 50
12 - + - - - - - + 25
13 - + - - - - - + 25
14 + + - - - + + + 62,5
15 + - - - - + + + 50
16 - + + - - + - + 50
17 + + - - - + + + 62,5
18 + - - + + - + + 62,5
19 + + + - - - - + 50
20 - + - - - + - + 37,5
  60 80 30 10 10 50 50 90 47,5

 

 

Приложение 10

 

Композиционное построение рисунков по русской народной сказке

"Заюшкина избушка"

(15/IV-99 г.)

(контрольный этап)

 

 

Код 1 2 3 4 5 6 7 8 %
11 + + - - - + - + 50
12 - + + - - + + + 62,5
13 - + - - - - + - 25
14 - + + + + - - + 62,5
15 + + - - - + + + 62,5
16 + - - - - + + + 50
17 - + + - - + + + 62,5
18 + - + + + + - + 75
19 + + - - - +
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...