Англ. философы XVII – XVIII . Бэкон, Гоббс, Локк.
Френсис Бэкон (1561 - 1626), пытаясь показать практ. пользу и значим-ть опытной науки, стал родоначальником англ. эмпиризма (с лат. - опыт). Основной тезис Бэкона «Знание - сила» подчеркивал сущ-ть и цель новоевроп-й науки. Материализм Бэкона закл. в убеждении, что основа человеч. знания – изучение природы. Власть над природой строится на ее познании. Природа материальна, обладает движением, кот. не исчерп. Только перемещением в простр-ве, а вкл. в себя внутр. активность. В своем произв-и «О дост-ве и преумнож-и наук» он предлагает классиф-ю наук, основу кот. сост. глав. способ-ти человеч. души – память, воображение, разум. Учение об идолах – образно называя искаженные представления людей о действит-ти идолами познания, Бэкон предлагает их классиф-ю: идолы рода (человеч. роду присущи многочисл. заблужд., огранич. и ложные представ-я), идолы пещеры (свидет-ют о сложности и потаенности субъектив. внутр. мира чел-ка), идолы рынка (их порождает неправильное употреб. слов, пустые споры), идолы театра (это все некритич. заимствованные положения из различ. философ. систем и доктрин, индивиды на сцене вымышленного мира). Учение о методах – необход-ть разделения природы средствами разума; далее необходимо выделить самое простое и легкое; затем следует открытие закона, кот. послужит основ. знания и деят-ти; и лишь в итоге нужно суммировать все представления, выводы и примеры и получить истин. толкование природы. В философ. системе Т. Гоббса (1588 – 1679) на перед. план выдвинулись вопросы соц. философии. Его отношение к теологии хорошо понятно из изречения: «Пилюли религ. веры следует проглатывать, не разжевывая». Центром филос. интересов Гоббса явл. чел-к. Объясняя человеч. жизнед-ть и человеч. душу, Гоббс отдает предпочтение механистическому подходу: жизнь есть движение членов, сердце – пружина, нервы – нити, а суставы – колеса, сообщ-е движение всей машине человеч. тела. Любой народ по его мнению проходит 2 стадии развития: догосударст-ю (естеств-ю) и госуд-ю. Люди в противоположность естеств., сугубо эстетич. природе чел-ка должны стать на путь обществ-го договора, ибо даже плохой мир лучше войны.
Воззрения Гоббса были развиты его соотеч-м Джоном Локком (1632 - 1704), кот. работал над своим основным сочинением «Опыты о человеч. разуме» на протяж. 19 лет. Осн. содерж. его сочин. была критика врожденных идей. Локк отрицает даже врожденность идеи Бога, указывая на существ-е атеистов и сам феномен атеизма. Локк выд. 2 разновид-ти опыта, объясняющие происх-е всех наших идей: идеи внеш. опыта мы получ. посредством зрения, слуха, осязания и др. органов чувств, однако люди могут иметь еще и идеи о своей собств. деят-ти, психич. состояниях, чувстве радости, печали, гордости – эта деят-ть названа Локком рефлексией. В деят-ти внутр. опыта познават-е проц. неотделимы от волевых и эмоцион-х. Вслед за важн. проблемой 2-х родов опыта возникла проблема первич-х (неотъемл. св-ва всех тел – протяж-ть, форма, движ-е, число и т.д.) и вторич-х (цвет, звук, запах, вкус – всегда изменчивы) качеств. Знание Локк делит на интуитивное и демонстративное, кот. в совокуп-ти образ. умозрительное знание; 3-ю разновид-ть Локк наз. сенсетивным знанием, т.е. знанием относ. внеш. предметов, получ. нашими ощущ-ми. Учение о естеств. правах чел-ка (природное равенство, свобода, собств-ть и присвоение, власть). | 10. Философия Декарта и Спинозы Главным своим заданием Ф. нового времени предусматривает в разработке и обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм предусматривает, что основное содержание научного познания получается с чувственного опыта, а рационализм - через деятельность разума. Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт - своей методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-математическому мышлению. Декарт был уверен, что ист-м истины м.б. только разум, а не обычаи, традиции, авторитет. Критериями истины явл. ясность и отчетливость, кот. ум ищет в самом себе, опираясь на интуицию. Действие, след-е за интуицией, - дедукция, в кот. в отл. от интуиции есть движение. Интуиция и дедукция – 2 наиболее верных пути, ведущ. к знанию, сверх кот. ум не должен допускать ничего. Декарт яркий представитель дуализма. Англ. матер-м имел в значительной мере аристократический характер, его учение предполагалось для избранных, а фр-е материлисты несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий. Они опирались на широкое развитие свободомыслие в Англии. Другим важным источником были для них физический мате-м Декарта, а также мат-е учение Спинозы о природе, субстанциях и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношению к телу. -------------------------------------------------------------------------- 11. Философия франц. Посвещения. Дидро и Гельвеций Фил-я Посвещ. высоко оценив. приоритеты разума. Именно распр-е передовых идей, прогрессив. знаний, критич-й разум мыслились как осн-я для прогресса всего общ-ва. Разум и рациональность становятся определяющими идеями фил-и Просвещ. Одной из осн. целей фил-и данной эпохи была критика религиозной ортодоксии, принятых на веру и не имеющ. рацион-го обоснов-я религ-х догматов. Разум и мыслящий рассудок стали единств. мерилом всего сущего. Важным было отстаивание идеи материалистич. понимания психики, просветит-х представ-й о природе чел-ка, основ. на разумных началах. Гл.представителем второго направ-я франц. матер-ма был Клод Анри Гельвеций (1715 – 1771), кот. считал, что чувств. познание – это только первый шаг познающего мышления. Наблюдать, обобщать и делать закл-я из чувств. впечат-й предстоит уму. Гл. его произведение «Об уме» направлено против религиозной идеологии. Ощущение- фундамент познания, но ум основ-ся на удачном подборе новых идей. Поэтому основопол. способностью ума следует считать сравнение. Идеи он разд. на полезные, вредные и безразличные. Дени Дидро (1713 - 1784) осознал недостатки механицизма. Материя – это непрерывное движение, всеобщее «брожение» во Вселенной. Поскольку он гл. движ. силой считает внутр. активность, его матер-зм характеризуют как энергетич-й. По мнению Дидро, вся природа находится в вечном движении и развитии; сущее погибает в одной форме самодвижения. Послед. обусловлена внутр. разнород-тью материи, кот. сост. из бесчисл. кол-ва разнокач-х элементов; их столкновение и взаимодействие объясняет вечное движение, изменение и развитие. -------------------------------------------------------------------------- 12. Философия Канта и Фихте Творч-во Иммануила Канта (1724 - 1804) – родонач-ка немец. класс. фил-и, делится на 2 периода. Докритический период его деят-ти представлен естественно-науч. воззрениями. Критич-й период характеризуется разделением им мира на мир явлений (феноменов) и мир непознаваемых «вещей в себе» (ноуменов). Этическое учение Канта предст. в книге «Критика прктич. разума». Осн. проблема – связь свободы и нравственности. В этике Канта важное место занимает «добрая воля» - она мыслится им как необходимое условие достижения счастья, где важно делать все по доброй воле. Этика Канта непосредственно примыкает к его философии религии, т.к. мораль неизбежно ведет к религии. Чел-к по Канту никогда не свободен от вины. Боязнь нарушить установленные богами запреты стала основой потребности в искупительной жертве. Когда жертвоприн-е превращ-ся в самопож-е, происходит «нравственно-религиозная революция». Кант различает 3 вида веры: прагматическая – вера чел-ка в свою правоту в каждом конкр. случае; доктринальная – вера в общие положения; моральная вера, кот. ничто не может поколебать. Моральная вера выше знания, она реализ-ся в этичном поведении. Звездное небо над головой и нравств-й закон – вот значимые для Канта ценности. Фил-я Фихте – это деятельная фил-я, фил-я свободы, желание освободить чел-ка от внешних оков. Фил-я Фихте интересна прежде всего тем, что она показывает возможности фил-и, принципом кот. явл. философски понятый субъект. В противоположность созерцат-му матер-зму субъектив-й идеализм Фихте развивает деятельную сторону, мир берется как деят-ть чел-ка. И хотя эта деят-ть осмыслив-ся в весьма абстрактном виде, тем не менее налицо значит-й шаг вперед в понимании природы чел-ка и общ-ва, их отличия от прир. явлений. -------------------------------------------------------------------------- 14. Философия Фейербаха Великий немец. фил-ф Людвиг Фейербах (1804 - 1872) отважился говорить о земном происх-и религии и о «религ. происх-и» немец. матер-зма. Главенств. и конституирующим религию признаком, по мнению Ф., явл. чувство зависимости или от природы, или от соц. сил. Бог, есть объективированная абстракция, существ-я в голове чел-ка. Все религии он разделил на естественные, кот. существ-ли на заре разв. человеч. цивилиз и предст. собой обожествл. прир. явлений, и духовные, кот. обожествляли духов. св-ва чел-ка. Ф. обращал особое внимание на чувственно-эмоц-ю природу религии, основой возник-я религии считал воображ-е и фантазию. Он уверен, что религия и мораль – две потивореч. друг другу сферы. Ф. ратует за религию без Бога и за божеств-ть любви. Новую фил-ю религии Ф. называет антропологией – учением о чел-ке. Антропология превращает чел-ка и природу как его базис в единств. и универсальный предмет фил-и; она занята раскрытием подлинно человеч. сущности. К чел-ку следует подходить как к сущ-ву целостному, его физич., эмоц-я, психич. жизнь важна так же, как и разумная. Истина состоит в полноте человеч. жизни и существа. Именно человеч-е есть истинное и действительное. | ||||||||||||||
Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), предст-ль немец. классич. идеалистич. фил-и, явл. автором знаменит. афоризма: «Что действительно, то разумно, что разумно, то действительно». По Гегелю, мировой процесс есть процесс становления Мирового духа, или Абсолютной идеи. Принцип субстанциональ-ности Мирового духа – один из осн. принц. объектив. идеализма Гегеля. Гегель постулирует тождество мышления и бытия. Мышление представлено 3-мя уровнями: рассудочным, диалектико-разумным и спекулятивно-разумным. Рассудок ищет конечные опред-я, но наталкивается на противоречия. Диалектич. разум начинает искать тождество в этих противополож-ях, взаимопереход конечных противополож. опред-й. Спекулятивный разум ответственен за мировоззрение, кот. отлично от мировоззрения, создаваемого системой наук.
В системе объект. идеализма Гегеля важное место отведено сформулир. им диалектич. методу, универс. законам развития, принципам и категориям диалектики. Диалектика мыслится как теория развития посредством противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на ист-к развития, закон взаимоперехода качеств-х и колич-х изменений – на механизм развития, закон отрицания – на направленность развития. Разрабатываемые Гегелем принципы диалектического мышления вкл. в себя принцип восхождения от абстрактного к конкретному и принцип совпадения историч. и логического. У Гегеля построена концепция философии истории. 1 ступень историч. процесса – «восточный мир» (гл. критерий – чел-к не осознает своей свободы); 2 ступень – «античный мир» (часть людей осознает свою свободу – есть рабы и свободные); 3 ступень – «германский мир» (все люди осознают свою свободу, получают право част. собств-ти).
------------------------------------------------------------------------ Марксистская философия Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) критически использовали немец. классич-ю философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля. В Ф. марксизма было показано, что общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество - это обработка людей людьми. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика - критерий истины, истина - основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Мир материален по природе, а сознание – свойство мозга, продукт его деятельности. Сознание (познание) – это отражение материи. По содержанию наше познание носит объективный характер. Маркс считает, что нельзя сводить чел-ка только к природному существу. Чел-к – это не абстрактное существо, а совокуп-ть обществ. отношений в своей действит-й сущности. Соц. фил-я Маркса – это учение об общественно-экономических формациях. Самая высокая ступень развития общества – коммунизм. Экономический базис и надстройка (общественное, политич., правовое сознание, нравственность, наука, искусство и т.д.). Маркс выделяет ступени общ-ва – оно дифференцировано (развитие – движение по ступеням).
------------------------------------------------------------------------
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|