Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рациональное познание. Мышление




Рацион-е позн-е осущ-ся в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это элементар-я форма мысли, рез-т обобщения, провед-го по совокуп-ти признаков, присущих данному классу предметов. Субъект имеет теперь дело не с единич-м, как в чувств-х формах познания, а с общим. Вопрос о мех-зме выработки понятий считается одним из самых остродискуссионнных. Феноменологии полагают, что чел-к усматривает общее тогда, когда он имеет дело с чувств-м многообразием. Это мнение не разд-ся больш-вом герменевтиков и аналитиков, кот. видят путь к понятиям в деят-ти людей и их языковой практике. Видимо, правомерно считать, что свою лепту в процесс выработки понятий вносит и чувств-я, и предметно-практич-я, и языковая деят-ть чел-ка. Понятие – мысль, соотносящ-ся с отлич-ми признаками исследуемого объекта. Суждение – мысль, не только соотносящаяся с некот-й ситуацией, но и являющ-ся утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действит-ти. И понятие, и сужд-е выраж-ся повествоват-ми предлож-ми. Разница в том, что суждение как выссказ-е в отличие от понятия как выссказыв-я должно быть непременно истинным или ложным.

Умозаключение есть вывод нового знания. Умоз-е предполагает доказ-во, в процессе кот. правомерность появления новой мысли обоснов-ся с помощью других мыслей. В логике, матем-ке, фил-ии разработаны различ. способы доказ-в. Все 3 формы рацион-го позн-я в из единстве образуют некот-ю целостность, ее как форму способ-ти чел-ка наз. умом, а как нечто процессуальное – мышлением. При анализе ума и мышления часто выд. их уровни, степени разв-я.
Филос-я традиция состоит в различ-и рассудка и разума, где разум – высшая ступень логич-го понимания, преодолевающая недостатки рассуд-го мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

  Мышление - это процесс познавательной деятель-ности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существеннейшие признаки.

 

------------------------------------------------------------------------

  36. Понятие истины. Истина абсолютная и относительная

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Классич. опред. Аристотеля: «Истина – это соответствие мысли и предмета, знания и действит-ти».

Истина ограниченна, ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью.

Обнаружить истину – значит сопоставить представление (знание) с объектом, а не с самим же знанием. Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение является истинным, если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Конечно нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание (пример делимость атома). Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. Практика многогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного эксперимента. В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве. 

Отражение чел-ком мира, в принципе, содержит возм-ть искажения, кот. обуславл-ет возникновение заблуждений – это несоответствие знания и предмета исследования, чему способствует сложность объектов исследования. Ложь – это установка на преднамеренное, сознательное искажение истины.

 

------------------------------------------------------------------------

Природа и общество

Термин "природа" употребляется в фил-и в 3-х значениях. В шир. смысле им обозначают все сущее, весь мир во всем многообразии его форм. Он распростр-ся на всю объектив-ю реальность и охватывает весь материально-энергетический и информац-й мир Вселенной, куда составной частью входит и человеч-во как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начал. Природа в узком смысле -часть объективной реальности, окружающая человека среда или биосфера, "область жизни".

Термин "общество" может употребляться в 2-х значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это определенный этап '"развития человеческой истории.

На протяж. развития человеч. цивилизации отношение к природе менялось: в Античности природа мыслилась как одушевл. часть космоса, в Срелние века – как часть божеств-го творения, в Новое время – как враждебная и противостоящая чел-ку сила, в Новейшее время – как сложная система, кот. усилиями разума должна быть преобразована.

Наедине с природой чел-к обретает надежду быть в ладу с собой, вдали от суеты приближается к подлинности смысла собст-й жизни. Стремление пребывать в гармонии с природой, любоваться ею и одноврем. участвовать в моделировании сферы обитания, культивируя наилучшие ее образцы – вот видимые современнику грани наслаждения природой.

 

------------------------------------------------------------------------

 

 

38. Общество как целостная
развивающаяся система

Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы их совместной деят-ти, прежде всего труд, продукты труда, различ-е формы собствен-ти и вековая борьба за нее, политика и госуд-во, совок-ть различ-х институтов, утонченная сфера духа. Жизненная основа потока обществ-й жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно. В ходе обществ-й жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи.

 Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел противоречивых чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.

Отсюда многообразие наук об обществе:
1) Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи. 2) Юридич-я наука рассматр-т сущность и историю госуд-ва и права. 3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционир-я и развития. 4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами общества. 5) Литературоведение изучает художеств-ю литер-ру, специфику литературного творчества, обществ-е значение худож-ой литер-ры.
6) Экономика  изучает экономич-е отнош-я людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ.

 

------------------------------------------------------------------------

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...