Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия жизни. Шопенгауэр и Ницше




Во многих отнош-ях начало новому типу философ-я положил немец Артур Шопенгауэр. Все, что существует, он понимает как волю, волю к жизни. Воля поним-ся как универсально-космич. феномен, а каждая сила в природе – как воля. Всякая телесность есть «объективность воли», инстинкты и порывы животных – это тоже действие воли, наконец, и чел-к есть проявление воли, его природа, поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле, она безосновна, истоки всего остального наход-ся именно в ней. Мир есть воля и ее манифестация. Все, в т.ч. и чел-к, навеки приковано к вертящ-ся колесу воли.

Для немца Фридриха Ницше в основе всего находится не воля к жизни, а воля к власти. Он сторонник сильных личностей, таких как герой его книги «Так говорил Заратустра», живущий высоко в горах, т.е. выше обычных людей, со своими ближ. друзьями – мудрой змеей и гордым орлом. Чем дальше от природы до чел-ка, тем больше затухает импульс к жизни, а сам чел-к – это уже прямое проявление болезни. Выход один – воспитывать сильных лич-ей, способ-х вести за собой слабовольные массы людей. Лозунг Ницше – «Живи опасно».

Ницше решит-но выступает против «малокровных» идеалов христ-ва, морали, науки. Но он поддерживал мораль и религию инстинкта (воли к власти). По Ницше, все умирает и расцветает вновь, только в этом смысле можно говорить о чем-то вечном.

 

------------------------------------------------------------------------

Русская философия XIX в. В. Соловьев

Начало последоват. разв-я фил-и относ. ко втор. четв. XIX в. Владимир Сергеевич Соловьев – автор оригинальнейшей филос. системы, в кот. осн. черты рус. фил-и представ. особенно рельефно. Его фил-ю называют философией положит-го всеединства.

Всякое многообразие скреплено божеств. единством. Соловьев видит во всех вещах именно род божеств-го смысла. В сущем и причастных к нему вещах заключены в единство благо (как реализующаяся воля) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда формула С.: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». 3 абсолют. ценности – благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом кот. явл. любовь. Любовь – это та сила, кот. подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности.

Для С. гарантом спасения человеч-ва явл. любовь, единение добра, истины и красоты. Истину добывает высоконравств. чел-к. Безнравств-я наука служит силам разрушения (войны). Жизнь всякого чел-ка есть творчество, свободное движение к добру.

Фил-я, согласно С., по своему содержанию антропоцентрична. Это соотв-ет тому, что чел-к – вершина творения Бога. Общ-во – это расширенная лич-ть, лич-ть же есть сосредоточенное общ-во. Что касается права, то оно необходимо, ибо не допускает крайних проявлений зла. Но право обеспеч. достижение лишь миним. добра, идеалы же совершен-го добра открывает христианская религия.

Позитивизм и неопозитивизм

Позитивизм пытается пересмотреть природу философии. Фил-я всегда связана с опытом (научным). Эта фил-я имеет дело с фактами.

Основоположник позитивизма Огюст Конт (фр. ученый) – все, что не соотв-ет научным фактам не имеет права на существование.

Спенсер полагал, что все философские проблемы д.б. сведены к проблемам биологии (напр., законы эволюции и т.д.).

Мах (махизм) и Авенариус рассматривали научный опыт как некую систему. Чел-к и мир, кот. он воспринимает создают опыт.

Позитивизм претендует на звание положит. учения, т.е. науки.

Концепция Маха сводит философию к некой психологии, а неопозитивизм основывается на логике. Наука – это научные суждения. Логический анализ языка науки заключается в соотнесении того или иного научного суждения с тем или иным научным фактом. Иногда многие суждения не сводятся к фактам. Человеческое знание развивается за счет этого логического анализа.

Осн. идеи позитивизма: 1. Отрицание метафизики как учения о первых принципах фил-ии (Карнап, Витгенштейн). 2. Аналитич. и синтетич. предложения (Аналитич. предл. – это предл., истинность кот. опред-ся его собств-м содерж-ем, чего нет в случае синтетич. предложения). 3. Верифицируемость (проверяемость) (науч. достоверность синтетич. предл. подтверждается в эксперименте). 4. Физикализм (это убеждение в том, что в эмпирич-х науках все предлож-я должны в конеч. счете сводиться к предлож-м физики). 5. Эмотивизм в этике.

Постпозитивизмом назыв. множество концепций, кот. пришли на смену неопозитивизму (Карл Поппер). Задача эпистемологии, т.е. фил-и научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста нания. Рост знания достигается в процессе рацион. дискуссии, кот. неизменно выст-ет критикой существ-го знания. Поэтому свою фил-ю Поппер называет критическим рационализмом.

 

------------------------------------------------------------------------

Движение и развитие

Движение - это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом.

Мыслители античности (Гераклит) пришли к знаменат-му утвержд-ю: «Все течет». В знаменит. апориях Зенона были показаны и трудности постижения процесса движения в логике понятий. Аристотель считал, что видов движений и изменений столько же, сколько и видов сущего. 6 видов движения: возникновение, уничтожение, изменение, увеличение, уменьшение, перемещение. Мысл-ли эпохи Возр-я признавали атрибутивность движения. В механике Нового времени движ-е стали рассмат-ть в узком смысле как механич-е, т.е. простое пространств. перемещение. В соврем. фил-и пон-е «движ-е» истолк-ся в «широком смысле как представл-е о любом изм-и вообще».

Классиф-я форм движения материи, данная Ф. Энгельсом в 80-е гг. XIX в.:

- механич. форма движ-я материи как простейшая, включ. в любую другую;

- изучаемые физикой теплота, свет, электр-во;

- химич. процессы;

- органич. жизнь – это осн-е формы в обл-ти при-роды. Над ними нах-ся более высокая область – общ. – историч. процесс, соц-я форма движ-я материи, а также процессы мышления.

В каждой форме движ-я материи целесообр-но выделять макро- и микроуровень, а также прослеживать общие и частные закономерности.

Развитие – изменение качества. В наши дни известно много наук, кот. изучают не только изменение, но и разв-е явлений. Так, в физике элемент-х частиц изучают их взаимопревращ-я; химия описывает взаимопревращ-я вещ-в, происх-х в рез-те химич-х реакций; эмбриология рассматр-ет качеств-е матемарфозы, происх-е с зародышами организмов; обществ-е науки объясняют процессы перерожд-я, напр. феодального общ-ва в капиталистич-е. Следует, однако, отметить, что всегда нах-ся такие качеств-е преобраз-я, кот-е выводят за пределы данной науки. В силу этого факта людям прих-ся иметь дело с многообразием наук, а не с одной наукой, кот. описывала бы все возм-е качеств. превращения. Т.к. с явлениями происх-т самые различ-е преобраз-я, то ставится вопрос об их истоках или причинах. Согласно принципу детерминизма, все явления причинно обусловлены. Отрицание же этого принципа называют индетерминизмом. Индетерм-зм отказывается от идеала науч-го описания и видит во всех метаморфозах слепую игру случая. Достиж-я науки свид-ют в пользу детерм-зма.

------------------------------------------------------------------------

Пространство и время

Важнейшими формами бытия являются время и пространство. Сущ. 2 основные точки зрения на время и пространство: 1) субстанциональная концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от ее. Отношение между ними как между самостоятельными субстанциями. Независимость свойств пространства и времени от протекающих в них мат процессов.
2) реляционная. Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют.    окрит (античн): пространство отождествляется с пустотой, считается абсолютным и вечным, его св-во изотопно, однородно. Галилей: время однородно и необратимо. Гегель пространство рассматривал как форму индивидуального сознания, как априорные формы чувственного созерцания.   Осн. св-ми простр-ва и времени явл. бесконечность и неисчерпаемость простр-ва и времени, трехмерность простр-ва, однонаправленность и необратимость времени. Всеобщность простр-ва и времени означает, что они существуют, пронизывая все струк-ры универсума. Объективность простр-ва и времени означает, что сущ-ют, пронизывая все струк-ры универсума, независимо от возможности восприятия или отсутствия таковой.

 Характеризуя простр-во и время, ученые выд-ют их метрические (количеств-е характер-ки – длительность(совок-ть мгновений, закл-я в некот-е границы, каковыми явл. начальн. и конеч. мгновения существ-я данного объекта) и мгновение)и топологические (качественные и во многом проблемные характ-ки – непрерывность и связан-ть простр-ва, порядок и направление времени, размерность, однородность простр-ва, однонаправленность, необратимость, одномерность времени)свойства.

Экзистенциализм

Экзистенциализм - это иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале XX века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Известно два направления экзистенциализма - религиозное, представленное такими мыслителями, как К. Ясперс (1883-1969) и Г. Марсель (1889-1973) и атеистическое, выразителями которого стали М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960).

Центром новой онтологии становится не изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное, взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. В концепции нем. экзистенциалиста Хайдеггера критикуется традиц. подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеч. бытия, проблема предельных оснований человеч. существ-я. Самым важным выражением общечеловеч. способа бытия явл. страх перед ничто. Основу человеч. существования составляет его конечность, временность. Поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная хар-ка бытия. Франц. экзистенциалист Ж.П. Сартр, противопоставляя бытие в себе, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие.

Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем. "Бытие" традиционно мыслится, по крайней мере, в двух значениях: 1) это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум"; 2) под "бытием" понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют "абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это Бытие определяется как бог.

 

------------------------------------------------------------------------

Материя и сознание

В древнегреч. фил-и с материей связывали представл-е о первовеществе, субстрате, из кот. состояли все прочие вещи. Для Аристотеля материя – это только всеобщая возмож-ть и пассивный строит-й материал предмет-го многообразия, форму и действит-е существование кот-му придает актив-е духов-е начало – форма. Средневек-е теологи использ-ли идею Арист-ля о примате формы над материей, хотя еретики утв-ли, что материя сущ-ла всегда, до сотвор-я мира. В фил-и эпохи Возр-я идея формы как самостоят-го актив-го начала исчезает, форму начали считать продуктом материи. Идея сотвор-я материи отрицалась, материя провозглаш-сь вечной, а движение – результатом действия природных сил.

Филос-е понятие материи охватывает собой всю предметную действит-ть, всю объектив-ю реальность, обладает признаком всеобщности и, в принципе, не может устареть, поскольку выражает неизменную способ-ть чел-ка отражать внеш. мир. По определ. В.И. Ленина: «Материя есть философ. категория для обозначения объектив-й реальности, кот. дана чел-ку в ощущениях его, кот копируется, фотограф-ся, отображ-ся нашими ощущениями, существуя независимо от них». Материя представлена различ. уровнями своей организ-й и формами матер-х систем: мегамир – мир космоса (планеты, Зв. комплексы, галактики и др.); макромир – мир устойч-х форм и соразмерных чел-ку величин; микромир – мир атомов и элемен-х частиц. Струк. уровнями мат-и явл. также субэлементарный, микроэлем-й, ядерный, атомный, молекул-й, макроскопич-й и космический.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения обьективной действит-ти. Сознание представляет собой единство психич-х процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формир-ся как таковой лишь в процессе обучения целенапр-му их использованию, кот. происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отнош-я к миру наз-ся сознанием. Любое ощущение или чувство явл. частью сознания, т.к. обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С др. ст. нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психич-е процессы включаются в данный момент в сознание.

Оно возникло в процессе общественно-производственной деят-ти чел-ка и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум чел-ка, его мышление - искорка божеств-го разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеч.сознании. Декарт: сознание -  внепространст-венная субстанция, впервые рассматр-ет проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения.

Т.о., сознание формируется деят-тью чтобы затем влиять на эту деят-ть, определяя и регулируя ее.

 

------------------------------------------------------------------------

Явление и сущность

В учении о сущности Гегель выделяет в ничто решающее, главное: это сущность и определяемое сущность явление. Сущность в силу своей внутр-й противоречивости сама себя отталкивает и переходит в явление, в существование. Т.о, источником движения является противоречие сущности, наличие в ней противоположностей.

 

------------------------------------------------------------------------

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...