Калькуляцию себестоимости единицы продукции согласно общепринятой методике.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт экономики, финансов и менеджмента Кафедра экономики и организации предприятий
Г. М. Кижлай
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для практических занятий по дисциплине: «Организация» для студентов технологического факультета по направлению подготовки - 111100.62 «Зоотехния». Профиль – «Технология производства продукции животноводства и птицеводства» очная форма обучения РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАЧ И РАЗБОРУ КОНКРЕТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ
Екатеринбург УДК 338.43 (075)
Учебно-методическое пособие для практических занятийпо дисциплине: «Организация» для студентов технологического факультета по направлению подготовки - 111100.62 «Зоотехния». Профиль – «Технология производства продукции животноводства и птицеводства» очная форма обучения. Рабочая тетрадь по решению производственных задач и разбору конкретных ситуаций // Сост. к.э.н., доцент Г.М. Кижлай, - Екатеринбург: УрГАУ, 2013. – 60 с.
Утверждено на заседании кафедры, протокол№_____от__________201 Зав. кафедрой Рущицкая О.А.
Утверждено методической комиссией Протокол № от 201г Председатель методической комиссииКружкова Т.И.
Учебно-методическое пособие предназначено студентам технологического факультета по направлению подготовки - 111100.62 «Зоотехния». Профиль – «Технология производства продукции животноводства и птицеводства». Подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» и учебно-методическим комплексом дисциплины.
4У9 (03) 93 Л Р № 020769 ©Уральский государственный аграрный университет, 2013 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ СИТУАЦИЯ 1. Освоить методику составления плана производства, переработки и реализации продукции животноводства. План производства продукции животноводства. 1.1. Производственная программа развития животноводства 1.2. Расчет затрат и калькуляция себестоимости единицы продукции животноводства Планирование и организация реализации продукции животноводства, оценка результатов. СИТУАЦИЯ 2. Овладеть навыками принятия управленческих решений в области организации и нормирования труда Освоить методику нормирования труда в животноводстве.. Освоить методику проектирования трудовых процессов в животноводстве. СИТУАЦИЯ 3. Освоить методические подходы к выбору вариантов организации оплаты труда в животноводстве СИТУАЦИЯ 4. Рассмотреть основные элементы механизма внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и их особенности. СИТУАЦИЯ 5. Провести сравнительный анализ эффективности производства отдельных видов продукции животноводства, определить влияние факторов и разработать технико-технологические и организационно-экономические пути повышения. ВВЕДЕНИЕ Цель дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам необходимый объем знаний по организации сельскохозяйственных предприятий в условиях многообразия форм собственности и рациональному построению и ведению производства; по планированию, анализу и эффективному использованию ресурсов в животноводстве. В результате освоения дисциплины, подготовить выпускника к организационно-управленческой, научно-исследовательской профессиональной деятельности, позволяющем адаптироваться к работе на производстве в рыночных условиях.
Задачи дисциплины: обоснованно подходить к выбору вариантов рационального построения и ведения производства отдельных видов продукции животноводства; освоить методику разработки планов развития животноводства и оперативных планов работы первичных производственных подразделений; знать основы организации работы коллективов исполнителей в животноводстве; при проведении научных исследований руководствоваться законами и принципами организации и самостоятельно использовать современные методы экономических исследований; привить практические навыки использования теоретических знаний при разработке и принятии организационно-экономических решений. Все это предполагает совершенствование учебного процесса. Причем наиболее целесообразным представляется решение производственных задач и разбор ситуаций. Кроме того, использование производственных ситуаций имеет ряд преимуществ: обучение осуществляется на материалах максимально приближенных к реальной практической деятельности; обеспечивается самостоятельность работы студента при проведении расчетов, выборе вариантов; формирование выводов и окончательных решений носит коллективный характер, так как в группах участвуют 3-4 человека; обмен мнениями по актуальным проблемам производственной и коммерческой деятельности предлагает повышение активности и интенсивности процесса обучения. В качестве объекта исследования выступают конкретные сельскохозяйственные предприятия, что придает производственным задачам и ситуациям целостный характер. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: А) общекультурных: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; обладать готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе; обладать способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность; уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Б) профессиональных: способностью анализировать и планировать технологические процессы как объекты управления; способностью к организации работы коллектива исполнителей, принятия управленческих решений в условиях различных мнений; способностью организовать повышение квалификации сотрудников подразделений в области профессиональной деятельности; способностью к нахождению компромисса между различными требованиями (стоимость, качество, безопасность и сроки исполнения) как при долгосрочном, так и краткосрочном планировании и определению оптимального решения; способностью применять современные методы исследований в области животноводства; СИТУАЦИЯ 1. ОСВОИТЬ МЕТОДИКУ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА. Предлагается: на основе анализа развития животноводства конкретного предприятия и оценки состояния рынка, разработать стратегию на перспективу. С учетом основных показателей стратегии развития, разработать план производства и реализации продукции. При решении и разборе ситуации следует учитывать теоретические основы планирования, организации производства и сбыта продукции животноводства. В частности планирование следует рассматривать как процесс подготовки и принятия управленческих решений: постановка целей, определение средств и путей их достижения на определенный срок; оценка вариантов действий при изменяющихся условиях. Основная цель планирования – оптимизация использования ресурсов для обеспечения более высокой эффективности. Кроме того, для обеспечения экономической эффективности производства необходимо объективно планировать и рационально организовать как производство, так и сбыт продукции, так как они находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны, производить надо то, что можно продать, а с другой эффективность производства во многом зависит от конкурентоспособности продукции, элементы которой закладываются в производстве (качество, затраты на производство и т.д.). При планировании и организации производства и сбыта следует учитывать специфику отрасли, природные и социально-экономические условия, которые связаны с особенностями сельского хозяйства. Кроме того, следует учитывать, что процесс производства и сбыта продукции осуществляется на конкретном предприятии (организации), каждое из которых имеет свои особенности.
Сбытовая деятельность во многом определяет коммерческий успех сельскохозяйственной организации. На основе маркетинговых мероприятий определяется спрос и меры его стимулирования. Важно удовлетворить спрос в нужное время и в нужном месте с минимальными затратами. Это возможно на основе выбора каналов распределения продукции. При правильном выборе каналов распределения продукции возможно: продажа продукции более эффективными способами, с меньшими затратами и по более высокой цене, что даст возможность инвестировать дополнительные средства в основное производство. В свою очередь выбор каналов реализации во многом зависит от степени готовности реализуемой продукции к потреблению. В практике существуют два варианта. Первый, когда сельскохозяйственные организации производят продукцию, а другие осуществляют хранение, переработку и реализацию. Второй, когда в рамках одного предприятия осуществляется хранение, товарная доработка и переработка и даже реализация продукции через собственную торговую сеть. Это позволяет избежать воздействия дискриминационных цен со стороны переработчиков и большого числа посредников. Одним из важных направлений более эффективного использования экономических и организационных методов управления в рыночных условиях является маркетинг. Сбытовая функция маркетинга включает организацию эффективной системы товародвижения, формирование спроса, стимулирование сбыта, осуществление товарной и ценовой политики. Источником существования любой организации является реализация ее продукции Важно использовать маркетинговую ориентацию в деятельности любого предприятия. Производить продукцию, пользующуюся спросом и выбирать наиболее выгодные каналы реализации. Критерием при выборе каналов реализации является его надежность, стабильность и конечно максимальное получение прибыли. В условиях рынка каждое предприятие само определяет политику и стратегию цен на свою продукцию. Цена выступает главным инструментом коммерческой политики предприятия, поэтому выбор принципов, методов ценообразования зависит от целей, которых оно стремится достичь.
Ценообразование представляет собой сложный процесс, включающий несколько этапов. 1. Постановка целей ценообразования – выживание, получение максимальной прибыли, удержание рыночной позиции. 2. Определение спроса – анализ кривых спроса и предложения, а также коэффициентов эластичности спроса по цене. 3. Определение издержек (затрат) и сравнение их с издержками конкурентов. При этом затраты на единицу продукции являются нижней границей цены. 4. Анализ цен и качества товаров конкурентов. 5. Ценовая стратегия предприятия. Разработка осуществляется с учетом особенностей товара, условий производства, ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения, возможностей изменения цен. При пассивной (консервативной) стратегии цены устанавливаются на основе затратного метода или под влиянием цен конкурентов. При активной стратегии учитываются собственные интересы для достижения высоких конечных целей (стратегия «снятия сливок»). 6. Выбор метода ценообразования, затратного метода (затраты + определенная доля прибыли в цене), следование за конкурентом на основе текущих цен и рыночного подхода (с учетом ощущаемой ценности на основе восприятия товара потребителями). При этом определяется цена безразличия, устанавливаются отличия, дается оценка значимости отличий с позиции покупателя, суммируется цена безразличия с оценкой отличий. 7. Установление окончательной цены. Цены на сельскохозяйственную продукцию весьма неустойчивые и подвержены влиянию таких факторов, как: конъюнктура рынка; спрос и предложение; производственная и полная себестоимости; качество продукции; сроки реализации продукции и эффективность выбора каналов реализации, уровень конкуренции на рынке определенного товара; государственное регулирование и т. д. Следовательно, ценообразование является весьма сложным процессом и подвержено воздействию многих факторов. Учет влияния совокупности факторов позволяет предприятиям выработать гибкую и эффективную политику ценообразования Кроме того современное предприятие должно управлять сложной системой маркетинговых коммуникаций со своими посредниками, потребителями и т. д. Комплекс маркетинговых коммуникаций, называемый, также комплексом стимулирования или продвижения товаравключает мероприятия или средства воздействия, такие как: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда (PR-акция), личная продажа.
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНА: Прежде чем приступить к планированию, необходимо представить общие сведения о сельскохозяйственном предприятии - организационно-правовая форма…………………………………………. - специализация (направление) – Затем провести анализ основных производственно-экономических показателей животноводства за последние два года (табл 1) Таблица 1. Анализ основных производственно-экономических показателей животноводства.
Процесс планирования начинается с оценки состояния рынка и разработки стратегии на перспективу. Это связано с тем, что производить надо то и столько, сколько можно продать. Следовательно, в качестве ограничителей выступают не только имеющиеся ресурсы, но и потребности рынка реальный платёжеспособный спрос покупателей. В разделе рассматриваются следующие вопросы: - обосновывается выбор продукции, пользующийся спросом - даётся оценка потенциальной емкости рынка (количество продукции, которое может купить потребитель); - выявляются конкуренты, и делается анализ их объема продаж - определяется свободная доля рынка по отдельным видам продукции (разница между емкости рынка и объемов продаж конкурентов). Результаты проведенных исследований представляются в таблицу 2. Таблица 2. Определение свободной доли рынка и прогноза возможного объема продаж
На основе анализа и оценки состояния рынка намечается стратегия на перспективу. При этом следует учитывать, что в прошлом году фактический объем производства молока составил - ц., а объем продаж молока составил - ц., скота на мясо и мяса в ж.в. –600 ц.; Уровень товарности молока - % Хозяйство располагает дополнительными скотоместами, позволяющими увеличить поголовье крупного рогатого скота до 600 голов, в т.ч. 230 – 250 коров. Стратегия на перспективу
Наметив стратегию на перспективу, приступают к разработке плана производства, а затем и реализации продукции животноводства. 1. План производства продукции животноводства: 1.1. Производственная программа развития животноводства, котораявключает:разработку плана осеменения, отелов и получения приплода и составление помесячного и годового оборота стада 1.1 1. Разработка плана осеменения, отелов и получения приплода предполагает учет определенных технологических параметров производства и исходной информации: - поголовье коров на начало года 181 голова; - структура стада (коровы составляют 37-38%-законченный оборот стада), воспроизводство стада (простое, расширенное); - продолжительность сервис -периода 60-70 дней; - выбраковка коров 15% 27 голов, которые в план осеменения не включаются и переводятся в группу взрослый скот на откорме; - учитывают фактический выход телят на 100 коров и нетелей, процент наступления стельности от первого осеменения, количество осеменений на отел, процент абортов и мертворожденных; - возраст первого осеменения телок 18 месяцев и перевод их в нетели через 2 мес. т.е. в 20 месячном возрасте, предполагаемая выбраковка телок- 20% (в 6;12;20 месячном возрасте), с последующей их реализацией или вынужденным убое; - - возрастной состав телок на начало года, который необходим для разработки плана осеменения телок (табл. 3). Таблица 3. Количественный и возрастной состав ремонтных телок на начало года
Разработка плана осеменения, отелов и поступления приплода (табл4.) предполагает: -проставление фактического количества осемененных коров и телок за каждый месяц прошлого года с установленной стельностью; - провизорное определение количества осемененных коров (в ноябре – декабре прошлого года, и с учетом фактических отелов в Х, Х1, Х11 прошлого года и продолжительности сервис- периода в январе – марте планируемого года). Фактически отелилось в прошлом году: в Х – 19 голов (2 подлежат выбраковке); ХI –19 голов; ХII – 16 голов(3 подлежат выбраковке). - планирование отелов коров согласно продолжительности беременности, причем в месяцы провизорного планирования осеменений количество отелов уменьшается на 25%; - расчет поступления делового приплода, согласного сложившегося показателя последних лет выход делового приплода составляет 98%. С учетом всех этих данных составляется план осеменений, отелов и поступления приплода.
Таблица 4. План осеменений, отелов и поступления приплода
1.1.2 Составление годового оборота стада. Составлению годового оборота стада предшествует разработка помесячного оборота стада (Приложение 3) Годового оборота стада, который служит основой расчетов перспектив развития. Его разработка позволяет определить среднегодовое поголовье, валовой и среднесуточный прирост, возможный объем реализации скота на мясо. Движение поголовья с 1 января планируемого года по 1 января будущего года должно планироваться с таким расчетом, чтобы обеспечить возможный объем продаж, удовлетворить внутрихозяйственные нужды и оставить на конец года такое количество скота, которое может обеспечить и в будущем году необходимое производство продукции. Годового оборота стада представлен в таблице 5. Правильность разработки оборота во многом зависит от объективности и точности исходной информации и соблюдения последовательности и методики составления годового оборота: * Проставляется поголовье и живая масса по каждой группе скота на начало года;
* Проставляется движение скота с учетом следующих исходных данных: А) падеж скота (к поголовью в обороте) 2% в т.ч. падеж молодняка рождения планируемого года 3.5%;
Падеж молодняка планируемого года гол, в т.ч: телочки гол./возр. 2/1 мес. 2/2 мес. бычки гол./возр. 2/1 мес. 2/2 мес.
Падеж по стаду (определяется в процентах от поголовья на начало года + приплод) гол.
Падеж молодняка прошлых лет гол. в т.ч. прошлого года рождения: телочки 2гол/2мес бычки 2 гол./2 мес. позапрошлого года рождения: телки 1/13 быки 1/13
Б) вы браковка (вынужденный убой) молодняка рождения планируемого года Телочки 7 гол./6 мес. Бычки 7 гол./6 мес. В) перевод телок в группу нетелей (согласно расчетов): Телки позапрошлого года 41 гол. Телки прошлого года 15 гол. Г) нетели переводятся в группу коров по мере отела; Д) быки реализуются на мясо в 18 мес. возрасте: рождения прошлого года 42 гол., рождения позапрошлого года 51 гол. Е) реализация выбракованных коров осуществляется из группы взрослый скот на откорме: перевод в группу взрослый скот на откорме 27 гол., реализация 30 гол.; Ж) планируемое увеличение поголовья коров на конец года 10- 13 %.
* Определяется поголовье на конец года по каждой возрастной группе (поголовье на начало года +приход - расход); *Рассчитывается поголовье по всему стаду (по строке итого) и проверяется правильность расчета; *Проставляется среднегодовое поголовье по всем группам При определении среднегодового поголовья могут использоваться 4 способа: - по среднемесячному поголовью(сумма среднемесячного поголовья по месяцам: 12). - по кормодням (сумма кормодней: 365 дней) - по среднеарифметической (поголовье на начало года + поголовье на конец года: 2) - по средней хронологической (на основе помесячного оборота) (Пнг+Пкг):2 + Пф+Пм+..+Пд Среднегодовое поголовье = I3 – I * Рассчитывается и проставляется живая масса при движении скота. С учетом планируемого среднесуточного прироста (молодняк до 6 мес. – 600г; от 6 до 12 – 650г; телки от 12 до 20 – 500г; быки от 12 до 18 – 800г; нетели –300г; взрослый скот на откорме – 800г), живая масса 1 головы в возрасте наиболее вероятного движения: При рождении - кг. (средняя продолжительность месяца при расчете принята --- 30.5 дня).
* По каждой половозрастной группе проставляется среднесуточный прирост и рассчитывается валовой прирост живой массы (среднесуточный прирост * 365 * среднегодовое поголовье), который затем переводится в центнеры. * Рассчитывается живая масса на конец года по каждой группе: живая масса на начало года + живая масса поступившего (приход) + валовой прирост – живая масса выбывших (расход); В обороте определяется прирост живой массы основного стада. Однако в валовой прирост эта величина не включается. При расчете учитывается, что живая масса I коровы на начало и конец года одинаковая – 520 кг. (живая масса на конец года + живая масса выбывших) – (живая масса на начало года + живая масса поступивших).
Таблица 5 Годовой оборот стада
* Определяется валовой прирост молодняка и скота на откорме по стаду, возможный объем продаж скота на мясо (живая масса) по строке «итого» 1.1.3. На основе предыдущих расчетов определяется планируемый объем производства продукции (табл. 6), результаты сравниваются с основными положениями стратегии развития Таблица 6. План производства продукции животноводства.
Примечание: Удой на корову устанавливается согласно разработанной стратегии (стр.) Среднесуточный прирост, г. = Валовой прирост, ц. / Среднегодовое поголовье молодняка и скота на откорме / 365 *100000. Сверить полученные значения со стратегией на перспективу.
Задание 1.2. Расчет затрат и калькуляция себестоимости единицы продукции животноводства предполагает: 1.2.1. определение потребности в кормах и затрат на корме; 1.2.2. расчет затрат на оплату труда с отчислениями на социальные нужды; 1.2.3.. определение амортизационных отчислений; 1.2.4. установление прочих прямых затрат; калькуляцию себестоимости единицы продукции согласно общепринятой методике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|