Экономико-правовой механизм охраны окружающей сред
Экономический механизм охраны окружающей природной среды выражается в том, что наряду с административно-правовыми средствами воздействия в него включаются экономические средства и методы, которые стимулируют субъектов природопользования к рациональному и бережному отношению к природе. Для решения данной задачи определено следующее: 1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий; 2) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов; 3) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; 4) предоставление предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; 5) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Целью механизма финансирования природопользования является развитие прямых и косвенных методов государственного регулирования данной на природоохранные цели: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты. Помимо основных источников финансирования, существуют и внебюджетные дополнительные источники поступления денежных средств на природоохранные цели. Ими являются внебюджетные экологические фонды. Такие фонды создаются в РФ, республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах, районах.
Собственные средства для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды вправе использовать отдельные предприятия, учреждения и организации. Указанным субъектам Закон предоставляет право на формирование собственных экологических фондов за счет: 1) амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям и объектам; 2) поступлений по искам в счет возмещения ущерба предприятию в результате нарушения природоохранных требований другими предприятиями; 3) за несвоевременный ввод в действие и низкое качество природоохранных объектов по вине подрядных организаций; 4) целевых банковских кредитов на природоохранные цели и др. Экологическое страхование как элемент экономического механизма охраны природной среды - способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, которые создаются страхователями. Формы экологического страхования: обязательное; добровольное. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды Экологическое правонарушение - виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причинившее вред окружающей среде и здоровью человека. Объект экологического правонарушения - общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Непосредственный объект экологического правонарушения - общественные отношения в той или иной определенной области природопользования. Объективная сторона экологического правонарушения - противоправное деяние, которое выражается в действии или бездействии. Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина за совершенное экологическое правонарушение может быть в двух формах: умысла и неосторожности.
Субъект экологического правонарушения - граждане, т. е. вменяемые физические лица, достигшие установленного возраста, и юридические лица, к которым относятся иностранные организации и граждане. Вид юридической ответственности определяется содержанием состава экологического правонарушения и степенью его последствий. Виды ответственности за совершение экологических правонарушений: 1) дисциплинарная - применяется за нарушение экологического законодательства к работникам, в трудовые функции которых входит непосредственное соблюдение эколого-правовых норм; 2) административная - применяется в случаях сои юридическими лицами правонарушений, которые предусмотрены в нормах административного права и которые причинили вред природной среде; 3) материальная - применяется за причинение ущерба или нанесения вреда гражданам и окружающей природной среде: а) гражданско-правовая материальная ответственность; б) трудовая материальная ответственность; 4) уголовная - наступает при наличии всех элементов состава экологического преступления. Основные признаки разграничения состава административного правонарушения от преступления определены в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ). Составы экологических преступлений отличаются т составов других видов преступлений, которые предусмотрены УК РФ, по двум основным признакам - объекту и наличию вреда, причиненного природной среде. Экологические преступления систематизированы в гл. 26 УК РФ. К ним относятся: нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, загрязнение моя, порча земли, незаконная охота, нарушение правил охраны рыбных запасов и др. Субъекты уголовной ответственности за экологические преступления - физические лица, достигшие 6-летнего возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|