Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения дисциплины




Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК, ОКВ) (согласно ФГОС ВПО):

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ОКВ-1 владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, обобщать и анализировать информацию, демонстрирует способность к постановке целей и выбору путей их достижения
ОКВ-7 владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ОКВ-8 способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готов нести за них ответственность, способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности
ОКВ-9 умеет использовать действующее законодательство, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности, обладает готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в своей деятельности, знает свои права и обязанности как гражданина своей страны, демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии
ОКВ-10 способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении профессиональных задач; владеет основными методами математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

В результате изучения дисциплины студент должен:

  Наименование и (или) описание компетенции Код компетенции
Знать   цели, задачи, объект и предмет экологии; ОКВ-1, ОКВ-8, ОКВ-9
основные понятия экологии: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера», «ноосфера», «антропосфера»; ОКВ-10
концепцию биосферы В.И. Вернадского и его понимание ноосферы; ОКВ-1
основы общей теории устойчивости экологических систем; ОКВ-9
экологические механизмы адаптации к среде; ОКВ-10
механизмы поддержания биологического разнообразия; ОКВ-9
особенности продукционных процессов; ОКВ-10
особенности процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости; ОКВ-10
системный подход к социоприродным комплексам ОКВ-9, ОКВ-10
Уметь   решать задачи организации локальных, региональных и национальных форм экосистем; ОКВ-7, ОКВ-9, ОКВ-10
искать и использовать информацию о формах биоэкологических и социоэкологических систем; ОКВ-10
проводить анализ природопользования в условиях рынка; ОКВ-10
использовать материалы курса «экология» в практических целях; ОКВ-7, ОКВ-9, ОКВ-10
моделировать состояние экосистем и глобальные биосферные процессы; ОКВ-7, ОКВ-8
организовывать мероприятия по улучшению качества окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. ОКВ-9, ОКВ-10
Владеть навыками определения специфики основных форм природных экосистем; ОКВ-7, ОКВ-9
понимания механизмов регуляции и контроля естественных социоприродных комплексов. ОКВ-9

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры, модули
1семестр 2семестр
       
Аудиторные занятия (всего) 48/1,5        
В том числе:          
Лекции 24/0,75        
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 24/0,75        
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 96/3        
В том числе: написание эссе, подготовка слайдов, презентаций, докладов к учебной конференции 48/1,5        
Зачет       +  
Общая трудоемкость часы зачетные единицы  
4,5
                 

 

Содержание дисциплины

Содержание тем дисциплины

№ п/п Наименование темы Содержание темы
1. Введение. Становление экологии и ее предмет. Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе. Экология как наука. Возникновение экологии. История развития экологии. Основные понятия экологии. Искусственная и естественная среда обитания людей. Отношение экологии к другим наукам: биологии, геологии, географии, экономике и социологии. Экология и демография.
2. Взаимодейст-вие организма и среды. Популяции. Развитие организма как целостной системы. Системы организмов и биота Земли. Взаимоотношения организма и среды. Среда обитания и экологические факторы. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы. Адаптация организмов к факторам. Статистические и динамические показатели популяций. Продолжительность жизни.
3. Биоценозы и экосистемы Видовая и пространственная структуры биоценоза. Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе. Концепция экосистемы. Продуцирование и разложение в природе. Системный подход и моделирование в экологии. Экосистема: состав, структура, разнообразие. Популяции в экосистеме. Биотические связи организмов в биоценозах. Трофические взаимодействия в экосистемах. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды. Динамика экосистем.
4. Учение о биосфере Биосфера. Понятие биосферы, ее структура Живое вещество биосферы, его функции. Круговорот веществ в природе. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ. Биосфера и человек: структура биосферы. Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе. Пресноводные и морские экосистемы. Основные направления эволюции биосферы. Понятие о ноосфере.
5. Природные факторы окружающей среды и их регулятивные механизмы Природные факторы окружающей среды. Их регулятивные механизмы. Природные типы экосистем: биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы. Концепция биосферы П. Тейара де Шардена и В.И. Вернадского и тенденции ее эволюции
6. Экология человека Биосоциальная природа человека. Антропогенные экосистемы. Экология и здоровье человека. Влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека.
7. Основные концепции современной экологии Натуралистическая и социокультурная модели экосистем человека. Разработка глобальной экологии (работы М.И. Будыко и К.Я. Кондратьева). Новая экологическая парадигма "экологического оправданного поведения". Место и роль в экологии концепций "нулевого роста" и "органического роста", "устойчивого развития" и синергетической модели "порядка из хаоса". Глобальные проблемы окружающей среды. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Проблема кислотных осадков. Энергетическая проблема. Проблемы народонаселения и продовольствия. Сокращение биоразнообразия. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мониторинг окружающей среды.
8. Антропоген-ные воздейст-вия на атмо-сферу, гидросферу, литосферу. Загрязнение атмосферного воздуха. Экологические последствия загрязнения атмосферы. Загрязнение гидросферы. Экологические последствия загрязнения гидросферы. Истощение подземных и поверхностных вод. Воздействия на почвы, горные породы и недра.
  Антропоген-ные воздейст-вия на биосферу Значение леса в природе и жизни человека. Экологические последствия воздействия человека на растительный и животный мир. Шумовое и электромагнитное воздействие на биосферу. Биологическое загрязнение. Экстремальные воздействия на биосферу.
  Инженерная экологическая защита и охрана окружающей среды. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Водные ресурсы и их охрана. Охрана атмосферного воздуха и почвы. Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира. Принципиальные направления защиты окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Защита атмосферы, гидросферы, литосферы, биотических сообществ. Экозащитная техника и технологии.
  Экология и экономика Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Лицензия, договор и лимиты на природопользование. Механизмы финансирования охраны окружающей среды. Концепция устойчивого развития. Экологический менеджмент и его составляющие. Основные нормы экологического права. Основы экономики природопользования. Экологический контроль и экспертиза. Экологические нормативы и стандарты.
  Социальная экология и экологическая психология Антропоцентрическое и экоцентрическое сознание. Экологическая мораль и изменения стереотипов общественного сознания. Правовые системы регуляции взаимодействия общества и природы. Преодоление анимизима, антропоморфизма, персонификации, субъективизма в трактовке взаимодействия человека и социоприродной среды. Восприятие мира природы как естественной данности и в качестве объекта ее преобразований. Рациональность и концептуализация понимания взаимоотношений общества и природы. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...