Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК, ОКВ) (согласно ФГОС ВПО):
Код компетенции
Наименование и (или) описание компетенции
ОКВ-1
владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, обобщать и анализировать информацию, демонстрирует способность к постановке целей и выбору путей их достижения
ОКВ-7
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ОКВ-8
способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готов нести за них ответственность, способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности
ОКВ-9
умеет использовать действующее законодательство, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности, обладает готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в своей деятельности, знает свои права и обязанности как гражданина своей страны, демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии
ОКВ-10
способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении профессиональных задач; владеет основными методами математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
В результате изучения дисциплины студент должен:
Наименование и (или) описание компетенции
Код компетенции
Знать
цели, задачи, объект и предмет экологии;
ОКВ-1, ОКВ-8, ОКВ-9
основные понятия экологии: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера», «ноосфера», «антропосфера»;
ОКВ-10
концепцию биосферы В.И. Вернадского и его понимание ноосферы;
ОКВ-1
основы общей теории устойчивости экологических систем;
особенности процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;
ОКВ-10
системный подход к социоприродным комплексам
ОКВ-9, ОКВ-10
Уметь
решать задачи организации локальных, региональных и национальных форм экосистем;
ОКВ-7, ОКВ-9, ОКВ-10
искать и использовать информацию о формах биоэкологических и социоэкологических систем;
ОКВ-10
проводить анализ природопользования в условиях рынка;
ОКВ-10
использовать материалы курса «экология» в практических целях;
ОКВ-7, ОКВ-9, ОКВ-10
моделировать состояние экосистем и глобальные биосферные процессы;
ОКВ-7, ОКВ-8
организовывать мероприятия по улучшению качества окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
ОКВ-9, ОКВ-10
Владеть навыками
определения специфики основных форм природных экосистем;
ОКВ-7, ОКВ-9
понимания механизмов регуляции и контроля естественных социоприродных комплексов.
ОКВ-9
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов / зачетных единиц
Семестры, модули
1семестр
2семестр
Аудиторные занятия (всего)
48/1,5
В том числе:
Лекции
24/0,75
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
24/0,75
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (всего)
96/3
В том числе: написание эссе, подготовка слайдов, презентаций, докладов к учебной конференции
48/1,5
Зачет
+
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
4,5
Содержание дисциплины
Содержание тем дисциплины
№ п/п
Наименование темы
Содержание темы
1.
Введение. Становление экологии и ее предмет.
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
Экология как наука. Возникновение экологии. История развития экологии. Основные понятия экологии.
Искусственная и естественная среда обитания людей. Отношение экологии к другим наукам: биологии, геологии, географии, экономике и социологии. Экология и демография.
2.
Взаимодейст-вие организма и среды. Популяции.
Развитие организма как целостной системы. Системы организмов и биота Земли. Взаимоотношения организма и среды.
Среда обитания и экологические факторы. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы. Адаптация организмов к факторам.
Статистические и динамические показатели популяций. Продолжительность жизни.
3.
Биоценозы и экосистемы
Видовая и пространственная структуры биоценоза. Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе.
Концепция экосистемы. Продуцирование и разложение в природе. Системный подход и моделирование в экологии.
Экосистема: состав, структура, разнообразие. Популяции в экосистеме. Биотические связи организмов в биоценозах. Трофические взаимодействия в экосистемах. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды. Динамика экосистем.
4.
Учение о биосфере
Биосфера. Понятие биосферы, ее структура Живое вещество биосферы, его функции. Круговорот веществ в природе. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ. Биосфера и человек: структура биосферы.
Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе. Пресноводные и морские экосистемы.
Основные направления эволюции биосферы. Понятие о ноосфере.
5.
Природные факторы окружающей среды и их регулятивные механизмы
Природные факторы окружающей среды. Их регулятивные механизмы. Природные типы экосистем: биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы. Концепция биосферы П. Тейара де Шардена и В.И. Вернадского и тенденции ее эволюции
6.
Экология человека
Биосоциальная природа человека. Антропогенные экосистемы. Экология и здоровье человека. Влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека.
7.
Основные концепции современной экологии
Натуралистическая и социокультурная модели экосистем человека. Разработка глобальной экологии (работы М.И. Будыко и К.Я. Кондратьева). Новая экологическая парадигма "экологического оправданного поведения". Место и роль в экологии концепций "нулевого роста" и "органического роста", "устойчивого развития" и синергетической модели "порядка из хаоса".
Глобальные проблемы окружающей среды. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Проблема кислотных осадков. Энергетическая проблема. Проблемы народонаселения и продовольствия. Сокращение биоразнообразия.
Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мониторинг окружающей среды.
8.
Антропоген-ные воздейст-вия на атмо-сферу, гидросферу, литосферу.
Загрязнение атмосферного воздуха. Экологические последствия загрязнения атмосферы.
Загрязнение гидросферы. Экологические последствия загрязнения гидросферы. Истощение подземных и поверхностных вод.
Воздействия на почвы, горные породы и недра.
Антропоген-ные воздейст-вия на биосферу
Значение леса в природе и жизни человека. Экологические последствия воздействия человека на растительный и животный мир.
Шумовое и электромагнитное воздействие на биосферу. Биологическое загрязнение. Экстремальные воздействия на биосферу.
Инженерная экологическая защита и охрана окружающей среды.
Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Водные ресурсы и их охрана. Охрана атмосферного воздуха и почвы. Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира.
Принципиальные направления защиты окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Защита атмосферы, гидросферы, литосферы, биотических сообществ. Экозащитная техника и технологии.
Экология и экономика
Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Лицензия, договор и лимиты на природопользование. Механизмы финансирования охраны окружающей среды. Концепция устойчивого развития. Экологический менеджмент и его составляющие. Основные нормы экологического права. Основы экономики природопользования.
Экологический контроль и экспертиза. Экологические нормативы и стандарты.
Социальная экология и экологическая психология
Антропоцентрическое и экоцентрическое сознание. Экологическая мораль и изменения стереотипов общественного сознания. Правовые системы регуляции взаимодействия общества и природы. Преодоление анимизима, антропоморфизма, персонификации, субъективизма в трактовке взаимодействия человека и социоприродной среды. Восприятие мира природы как естественной данности и в качестве объекта ее преобразований. Рациональность и концептуализация понимания взаимоотношений общества и природы.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.