Понятие ученического самоуправления и его значение
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
В настоящее время молодежь испытывает большую потребность в личностной самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в созидающей деятельности на благо общества. И не случайно одной из первоочередных задач в области воспитательной работы становится создание и развитие в образовательных учреждениях органов ученического самоуправления. В соответствии с законом «Об образовании» и региональной целевой программой «Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы» одной из задач в разделе «Восстановление воспитательной и социально-реабилитационной функции образовательного учреждения» является обеспечение педагогической поддержки развития ученического самоуправления, деятельности детских общественных объединений и организаций. Действительно, как показывает анализ педагогической литературы, развитие и поддержка ученического самоуправления в учреждениях образования позволяет создавать условия для социального становления личности, развития у учащихся демократической культуры, социального творчества, лидерско-организаторских навыков, совершенствования своей личности, общества, государства. Участие подростков в работе органов ученического самоуправления способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. Мне бы хотелось остановиться подробнее на проблеме формирования лидерско-организаторских навыков у учащихся в образовательном учреждении. Я считаю этот вопрос актуальным, так как формирование лидеров в обществе - не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. На мой взгляд, важно, чтобы сегодняшние подростки - будущие лидеры общества - владели демократической культурой личности, формами организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.
Можно с уверенностью сказать, что по своей сути и содержанию ученическое самоуправление - это та сфера, которая благоприятна для осуществления этих целей. Именно включение учащихся в процесс ученического самоуправления является одним из эффективных путей формирования у них лидерских качеств. Целью работы считаю определить роль системы ученического самоуправления в формировании и развитии лидерских качеств личности учащихся в образовательном учреждении на примере профессионального училища № 16. Для достижения цели следует решить следующие задачи: в результате анализа научной, публицистической и учебно-методической литературы изучить понятие «ученическое самоуправление», выделить принципы, цели, функции; выявить условия формирования и развития лидерских качеств у учащихся в рамках ученического самоуправления; построить модель ученического самоуправления и определить критерии эффективности ее функционирования в условиях профессионального училища. В соответствии с задачами будет выстраиваться содержание каждой из глав моей работы. 1 и 2 главы посвящены рассмотрению теоретических основ исследуемого вопроса, 3 глава описывает опыт создания и функционирования системы ученического самоуправления в образовательном учреждении.
Система ученического самоуправления Понятие ученического самоуправления и его значение
Современная воспитательная практика объективно актуализирует и обостряет проблему развития самоуправления. Традиционный взгляд на самоуправление сегодня мешает в полной мере понять новизну современной ситуации. В недавнем прошлом самоуправление понималось не столько как функция коллектива, сколько как функция организации. Наличие большого числа организационных структур превращало образовательное учреждение в организацию с непомерным количеством органов, должностных лиц, облеченных властными полномочиями, наделенных особыми правами и привилегиями. Нередко ученическое самоуправление по отношению к педагогам играло служебную роль, так как его задачей считалась помощь учителям в воспитании и обучении коллектива учащихся. Это приводило к созданию ученической элиты. Сегодня, в связи с демократизацией общества, происходит и демократизация жизни в образовательном учреждении, в том числе и органов ученического самоуправления. Остановимся подробнее на понятии «ученическое самоуправление». В педагогической литературе встречается ряд определений данного понятия. Наиболее оптимальным, на мой взгляд, является следующее определение: ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых для коллектива и организации целей. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Педагоги подчеркивают, что самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие учащихся в управлении собственными делами. В повседневной деятельности в образовательном учреждении самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений. Для того, чтобы работа органов ученического самоуправления была эффективна, необходимо создать определенные условия: ) социально-психологические: соответствие модели самоуправления внутренним потребностям коллектива учащихся;
постоянное обучение и самообучение актива; ) организационно-педагогические: стиль педагогического управления; учет внешних условий и перспектив развития. В разнообразной жизни современного образовательного учреждения есть достаточно дел и участков, где учащиеся могут действовать без помощи взрослых. Перечислю основные направления работы органов ученического самоуправления, где учащиеся при поддержке педагогов могут реализовать себя: нравственное, патриотическое и гражданское; общественно-политическое; экологическое; трудовое; спортивно-оздоровительное; туристско-краеведческое; интеллектуально-познавательное; профилактика асоциального поведения; организация досуга; формирование лидерских и организаторских качеств (деловые игры, тренинги). В любом из перечисленных видов деятельности главное - самоуправленческая деятельность на общее благо, именно она первична, а структуры, органы вторичны. Как отмечают авторы, не стоит увлекаться структурированием самоуправленческих процессов. Но определенная модель или структура органов необходима для упорядочения деятельности отдельных её элементов. Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными. Основными структурными элементами и одновременно базой формирования системы являются первичный коллектив - учебная группа, коллектив учащихся в образовательном учреждении. В коллективе учащихся функционирует высший орган (собрание или конференция), есть исполнительные органы, временные и постоянные подразделения при них. На собрании избираются исполнительные органы самоуправления, определяются сроки функционирования органа, структура. В содержании деятельности членов исполнительных органов сегодня появляется новое направление, которое ведет к созданию объединений учащихся на основе общности целей, интересов - так называемые профильные органы самоуправления, своеобразные воспитательные центры, связанные с укреплением здоровья, обучением, отдыхом, трудом, спортом, творчеством и т.д. Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы. Можно подвести итог, что ученическое самоуправление обладает сложной структурой, которая организует жизнедеятельность коллектива учащихся образовательного учреждения во всем ее многообразии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|