Оценка эффективности функционирования модели ученического самоуправления
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Функционирование органов самоуправления учащихся и их развитие во многом зависит от педагогов и администрации образовательного учреждения. Именно педагоги берут на себя решение задачи активизации ученического самоуправления и оценки эффективности функционирования системы самоуправления. Директор училища несет ответственность за нормативно-правовую базу работы органов самоуправления, обеспечивает материально-техническое обеспечение. Ведущую роль в организации работы органов самоуправления играет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В его функции входит разработка концепции и программы развития ученического самоуправления, обучение актива учащихся. Зам. директора курирует работу совета старост и совета учащихся, сотрудничает с мастерами п/о, классными руководителями направляет их деятельность. Работу остальных органов самоуправления также курируют педагоги. Педагог-организатор координирует деятельность центра «Досуг», организует работу временных советов дела по организации обще училищных мероприятий. Педагог-психолог курирует работу центра «Общение». Также педагог-психолог осуществляет диагностику организаторских и коммуникативных способностей учащихся, помогает выявлять лидеров в коллективе учащихся, консультирует мастеров п/о и классных руководителей по проблемам, возникающим в процессе организации самоуправления в коллективе учебной группы. Деятельность центра «Патриот» направляет руководитель музея боевой и трудовой славы училища. В направлении «Спорт и досуг» ведущую роль играет заместитель директора по физкультурно-оздоровительной и спортивной работе.
Работу центра «Интеллект» курирует заместитель директора по теоретическому обучению. Большую роль в создании условий для развития ученического самоуправления в группе играет мастер п/о и классный руководитель, так как индивидуальной поддержки каждого. Оценить эффективность работы ученического самоуправления в училище возможно с помощью системы показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленных целей. В модели самоуправления нашего образовательного учреждения мы выделили следующие критерии эффективности в соответствии с поставленными целями: степень включенности учащихся в организацию учебно-воспитательного процесса; личностное развитие учащихся в результате деятельности в органах самоуправления, наличие организаторских способностей и лидерских качеств; степень сформированности у учащихся, занятых в работе органов ученического самоуправления, осознанной гражданской позиции. Изучение каждого критерия предполагает наличие определенных методов и методик. Основные методы диагностики, которые мы используем, - это наблюдение, тестирование, опрос. Так как отдельные органы самоуправления существуют уже достаточно длительный период, можно сделать выводы об их влиянии на личностное развитие учащихся. По итогам наблюдений мастеров п/о, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, результатам тестирования по методикам «Определение коммуникативных и организаторских способностей», «Репка, или какие качества я в себе вырастил?» мы можем сделать вывод, что участие в работе органов самоуправления положительно влияет на формирование личности учащихся: ребята действительно получают навыки организаторской деятельности, становятся более активными, общительными, инициативными, отличаются работоспособностью, словом, у них формируются и развиваются лидерские качества. Наши учащиеся стремятся к организации и активному участию во всех мероприятиях, чувствуя определенный лидерский потенциал.
Система ученического самоуправления начала свою работу только с 2005 - 2006 учебного года, поэтому эффективность ее функционирования в соответствии со всеми перечисленными критериями можно будет проанализировать по завершении учебного года. Это задача коллектива педагогов и учащихся на будущее.
Заключение
Таким образом, в заключении можно следующие выводы. Ученическое самоуправление обладает сложной структурой, которая организует жизнедеятельность коллектива учащихся образовательного учреждения во всем ее многообразии. Самоуправление выполняет большое количество функций как в отношении формирования коллектива учащихся, так и в отношении развития личности, играет большую роль в формировании гражданского самосознания, развитии лидерских качеств у учащихся. Учащиеся - лидеры могут оказать помощь педагогам в организации разнообразной социально значимой деятельности в образовательном учреждении благодаря своему лидерскому потенциалу, проявиться и развиваться который может только в процессе работы в органах ученического самоуправления. Но необходимо педагогическое стимулирование лидерства в ученической среде, поддержание готовности учащихся к проявлению лидерских качеств посредством развития самоуправления. Для развития и формирования лидерских качеств у учащихся в образовательном учреждении должны быть созданы определенные условия: получение учащимися необходимых организаторских знаний, умений и навыков в процессе включения в различные формы работы; применение полученного опыта в управленческой практике работы в органах ученического самоуправления. В модели самоуправления нашего образовательного учреждения мы выделили несколько критериев эффективности работы ученического самоуправления в училище в соответствии с поставленными целями, сделав акцент на одном из них - личностное развитие учащихся в результате деятельности в органах самоуправления, наличие организаторских способностей и лидерских качеств. Опыт работы органов самоуправления в училище подтверждает, что система ученического самоуправления способствует развитию и формированию лидерских качеств учащихся в результате систематической, последовательной работы педагогов совместно с учащимися по выработке умений и навыков организаторской деятельности.
Только грамотно продуманная работа системы органов ученического самоуправления позволит учащимся проявить свой лидерский потенциал и в дальнейшем его развивать.
Литература
1. Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. - М.: МАСШС, 1997. 2. Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллектива // Народное образование. - 2001, № 8. 0 с. 151-159. . Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. - М., 1988. . Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. - 2-е издание стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. . Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. . Рожков МИ. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. . Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 1999. . Создание общественных объединений в учреждениях начального профессионального образования (из опыта работы Российского Союза Молодежи). - М., 2003. . Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Ию Соколовой. - М.: Педагогическое общество России. 1999. . Фадеева Е.И. Тайны имиджа: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ «РОН», 2002. . Хочу быть лидером! Выпуск 2. - Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|