Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессы жизненного цикла продукции




Реферат

Пояснительная записка содержит ___ страниц машинного текста, 1 таблицу, 5 рисунков, 1 список использованных источников из 7 наименований и 3 приложения.

Объектом исследования является система управления организацией ЗАО "Декор ЛТД".

Цель работы - исследование методических принципов и решений, используемых при построении системы управления основными процессами организации ЗАО "Декор ЛТД" на основе электронных моделей IDEF0 и EPC.

Результат исследования предназначен для пользователей: руководителей, специалистов отделов организационного развития, консультантов в области управления и информационных технологий, специалистов в области качества, а также может быть использован работниками производственного цикла предприятия.

Ниже представлен перечень ключевых слов:

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, БИЗНЕСС-ПРОЦЕСС, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, IDEF0, МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА, УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ.


Содержание

 

Введение

Термины и определения

Описание деятельности ЗАО "Декор ЛТД"

Организационная структура ЗАО "Декор ЛТД"

Документирование процесса "производство продукции" с привязкой описания к IDEF0 МОДЕЛИ БП

Процессы жизненного цикла продукции

Модельное описание процесса "Производство мебели"

Регламентирующая документация

Рекомендации по улучшению уровня зрелости организации (с опорой на рекомендации, разработанные в Business Studio)

Разработка электронной модели бизнес-процесса

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения


Введение

 

Целью данного курсового проекта является исследование методических принципов и решений, используемых при построении системы управления основными процессами организации ЗАО "Декор ЛТД" на основе электронных моделей IDEF0 и EPC, с использованием программного продукта Microsoft Office Visio.

Задачей исследования является система управления организацией, включающая себя совокупность взаимосвязанных элементов, из которых основными являются:

·   система целей и показателей;

·   модель бизнес-процессов;

·   организационная структура управления.

Система целей и показателей определяет, чего необходимо достигнуть организации и как будет определяться достижение этих целей. Модель бизнес-процессов определяет, что необходимо для этого сделать и в какие сроки. А организационная структура, в свою очередь, отвечает за то, кто будет это делать.

Результат исследования предназначен для пользователей: руководителей, специалистов отделов организационного развития, консультантов в области управления и информационных технологий, специалистов в области качества, а также может быть использован работниками производственного цикла предприятия.

управление процесс бизнес модель


Термины и определения

 - нотация графического моделирования, используемая для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции.

EPC ( событийная цепочка процессов) - нотация графического моделирования, используется для описания процессов нижнего уровня. Диаграмма процесса в нотации EPC, представляет собой упорядоченную комбинацию событий и функций. Для каждой функции могут быть определены начальные и конечные события, участники, исполнители, материальные и документальные потоки, сопровождающие её, а также проведена декомпозиция на более низкие уровни.

Бизнес-процесс - последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата, ценного для организации (далее Процесс).

Владелец процесса - должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.

Входы бизнес-процесса - ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса.

Выходы бизнес-процесса - объекты (материальные или информационные), являющиеся результатом выполнения бизнес-процесса, потребляемые другими бизнес-процессами или внешними по отношению к организации клиентами.

Подпроцесс - бизнес-процесс, являющийся составной частью вышестоящего процесса.

Показатель - это измеритель цели. Показатели являются средствами оценки продвижения к реализации стратегической цели.

Процедура - бизнес-процесс нижнего уровня, содержащий последовательность конечных (не требующих дополнительной детализации) действий (функций).

Цель - это измеримый результат, которого ожидается достичь в краткосрочный период для того, чтобы реализовать стратегическую (долгосрочную) цель.

 

Описание деятельности ЗАО "Декор ЛТД"

 

Закрытое акционерное общество "Декор ЛТД" организовано в 1992 году. Предприятие создано для производства изделий из древесины и изготовления мебели. Первоначально предприятие занималось изготовлением межкомнатных дверей из древесины ценных пород (дуб, ясень, красное дерево, бук). По мере своего развития на предприятии начинается выпуск корпусной мебели.

ЗАО "Декор ЛТД" одним из первых в России освоило выпуск шкафов-купе с зеркальными фасадами. Фасады, зеркала и фурнитура поставлялись из Канады.

К сожалению, из-за дефолта 1998 года выпуск этой продукции предприятием существенно сократился.

С этого периода предприятие переходит на выпуск кухонной мебели, мебели для прихожих и т.д.

В настоящее время предприятие выпускает около десяти видов и моделей кухонной мебели. Выпускается мебель с фасадами из массива древесины различной конфигурации, а также с фасадами из пластика с алюминиевым обрамлением.

Кухонная мебель комплектуется также фасадами с покрытием из поливинилхлоридных пленок.

В настоящее время предприятие располагает современным станочным парком, что позволяет выпускать конкурентоспособную мебель высокого качества.

Это форматно-раскроечные станки немецкой фирмы Altendorff, кромкооблицовочные станки немецкого и итальянского производства, позволяющие облицовывать кромки щитов натуральными материалами, а также целым набором полимерных кромочных материалов.

Для изготовления мебели применяется высококачественный инструмент ведущих немецких и австрийских фирм.

В состав предприятия на сегодня входят следующие производственные участки и службы:

Участок изготовления щитовых элементов мебели

На этом участке из ламинированной древесностружечной плиты на форматно-раскроечных станках изготавливаются детали заданных размеров. Далее эти детали облицовываются кромочными материалами на кромкофанеровальных станках. Обработанные с четырех сторон детали поступают на следующий участок.

Участок присадки деталей

На этом участке в соответствии с технологической картой производится сверление отверстий в пластах и кромках деталей. Эта операция выполняется на присадочном станке в полуавтоматическом режиме.

Некоторые детали сверлятся вручную с помощью электродрели и шаблона или по разметке.

Подготовленные детали поступают на следующий участок.

Участок сборки изделий

На этом участке производится сборка щитовых деталей в изделие (корпус). Сборка осуществляется на различных винтах, шурупах и деревянных шкантах. В результате изделия получаются сборно-разборные. На этом же участке на изделия устанавливаются фасады, которые изготавливаются по различным технологиям на участке изготовления фасадов или участке механической обработки древесины

Участок механической обработки древесины

На этом участке из досок определенного размера изготавливаются элементы фасадов, филенки различного вида, рамки обрамления фасадов, раскладки профильные и т.д.

Обработанные детали и элементы фасадов поступают на участок отделки.

Участок отделки

На этом участке детали и изделия подвергаются окончательной отделке. На участке осуществляется как прозрачная отделка, так и непрозрачная отделка.

Прозрачная отделка осуществляется прозрачными или тонированными лаками. При этом виде отделки сохраняется текстура древесины. перед покрытием лаком может осуществляться тонирование древесины с помощью морилок или красителей.

Применяется также и непрозрачная отделка с помощью различных эмалей и красок.

Все виды покрытий наносятся с помощью распыления воздушными пистолетами в специальной кабине.

Изделия с нанесенными покрытиями сушатся на стеллажах. Отделанные детали поступают на участок сборки.

Участок сборки

На этом участке отделанные детали с помощью петель или других элементов крепятся к собранным изделиям.

Для производства шкафов-купе с различными дверями есть участок резки стекла и сборки фасадов.

Участок резки стекла и сборки фасадов

На этом участке находится раскроечный стол на котором осуществляется резка зеркал и стекла, а также стол для сборки фасадов, на котором по определенной технологии выполняется сборка фасадов, установка фурнитуры и других элементов.

Для поддержания в рабочем состоянии всего оборудования и для заточки режущего инструмента имеется участок ремонта и подготовки режущего инструмента.

Участок ремонта и подготовки режущего инструмента

На этом участке проводятся всевозможные мелкие ремонтные работы, изготавливается технологическая оснастка для производства и другие вспомогательные работы, связанные с поддержанием оборудования и механизмов в рабочем состоянии.

 

Организационная структура ЗАО "Декор ЛТД"

 

Управление предприятием осуществляет генеральный директор заместитель генерального директора. Весь персонал предприятия условно делится на цеховой персонал (начальник цеха, мастер присадки деталей, мастер сборки деталей, мастер отделки деталей, конструктор) и управленческий персонал, осуществляющий поставку материалов, комплектующих и сбыт готовой продукции.

Управленческий персонал также включает в себя финансовый отдел и бухгалтерию.

В настоящее время общая численность работающих составляет 65 человек.

Организационная структура ЗАО "Декор ЛТД" представлена на схеме ниже:

 

Структура и работа СМК предприятия ЗАО "Декор ЛТД"

 

СМК предприятия соответствует требованиям стандарта ISO 9001. Для наглядного представления связи требований стандарта с работой предприятия, каждый пункт стандарта связывают с процессами, при выполнении которых осуществляется реализация требований данного пункта, с субъектами, являющимися ответственными за выполнение требований данного пункта и с документами, в соответствии с которыми осуществляется выполнение требований соответствующего пункта стандарта.

Данная связь осуществляется с помощью пакета Business Studio, во вкладке Свойств требований стандарта в Навигаторе пакета.

Для настройки данных компании, а также для формирования документации СМК используется справочник "Пакеты документации" Business Studio, в который включаются процессы и субъекты верхнего уровня компании, стратегическая карта, отображающая цели компании, цели в области качества и папки, содержащие документы компании.

Для выделения целей в области качества используется подраздел "Цели и показатели" раздела пакета "Управление" подраздел делится на три пункта: перспективы стратегической карты, цели, показатели и стратегические карты. В каждом таком пункте формулируется соответствующее содержание, распределенное по папкам перспектив (финансы, клиенты, внутренние БП и т.д.).

Показатели используются для того, чтобы цели в области качества формулировались только измеримыми. Они также формируются по группам (прибыль, количество клиентов, доля брака и др.).

Стратегические карты представляют собой графическое отображение перспектив, целей и их показателей.

Все процессы на предприятии - основные и вспомогательные, описаны в нотации IDEF0. Каждый процесс помимо графического описания, задается описание параметров: владелец процесса, исполнители процесса, требования и срокам выполнения и др.

Для отражения взаимосвязей процессов с субъектами используют матрицы ответственности.

К результатам процессов предъявляются следующие требования: требования потребителя, требования, необходимые для конкретного или предполагаемого использования, законодательные и другие требования, дополнительные требования, определенные самой компанией.

Также в пакете разработаны показатели процессов, разделенные по типам: Выход, Функционирование, Результативность, Эффективность.

Показатели выходов - это такие показатели, которые позволяют оценить соответствие выходов процесса требованиям.

Показатели функционирования - это такие показатели, которые позволяют оценить соответствие процесса требованиям в ходе его выполнения и управлять процессом.

Показатели результативности характеризуют степень достижения запланированных результатов.

Показатели эффективности характеризуют связь между достигнутыми результатами и использованными ресурсами.

В компании разработаны и поддерживаются в актуальном состоянии документы, позволяющие эффективно планировать деятельность и управлять процессами компании.

С помощью описанных в Business Studio процессов и организационной структуры, компания автоматические получила внутренние регламентирующие документы: Регламент процесса, Регламент процедуры.

Требования высшего руководства и стандарта ISO 9001 доводятся до исполнителей через должностные инструкции и положение о подразделении.

Основная цель управления документацией при внедрении СМК - обеспечение того, чтобы все необходимые для работы документы были в наличии и доступны. Каждый сотрудник должен обладать всей информацией, необходимой для выполнения своих обязанностей.

Система Business Studio позволяет сформировать регламентирующие документы в формате Microsoft Word для последующей печати и передачи сотрудникам предприятия для ознакомления под роспись. Кроме этого, имеется возможность создать средствамиStudio HTML-Навигатор. В этом случае регламентирующие документы будут представлены в HTML-виде для размещения на внутреннем портале организации. Используя HTML-Навигатор, сотрудники могут быстро перемещаться к нужным документам при помощи гиперссылок.

Для того чтобы демонстрировать пригодность и эффективность системы менеджмента качества, организация проводит ее анализ, а для анализа нужна информация о реальном состоянии СМК.

Система Business Studio позволяет собирать информацию о значениях показателей процессов и выявленных несоответствиях.

Несоответствия фиксируются по результатам внутренних аудитов, по результатам мониторинга процесса, по сообщениям (претензиям) от потребителя или от сотрудников подразделений.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества подразумевает проведение периодических внутренних аудитов. Цель проведения аудитов - убедиться в том, что система соответствует всем установленным к ней требованиям, эффективно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.

Аудиты проводятся через запланированные интервалы времени на всех этапах разработки, внедрения и поддержания СМК в рабочем состоянии.

В системе Business Studio можно планировать аудиты, получать график аудитов на основе составленного плана, фиксировать результаты проведенных аудитов и формировать отчеты по этим результатам.

По мере получения значений показателей и накопления фактического материала по ним, появляется возможность их анализировать - как текущие значения, так и динамику их изменений.

Каждый показатель сопровождается в системе Business Studio встроенной индикаторной линейкой, которая для выбранного периода наглядно показывает, (при помощи "ползунка") положение фактического значения показателя в интервале между минимальным и максимальным значениями. Есть возможность устанавливать границы допуска на значения показателя.

 

 Документирование процесса "производство продукции" с привязкой описания к IDEF0 МОДЕЛИ БП

Спецификация процесса

Содержание Описание
1 Наименование процесса производство изделий из древесины и изготовления мебели
2 Тип процесса Бизнес-процесс (основной)
3 Группа процесса Основной
4 Уровень зрелости процесса Уровень 2
5 Входные данные процесса Древесина разных пород, металлическая и пластиковая фурнитура, стекла, зеркала, поливинилхлоридные пленки, станки разных конфигураций, договора и заявки на изготовления изделий
6 Владелец процесса Генеральный директор предприятия
7 Участники процесса Начальник цеха, мастер, технолог
8 Назначение процесса Обеспечение повторяемости, стабильности, устойчивости и прозрачности связей и операций процесса производства
9 Выходные данные процесса Отчет по работе с клиентами и поставщиками, накладная о приобретенной древесине, накладная о приобретенной фурнитуре, накладная о приобретенных дополнительных материалах, договор на изготовление мебели, стратегический план, финансовые планы, проведенные мероприятия по реализации финансовых планов.
10 Результаты процесса Произведена мебель в соответствии с заказом
11 Показатели оценки результативности и эффективности процесса Число жалоб и замечаний по поводу произведенной продукции, объемы произведенной продукции, количество подписанных контрактов, эффективность работы цеха
12 Целевые значения показателей Отсутствие проданной некачественной продукции

 

Процессы жизненного цикла продукции

 

У данного процесса можно выделить следующие стадии жизненного цикла:

·   Проектирование;

·   Закупка необходимых материалов;

·   Производство;

·   Реализация;

На стадии проектирования также принято выделять некоторые стадии. Проектирование мебели основывается исключительно на заявке заказчика.

Проектирование мебели осуществляют в два этапа:

·   художественно-конструктивная разработка;

·   конструкторская разработка.

Этап художественно-конструкторской разработки имеет две стадии - техническое предложение и эскизный проект.

Техническое предложение.

На этой стадии проектировщики проводят следующие работы: сбор и изучение данных; определение основных конструкционных и отделочных материалов; разработку графических работ, отображающих варианты художественно-конструкторских решений и выбор варианта решения; рассмотрение и согласование технического предложения с заказчиком.

Графические материалы технического предложения содержат изображения вариантов изделия, позволяющие получить представление о взаимодействии основных частей и принципах работы изделия, размеры и другие наносимые на изображение данные. После разработки технического предложения оно согласуется с заказчиком. Согласование является основанием для разработки эскизного проекта.

Эскизный проект.

На этом этапе проводится увязка проектируемого изделия с интерьером, выявляется стилевая направленность изделия, его функциональность, определяются габаритные размеры и другие параметры. На этой стадии мастера выполняют следующие работы: разработку принятого варианта художественно-конструкторского решения изделия; изготовление и испытание макета или экспериментального образца. Основной документ эскизного проекта - художественно-конструкторский общий вид, который должен содержать: изображение изделия (виды, разрезы, сечения, выносные элементы); размеры и другие наносимые на изображения данные; текстовую часть, необходимую для понимания художественно-конструкторского решения (цвет, фактуру и др.) Согласование с заказчиком эскизного проекта является основанием для разработки технического проекта.

В этап конструкторской разработки входят технический проект и рабочая документация.

На стадии Технический проект проводят следующие работы: окончательную разработку конструкторского решения; анализ конструкции изделия на технологичность с учетом обеспечения ее в условиях конкретного производства; оценку изделия по показателям стандартизации и унификации; окончательную детализацию декоративно-конструкторских материалов и технологии отделки; изготовление и испытание экспериментального образца. Технический проект согласовывается с заказом и утверждается мастером.

Далее разрабатывается рабочая конструкторская документация. При ее создании разрабатываются дополнительные художественно-конструкторские решения изделия. В стадию Рабочая конструкторская документация входят конструкторские документы, которые содержат все необходимые данные для изготовления, контроля и испытания изделия.

Стадия закупки состоит из следующих этапов:

·   Определение потребности в материале

·   Выбор поставщиков

·   Обработка заказов

·   Контроль выполнения условий договора

·   Поступление материала

·   Оприходование материала

·   Контроль счетов

Определение потребности в материале

Определяются базовые характеристики требуемого материала, возможные от них отклонения, необходимое его количество и сроки поставки для передачи информации в отдел закупок в виде заявки на материал.

Подготовка заявки на материал

Заявка на материал представляет собой внутреннее сообщение отделу закупки о потребности в материале. В определенной позиции указывается вид заявки на материал. Вид заявки на материал определяет предназначение материала.

В заявке на материал отдел материально-технического снабжения сообщает базовые характеристики необходимого материала, возможные от них отступления в виде идентификатора материала или группы материалов, требуемое количество и сроки поставки.

Выбор поставщиков

Данная стадия состоит из следующих этапов:

·   Подготовка списка возможных поставщиков.

·   Отправка запроса в соответствии с заявкой на материал.

·   Выбор поставщиков.

·   Подготовка списка возможных поставщиков

На данном этапе, на основании полученной заявки на материал, сотрудник отдела закупок составляет список возможных поставщиков, состоящий из постоянных поставщиков, с которыми заключены договора на долгосрочное сотрудничество, и, возможно, новых, выявленных с помощью различных информационных каналов, в том числе в результате анализа ранее полученных коммерческих предложений.

Отправка запроса на материал

Подготовленный и соответствующим образом оформленный запрос на материал отправляется возможным поставщикам при помощи выбранного средства связи.

Выбор поставщиков

На основе сравнительного списка цен и условий поставки для зарегистрированных и согласованных коммерческих предложений от возможных поставщиков, факта наличия или отсутствия в данный момент с ними долгосрочных договорных отношений, а также на основе дополнительной информации о компании - возможном поставщике производится выбор наиболее подходящих поставщиков.

Отправка заказа

Подготовленный, оформленный и согласованный соответствующим образом заказ отправляется выбранному поставщику с помощью предпочтенного канала связи.

При отправке заказа поставщику делается отметка в соответствующей регистрационной книге.

Далее заказчик производит выполнение обязательств по оплате заказа, в соответствии с условиями договора.

Поступление материала

В соответствии с условиями поставки по договору, компания Заказчик принимает груз (материал) по мере поступления в установленном договором месте. Производится контроль фактически полученного груза.

После получения материала, специалистами отдела материально-технического снабжения проводится проверка соответствия характеристик, качества и комплектности полученного материала с заявленными Поставщиком и регистрируются обнаруженные отклонения.

После приёмки груза производится процедура оприходования материала. На данном этапе груз размещается на складах и в специально заведенную карточку материала заносятся следующие данные:

·   Идентификатор материала;

·   Дата поставки и идентификационный номер договора, по которому была произведена закупка.

·   Количество;

·   Краткое описание материала;

·   Цели закупки (Внутреннее или внешнее потребление).

Контроль счетов

На данном этапе производится проверка правильности движения финансовых потоков в процессе выполнения договора на Закупку, выполнения налоговых отчислений, исчисление таможенных пошлин и иных затрат, произведенных в рамках этого бизнес - процесса.

Следующий этап жизненного цикла - непосредственное производство мебели.

На первом этапе производится производится раскрой деталей будущей мебели (изготовление щитов).

Для этого используется высокопроизводительный станок с программным управлением, позволяющий делать до 5 пропилов за один проход. Чистота пиления обеспечивается наличием подрезной фрезы, исключающей образование задиров и сколов на этом этапе производства. Таким образом, достигается высокая скорость раскроя материала при безупречном качестве выполняемых работ.

На втором этапе производится облицовка кромок деталей пленкой ПВХ.

Нужно отметить, что использование профессионального оборудования на этом этапе производства особенно важно. Ведь кромки деталей являются самой уязвимой частью корпусной мебели. Именно они в первую очередь страдают как от механических повреждений, так и от других агрессивных воздействий среды - перепада температур, влажности и т.п. Поэтому надежная защита кромок - непременное условие для надежности и долговечности службы мебели.

Применение пленки ПВХ в качестве отделочного материала обусловлено тем что по своим характеристикам она превосходит все известные, используемые для этой цели материалы, в том числе кромку "меланин", известную своей недолговечностью и быстрой потерей товарного вида.

Использование профессионального кромкооблицовочного оборудования пленкой ПВХ, соблюдение всех нюансов технологии позволяет обеспечить надежную защиту от вредных воздействий и тем самым максимально увеличить срок службы корпусной мебели.

Последний этап в производстве - это оборудование деталей мебели облицовочной и крепежной фурнитурой. Для этой операции используется многошпиндельный присадочный станок, позволяющий располагать отверстия для креплений с высокой точностью. Это особенно важно для сборки мебели. Высокая скорость и качество этого оборудования, делает доступным серийное производство крупных партий мебели в короткий срок.

Следующий этап жизненного цикла - этап реализации.

На стадии реализации произведенная мебель доходит непосредственно до заказчика. Товар реализуется путем прямого сбыта без посредников - сразу от производителя. Продажа товара осуществляется за наличный расчёт. Компания "Декор ЛТД" осуществляет доставку мебели до заказчика по окончании изготовления заказа. Складирования готового товара в отдельных помещениях не происходит. В компании имеется небольшой выставочный зал, в котором представлен материал, из которого изготавливается продукция и некоторые товары, поставленные на серийное производство.

 

Модельное описание процесса "Производство мебели"

 

Ниже изображена обобщенная диаграмма Изготовления мебели в ЗАО "Декор ЛТД", разработанная в MS Visio, в IDEF0-нотации.

 

 

Ниже представлена декомпозированная IDEF0 диаграмма процесса "Изготовление мебели":

 

 

 

 

Процесс А 1.1 Изготовление щитовых элементов

Вход процесса: древесина, форматно-раскроечный станок

Выход процесса: готовый щитовой элемент

Ответственное лицо за выполнение процесса: начальник цеха

Нормативные документы: чертеж изделия, технологическая карта "Изготовление щита"

Процесс А 1.2 Присадка деталей

Вход процесса: щитовой элемент, присадочный станок.

Выход процесса: деталь с присадкой.

Ответственное лицо за выполнение процесса: мастер присадки

Нормативные документы: чертеж изделия, технологическая карта "Присадка детали"

Процесс А 1.3 Сборка изделия

Вход процесса: деталь с присадкой, материалы для сборки, фасады

Выход процесса: готовое тело изделия.

Ответственное лицо за выполнение процесса: мастер сборки

Нормативные документы: чертеж изделия, технологическая карта "Сборка"

Процесс А 1.4 Отделка изделия

Вход процесса: готовое тело изделия, материалы для отделки

Выход процесса: готовое изделие

Ответственное лицо за выполнение процесса: мастер отделки

Нормативные документы: чертеж изделия, технологическая карта "Отделка"

Декомпозиция процесса "Изготовление щитовых элементов" в IDEF0

 

 

Декомпозиция процесса "Изготовление щитовых элементов" в EPC

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...