Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности




Теоретико-методические основы построения и реализации краеведческого подхода в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

 

Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

 

Понятие «краеведение» впервые было введено в 20-х годах ХХ века в общеобразовательную подготовку подрастающего поколения с целью активизации учебно-воспитательного процесса и повышения научного уровня школьников.

К.Ф. Строев, А.С. Барков и другие ученые высказывали мнение о том, что краеведение - есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию своего края [5, 29 и др.].

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении школьниками в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом, на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя [4, 5, 10, 13, 14, 17, 18, 21, 24, 27, 28, 29, 35 и др.].

В исследованиях К.Ф. Строева и других ученых [29 и др.] определяется педагогическое значение краеведения, включающее два аспекта: для деятельности учителя и для деятельности школьников.

Для первого аспекта характерно обогащение знаниями и улучшение педагогического мастерства учителя. Также краеведение способствует осуществлению научно-исследовательской деятельности. Для учащихся педагогическое значение краеведения заключается в следующем:

. Формирование и развитие краеведческих понятий расширяет общеобразовательные знания и формирует научное мировоззрение.

. Краеведческий материал способствует самостоятельному усвоению учебного материала, при этом происходит развитие индивидуальных склонностей и особенностей каждого ученика.

. Учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые в жизни, то есть краеведение способствует интеграции обучения с жизнью.

. Исследование природы родного края целенаправленно и конкретно готовит учащихся осуществлять практическую деятельность по охране природы.

. Комплексное изучение родного края создает условия для восприятия школьниками природных, общественных, экономических и других явлений в их взаимосвязи.

. Использование краеведческого материала на уроках является средством реализации межпредметных связей, что способствует осуществлению преемственности в предметных знаниях учащихся.

. Осуществляется реализация принципа наглядности в предметном обучении.

. Краеведческий материал создает условия для организации работ исследовательского характера. Это, в свою очередь, способствует развитию инициативы, творчества, индивидуальности у школьников.

. С позиций воспитания, краеведение способствует формированию эстетических и патриотических чувств, любви к Родине и любви к родному краю, а также способствует воспитанию гуманного, ответственного отношения к природе.

Таким образом, в целом при реализации краеведческого материала в обучении происходит самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, приобретаются умения исследовательского характера, осуществляется подготовка к практической деятельности школьников, расширяются и развиваются их общеобразовательные знания.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что зарождение краеведческих знаний в образовании школьников осуществлялось на биологическом материале [8, 17, 18, 23, 24, 26, 27,28 и др.].

В становлении и развитии отечественной методики биологии ведущее место принадлежит известному русскому ученому Александру Яковлевичу Герду, который обосновал значение краеведческого подхода в системе учебных предметов и определил их роль в школьном образовании.

Педагогические идеи, выдвинутые А.Я. Гердом, а именно - сближение школы с живой природой, использование натуральной наглядности при ее изучении на примере местного материала, организация и проведение с учащимися экскурсий в природу, практических и лабораторных занятий, изучение вопросов экологии организмов в школьной биологии, - являются основой биолого-краеведческого направления биологического образования [8, 26 и др.].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что вопросы краеведческого подхода в обучении были предметом исследования многих отечественных ученых ХХ столетия [3, 4, 5, 8, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 21, 23, 24, 25, 26-28, 29, 30 и др.].

Например, Б.Е. Райков в своем труде «Пути и методы натуралистического просвещения», характеризуя исследовательский метод обучения биологии на основе обучения окружающей действительности, писал, что: «это есть метод умозаключения от конкретных фактов самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками» [24 и др.].

В исследованиях И.С. Матрусова указывается что «под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учениками фактами из окружающей их действительности и изученным программным материалом в целях повышения качества знаний» [13, 17 и др.].

В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий фактами окружающей действительности, то есть истолкование общего на конкретных примерах данной местности, что делает изучаемый материал конкретным и близким школьнику, доступным наблюдению, анализу, обобщению вызывает интерес, способствует активизации процесса обучения, помогает пробуждать и развивать интерес к окружающей среде, жизни.

Большой вклад в разработку отдельных аспектов проблемы краеведческого подхода внесли такие ученые, как А.С. Барков, А.Н. Захлебный, А.В. Даринский, И.Н. Пономарева, И.Д. Зверев, И.С. Матрусов, В.П. Соломин, П.В. Станкевич, К.Ф. Строев и другие ученые.

Они считали, что научные знания о природе и понимании школьником ее моральных ценностей получают конкретное выражение в его трудовой деятельности, оказывают влияние на выработки умений и навыков заботливого отношения к окружающей среде [5, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 21, 23, 27, 28, 29 и др.].

Основное назначение краеведческого подхода в изучении школьных учебных предметов - это повышение познавательной активности учеников, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками в изучении природного, социального и техногенного окружения родного края.

Огромное значение краеведческий подход проявляет и в воспитательном отношении, так как одной из важнейших задач школьного естественнонаучного образования является формирование научного мировоззрения у школьников, составной частью которого является последовательное формирование отношения человека к окружающей его социальной и природной среде. В связи с этим задачей школьного естественнонаучного образования является последовательное формирование ответственного отношения к природе, которое должно проявляться в разных формах и видах деятельности учащихся, выражая их устойчивую гражданскую позицию [12, 13 и др.]. Научные знания о природе и понимание школьником ее моральных ценностей получают конкретное выражение в его трудовой деятельности, оказывают влияние на выработку умений и навыков заботливого отношения к окружающей среде [21 и др.].

Применение полученных знаний, умений и навыков по охране природы согласуется и с задачами экологического воспитания учеников, привитию им чувств бережливости, сохранению ценностей, предъявляемых природой и созданных трудом человека.

Таким образом, краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности [13 и др.].

По мнению И.Д. Зверева: «нельзя переоценить значение краеведения применительно к реализации задач, например, экологического образования, ибо ближайшее окружение школьника повседневно дает убедительные примеры для развития и раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружение его умениями и навыками жить с ней в гармонии» [12 и др.].

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, - писал А.С. Барков - любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его - значить полюбить его более глубоко» [5 и др.].

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) имеет своей целью формирование у школьников основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей [19, с. 5-6].

Основная задача курса ОБЖ - подготовить школьников к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них умения и навыки здорового образа жизни и умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждений человека.

Основную задачу курса ОБЖ возможно и необходимо реализовывать на краеведческом материале. При этом учитель-предметник должен предусмотреть и изменить на основе краеведческого подхода следующие условия для реализации вышеизложенной задачи курса ОБЖ:

·   обеспечение формирования и развития у школьников знаний, умений и навыков по вопросам безопасного поведения в их повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях глобального, регионального и особенно местного (локального) характера;

·   построение содержания учебного процесса с учетом объективных опасностей для жизни и здоровья людей в процессе познания и преобразования ими окружающей среды, особенно окружающей среды родного края;

·   ориентирование системы управления формированием безопасности жизнедеятельности человека в реальной окружающей среде на социальную адаптацию к окружающим условиям на основе личностно-ориентированного и краеведческого подходов;

·   обеспечение комплексного воздействия на личность учащегося путем формирования у него умений и навыков безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности [19].

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в науке и практике имеются различные трактовки сущности понятия «краеведение»: «учебный предмет», «метод обучения», «принцип», «подход». Несмотря на разнообразие понимания учеными данного понятия, краеведение является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе [3, 4, 5, 8, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 21, 23, 24, 25, 26-28, 29, 30 и др.].

В данной работе мы используем понятие «краеведческий подход», применяемый нами в связи с отбором содержания и видов деятельности школьников в предметном обучении.

Использование краеведческого подхода оказывает влияние на отбор содержания по Основам безопасности жизнедеятельности. При этом в содержании курса ОБЖ акцентируется внимание на введение знаний краеведческого характера, которые условно объединены в группы. К таковым группам относятся:

· знания об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни родного края;

·   знания об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера родного края;

·   знания об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера родного края;

·   знания о научных основах охраны и рационального использования природы родного края;

·   знания о многообразии и роли видов живых организмов в природе родного края и хозяйственной деятельности человека в родном крае;

·   знания о сезонных явлениях в жизни живых организмов, сроках их наступления и причинах этих явлений в родном крае.

Кроме этого, использование краеведческого подхода изменяет результат обучения.

В частности, одним из ожидаемых результатов в школе при изучении Основ безопасности жизнедеятельности становится усвоение учащимися системы соответствующих знаний (по основам безопасности жизнедеятельности и краеведению), а также системы ценностных отношений к природе (природно-социальной среде) родного края. Механизмом же их формирования и развития мы считаем систему заданий краеведческого содержания, которые включаются в разные этапы урока по изучению Основ безопасности жизнедеятельности 8-го класса.

Наглядно реализация краеведческого подхода при изучении школьниками ОБЖ в 8-ом классе представлена на рисунке 1.

В исследованиях П.В. Станкевича отмечено, что в школьном предмете «Биология» краеведческие понятия содержат знания и ценностные ориентации, формирующие и развивающие экологическую культуру личности школьника.

Основополагающими в этой системе являются знания и умения:

· о многообразии видов животных родного края;

·   о природных сообществах как взаимодействии растений, животных и биологической среды в природных условиях;

·   о роли диких животных, растений родного края в природе и хозяйственной деятельности человека;

·   о сезонных явлениях в жизни животных, растений, сроках их наступления и причинах этих явлений (на материале регионального характера);

·   об учете и рациональном использовании природных богатств родного края;

·   о видах растений, животных, указывающих на особенности условий среды данной местности (биоиндикация);

·   о научных основах охраны природы родного края;

·   о роли школьников в охране природы родного края [26-28 и др.].

Именно такие знания, умения и навыки краеведческого содержания возможно и необходимо включать в предметное обучение школьников.

Основываясь на исследованиях ученых в естественнонаучном образовании, мы считаем необходимым включение краеведческих знаний в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью обеспечения последовательного увеличения информации о наиболее вероятных опасных и чрезвычайных ситуациях в родном крае, с которыми может встретиться человек (обучающийся) в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности.

Как было отмечено ранее, краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения [5, 29 и др.]. Поэтому, использование краеведческого материала в предметном обучении имеет большое нравственное, эстетическое, патриотическое и этическое значение. Велика роль краеведения и в восприятии целостности природы, ее естественной многоликости и сложной взаимосвязи. Лес, луг, болото - каждое сообщество обладает специфическими красками, формой, размерами и представителями типичных видов [5, 17, 21, 29 и др.].

Важной задачей школьного обучения является пробуждение интереса учащихся к проблемам взаимодействия природы и общества, охране природы в родном крае. Возбуждение интереса школьников связано, прежде всего, с обоснованием необходимости и раскрытия перспектив управления сложной системой «Природа - Общество» на локальном уровне. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирует у школьников научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию, а так же социально значимую ценностную ориентацию личности.

Интерес к природе, воспитание бережного отношения к ней, интерес к безопасности личности в социально-природной среде, к возможным опасным и чрезвычайным ситуациям в ней будет успешно развиваться лишь при умении школьника наблюдать, замечать, останавливать взгляд и мысль на окружающих природно-социальных явлениях. Живое восприятие природы, умело организованное наблюдение, простейшие эксперименты обогащают чувственный опыт школьника. Чтобы успешно выполнить программу наблюдений необходимо не только уметь описывать явления, но и устанавливать сущность природно-социальных взаимосвязей. Познавая сущность явлений, учащиеся не только находят в них особенные черты, приводящие к обобщениям, но и к доказательному усвоению определенных закономерностей в природно-социальной среде. Поэтому особую воспитательную ценность приобретает краеведческий материал, отражающий наблюдения за природно-социальной средой родного края [13].

Таким образом, в школьном образовательном пространстве «Основы безопасности жизнедеятельности» использование краеведческих знаний дает учащимся целостное представление об окружающем мире, его природном богатстве, а также формирует ценностно-мотивационную сферу школьников в области отношений к родной природе, основанную на моральных принципах, правовых нормах и патриотизме цивилизованного общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...