Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика проведения экспериментальных уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе




 

Рассмотрим, как происходило включение системы заданий краеведческого характера при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Раздел 1. «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях») 8 класса в экспериментальном обучении.

Поурочное планирование [15, 19, 20, 32] курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе представлено следующими учебными темами.

Раздел 1. Безопасность и защита человека: в чрезвычайных ситуациях - 17 часов.

Урок 1. Глава 1. Производственные аварии и катастрофы.

Уроки 2-4. Глава 2. Пожары и взрывы.

Уроки 5-8. Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.

Уроки 9-12. Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Уроки 13-14. Глава 5. Гидродинамические аварии.

Уроки 15-17. Глава 6. Нарушение экологического равновесия.

Раздел 2. Основы медицинских званий и правила оказания первой медицинской помощи - 5 часов.

Уроки 18-21. Глава 1. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами.

Урок 22. Глава 2. Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни - 4 часа.

Уроки 23-24. Глава 1. Физическая культура и закаливание.

Уроки 25-26. Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростка.

Примечание:Из 32 часов учебных занятий, предусмотренных на изучение курса ОБЖ в 8 классе, 6 часов целесообразно запланировать на обучение школьников практическим действиям при возникновении аварий и катастроф, наиболее вероятных для региона, а также на подготовку к проведению «Дня защиты детей» и участию в соревнованиях по программе «Школа безопасности».

Рассмотрим, в качестве примера уроки по курсу «ОБЖ» учебных тем «Производственные аварии и катастрофы» и «Пожары и взрывы».В экспериментальном классе обучение учащихся проводилось в соответствии с разработанным в процессе исследования тематическим планированием уроков, включающих систему заданий краеведческого характера. При этом реализация разработанной системы заданий краеведческого содержания была направлена на формирование и развитие у школьников системы предметных знаний, то есть знаний о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, о безопасности и защите человека. При этом в каждом уроке мы использовали краеведческий материал в качестве дополнительных фактов и информации, подтверждающей учебное содержание курса «ОБЖ» 8 класса.

Глава 1. Уроки 1.1. - 1.3. Производственные аварии и катастрофы

Учебные вопросы.

1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.

2. Опасности аварий и катастроф.

3. Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.

Цель:по окончании изучения темы учащиеся должны знать возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные для данного региона.

Основное содержание уроков: Понятие о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабам распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные.

Понятие об аварии и катастрофе. Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера: транспортные аварии; пожары, взрывы; аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ; аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ; аварии с выбросом (угрозой выброса) экологически опасных веществ; внезапное обрушение зданий, сооружений; аварии на энергетических системах; аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения; аварии на очистных сооружениях; гидродинамические аварии. Опасности аварий и катастроф и их динамика на территории Российской Федерации.

Понятие о потенциально опасных объектах, основные причины аварий и катастроф техногенного характера.

Общие рекомендации по обеспечению личной безопасности при техногенных авариях в местах проживания. Выяснение степени потенциальной опасности в местах жительства, перечень реально возможных чрезвычайных ситуаций и их опасность, принятие заблаговременных мер по защите от чрезвычайных ситуаций и их предупреждению, правильные и умелые действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!».

Заключение: Вопросы для проверки полученных знаний.

1.К каким чрезвычайным ситуациям относятся аварии и катастрофы?

2.Дайте определение аварии и катастрофы, чем они отличаются.

3.Назовите типы чрезвычайных ситуаций и места их возможного возникновения.

4.Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от зоны поражения?

5. Какие объекты относятся к потенциально опасными?

6. Какие потенциально опасные объекты расположены в городе Южно-Сахалинске, Сахалинской области? Какую опасность они представляют для населения Сахалинской области?

7. Расскажите о реальных авариях и катастрофах, происшедших в Сахалинской области, г. Южно-Сахалинске, причинах их возникновения.

8. Назовите заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций.

9. С какой целью передается предупредительный сигнал «Внимание всем!».

Домашнее задание.Раздел 1, глава 1, тема 1.1. - 1.3. и задания, указанные в таблице 1.1. § 1.2. данной работы.

Глава 2. Уроки 2.1. - 2.5. Пожары и взрывы.

Учебные вопросы: Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве. Общие сведения о пожаре. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.

Цель: по окончании изучения темы, учащиеся должны:

а) знать: правила безопасного поведения при пожарах и взрывах; основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов;

б) владеть умениями и навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров и взрывов;

в) иметь представление о последствиях пожаров и взрывов, мерах, принимаемых по защите от них населения.

Основное содержание уроков: Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Понятие о пожаро-взрывоопасном объекте. Промышленные предприятия, относящиеся к пожаро-взрывоопасным объектам.

Общие сведения о взрыве. Классификация взрывов: подземные, наземные, воздушные, подводные и надводные. Механизм образования ударной волны при воздушном и наземном взрывах. Зоны действия взрыва: зона действия детонационной волны, зона действия воздушной ударной волны и ее подзоны. Действие взрыва на здания, сооружения и оборудование. Полные, сильные, средние и слабые разрушения при взрыве, характеристика разрушений.

Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре. Процесс горения, условия его возникновения и прекращения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Классификация пожаров: по внешним признакам горения (наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние, открытые и закрытые) по месту возникновения. Понятие об отдельных и массовых пожарах. Три стадии развития пожара: начальная, разгорание, завершающая. Условия, способствующие распространению пожара. Линейное и объемное распространение пожара.

Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях. Причины возникновения взрывов на взрывоопасных предприятиях, в жилых и общественных зданиях.

Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на людей. Вторичные поражающие факторы пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрыва. Действие поражающих факторов на людей. Характеристика поражения людей при взрывах.

Использование первичных средств пожаротушения при небольшом загорании; правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания. Правила безопасного поведения при пожаре в общественном здании в то числе при эвакуации через задымленный коридор при надвижении огненного вала. Правила безопасного поведения при опасной концентрации дыма и повышении температуры: если невозможно выйти к лестничной клетке (выходу); если есть балкон (лоджия). Правила безопасного поведения при спасении пострадавших.

Правила безопасного поведения при взрыве в квартире, в том числе если человек оказался в завале и при этом получил травму или не имеет возможности выбраться. Оказание помощи человеку, на котором загорелась одежда.

Паника во время пожара. Понятие о панике. Паническое бегство, как процесс вынужденной эвакуации. Механизм панического бегства. Предотвращение паники. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте, в то числе при отсутствии видимости.

Заключение: Вопросы для проверки полученных знаний.

1. На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары и взрывы?

2.Что представляет собой взрыв? Какими особенностями он характеризуется?

3.Как классифицируются взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят? Назовите зоны действия взрыва и дайте их характеристику.

4.Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает? Каков механизм прекращения горения?

5.Назовите группы возгораемости веществ и материалов. Дайте характеристику каждой группы.

7.Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Приведите примеры отдельных и массовых пожаров.

8.Какие условия способствуют распространению пожара? В чем разница между линейным и объемным распространением пожара?

9.Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях в Сахалинской области.

10.Назовите основные причины взрывов в жилых зданиях и на промышленных предприятиях в Сахалинской области.

11.Назовите основные поражающие факторы пожара и дайте их характеристику.

12.Какие поражающие факторы взрыва вы знаете?

13.Расскажите о видах поражения людей при взрывах. Дайте им характеристику.

14.Расскажите о правилах безопасного поведения при пожарах и взрывах. Как вы будете действовать, если увидите, что на человеке загорелась одежда?

15.Чем характеризуются пожары в зданиях, где находится большое количество людей?

16.Чем опасна паника? Когда возникает паническое бегство?

17.Объясните механизм вынужденного движения людей. Назовите факторы опасности при вынужденной эвакуации.

Домашнее задание. Раздел 1, глава 2, темы 2.1-2.7. Задания 1-11 и задания указанные в таблице 1.1. § 1.2. данной работы.

Глава 3. Уроки 3.1. - 3.6. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.

Учебные вопросы.

1. Виды аварий на химически опасных объектах.

1. Опасные химические и аварийно химически опасные вещества, их поражающее действие на организм человека.

2. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

3. Защита населения от аварийно химически опасных веществ.

4. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.

Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны:

а) знать: правила безопасного поведения при авариях на химически опасных объектах; способы оповещения об авариях на химически опасных объектах; основные мероприятия по защите населения от последствий аварий на химически опасных объектах;

б) владеть умениями и навыками выполнения мероприятий по защите от поражающих факторов аварий на химически опасных объектах и правильного использования индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи;

в) иметь представление о последствиях аварий на химически опасных объектах и мерах, принимаемых по защите населения.

Основное содержание уроков: Понятие об опасном химическом веществе. Предприятия - потребители опасных химических веществ.

Понятие о химическом объекте. Понятие о химической аварии. Виды аварий с выбросом АХОВ. Классификация промышленных объектов по степени химической опасности. Классификация городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности. Районы Российской Федерации с высокой концентрацией химически опасных объектов.

Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм. Понятие о сильнодействующих ядовитых веществах. Опасность АХОВ для людей. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека и их характеристика.

Основные причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Понятие об очаге химического поражения и зоне химического заражения. Зоны химического заражения при авариях на химически опасных объектах. Глубина и форма зон химического заражения.

Основные способы защиты населения от АХОВ. Оповещение населения. Понятие о локальных системах оповещения. Использование территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения.

Использование средств индивидуальной защиты. Классификация промышленных противогазов и респираторов. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление и использование ватно-марлевой повязки.

Укрытие людей в защитных сооружениях. Использование жилых и производственных зданий для защиты от поражения химическими веществами. Герметизация жилых помещений, последовательность ее проведения. Особенности распространения АХОВ в зданиях в зависимости от времени года.

Способы эвакуации населения при авариях на химически опасных объектах.

Правила безопасного поведения:

· при проживании вблизи химически опасных объектов;

· при оповещении об аварии с выбросом АХОВ, в то числе при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища, а также возможности выхода из зоны аварии;

·   при движении по зараженной местности;

·   при выходе из зоны заражения;

·   при подозрении на поражение АХОВ;

· в случае аварии на железнодорожных и автомобильных магистралях при перевозке опасных грузов.

Заключение: Вопросы для проверки полученных знаний.

1. Дайте определение химической аварии. Назовите виды аварий с выбросом АХОВ.

2. Дайте определение опасных химических веществ и аварийно химически опасных веществ. Какая между ними существует связь?

3. Как классифицируется опасность веществ по степени их воздействия на организм человека?

4. Какое поражающее действие на организм человека оказывают аварийно химически опасные вещества? Охарактеризуйте группы АХОВ по характеру воздействия на человека.

5. Назовите основные последствия аварий на химически опасных объектах.

6. Что включает в себя очаг химического поражения? Дайте определение очага химического поражения и зоны; химического заражения. От чего зависят размеры очага химического поражения? От чего зависит глубина и форма очага поражения АХОВ?

10.Как организуется защита населения от АХОВ? Какие мероприятия по защите населения проводятся заблаговременно?

11.Расскажите о системе оповещения населения при авариях на химически опасных объектах.

12.Назовите последовательность действий:

а) при оповещении о химической аварии;

б) если вы остались в помещении;

в) при движении по зараженной местности;

г)  после выхода из зоны химического заражения.

. Назовите свойства веществ, которые позволяют использовать химические соединения в качестве химического оружия.

Домашнее задание.Раздел 1, глава 3, темы 3.1-3.5. Задания 12 - 16, и задания указанные в таблице 1. § 1.2. данной работы.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...