Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация, основные этапы экспериментального исследования. Методы сбора и обработки его результатов




Одновременно с проведением теоретико-методического исследования, и в тесной взаимосвязи с ним, нами осуществлялось экспериментальное исследование.

При проведении и организации эксперимента мы основывались на опыте, накопленном к настоящему времени в дидактике и частных методиках [7, 22, 23, 31 и др.].

Экспериментальное исследование проводилось нами в 2007-2010 гг. в средней школе №8 г. Южно-Сахалинска.

Всего экспериментом было охвачено 62 школьника 8-х классов, 6 учителей. Было проведено 16 экспериментальных уроков.

Целью исследования было экспериментально подтвердить эффективность разработанной нами методики формирования и развития знаний по Основам безопасности жизнедеятельности через использование системы заданий краеведческого характера и ее природности для средней общеобразовательной школы.

В соответствии с поставленной целью была определена структура исследования, отражающая его основные этапы и направления, используемые в них методы сбора и анализа экспериментальных данных.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Основой первого этапа стал констатирующий эксперимент, а его целью - изучение исходного уровня предметных и краеведческих знаний учащихся в процессе обучения по курсу Основам безопасности жизнедеятельности.

Констатирующий эксперимент включает следующие направления:

·   исследование отношения школьников к краеведческому материалу, а также исследование их уровня краеведческих знаний;

·   анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и степень отражения в ней знаний по основам безопасности жизнедеятельности и краеведческих знаний, методики их формирования при обучении школьников;

·   исследование отношения учителей средней школы к проблеме формирования и развития предметных знаний через использование системы заданий краеведческого характера.

Для получения полных и адекватно отражающих состояние исследуемых вопросов мы использовали следующие методы исследования: наблюдение на уроках, анализ ответов учащихся, беседы с учениками и учителями-предметниками, анкетирование, проведение контрольных письменных работ с последующим анализом ответов.

Одновременно с констатирующим этапом эксперимента нами проводился поисковый эксперимент, который составил основу 2-го этапа нашего экспериментального исследования. Цель его заключалась в анализе психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, на основе которого разрабатывалось содержание системы знаний краеведческого содержания и методика формирования на их основе знаний по чрезвычайным ситуациям техногенного характера школьников, проверялись и отбирались методические рекомендации для основного этапа исследования.

В ходе поискового эксперимента были выявлены эффективные методические условия, способствующие развитию знаний о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и краеведческих знаний при обучении «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе. К таковым мы относили: системное раскрытие краеведческих знаний на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе;

·   систематическое использование при определенном содержании урока и на разных его этапах разнообразных заданий краеведческого характера;

·   развитие краеведческих знаний с опорой на школьное содержание программы и учебники по разделу «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека» 8-го класса;

·   использование различных видов уроков во взаимосвязи: урок - формирование новых знаний, урок - самостоятельная работа, урок - обобщение, урок по защите рефератов (докладов) школьников или тематических сообщений.

Все перечисленные условия мы использовали на третьем этапе педагогического эксперимента. Поисковый эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы №8 г. Южно-Сахалинска.

Основой третьего этапа экспериментального исследования стал формирующий эксперимент. Его цель заключалась в выявлении влияния разработанной системы заданий краеведческого содержания и методики ее влияния на формирование и развитие знаний по чрезвычайным ситуациям техногенного характера, безопасности и защиты человека и краеведческих знаний школьников, и на развитие их личности.

Для осуществления формирующего эксперимента нами были выбраны контрольный и экспериментальный классы. Отбор классов мы осуществляли, основываясь на общности, одинаковой логике и последовательности раскрытия учебного краеведческого материала. Далее исходили из приблизительно равной успеваемости учащихся, учитывали мнение учителей, работающих в этих классах. Измерению подлежала методика изучения материала по основам безопасности жизнедеятельности через включение в него систему заданий краеведческого характера: в экспериментальном классе использовали содержание науки краеведения и все виды заданий краеведческого характера, а в контрольных классах использовали только учебный материал, указанный в программе.

Результаты экспериментального исследования подверглись качественному и количественному анализу, разработанному А.П. Беспалько и др. ученными [7, 31 и др.], где:

· правильными полными ответами (4 балла) считались ответы, в которых достаточно полно и глубоко раскрыто содержание понятия, называются существенные признаки и приведены примеры;

· к правильным неполным ответам (3 балла) причислены те ответы, в которых были названы отдельные признаки понятий, приведены примеры;

· к неправильным ответам (2 балла) относили те ответы, которые содержали ошибки в раскрытии содержания понятия и, в которых были приведены неправильные примеры;

·   если ответа не было - 1 балл.

Данные, иллюстрирующие характер ответов представлены в п. 2.2.

Для оценки уровня знаний краеведческого характера мы использовали средний приведенный балл успеваемости по предмету, который определяется как разность среднего балла успеваемости в классе и разброса (среднего квадратичного отклонения) оценок вокруг него:

 

Х= Х - s (1)

где Х - средний приведенный балл,

Х - средний балл успеваемости в классе

s - среднее квадратичное отклонение.

 

Х = SCi (2)

 

где, Ci - оценки отдельных учащихся;

М - общее число учащихся в классе;

 


s = Ö S (Х - Ci ) (3)

 

Дидактический смысл среднего квадратичного отклонения (s) в приведенном балле успеваемости состоит в том, что им характеризуется степень индивидуализации обучения и однородности успеваемости в классе.

Таким образом, при организации и проведении экспериментального исследования мы использовали все вышеназванные методы исследования.

 

Содержание экспериментального исследования и анализ его результатов

 

На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 - 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 - 8). Ученикам были предложены следующие вопросы:

1. Что вы понимаете под понятием «краеведение»?

2. С какой целью, на Ваш взгляд, учитель включает в урок краеведческий материал?

.   Интересно ли Вам включение краеведческого материала учителем в урок?

.   С какими сложностями Вы сталкиваетесь при выполнении заданий краеведческого характера?

.   Приведите примеры экологических проблем Сахалинской области, известных Вам?

.   Что Вы понимаете под понятием «Чрезвычайные ситуации природного характера»?

.   Приведите примеры чрезвычайных ситуаций природного характера в Сахалинской области?

.   Приведите примеры опасных природных явлений в Сахалинской области?

Ниже представлены результаты анализа ответов на вопросы, предложенные учащимся при проведении эксперимента.

Ответом на вопрос «Что вы понимаете под понятием «краеведение»?» мы стремились установить, знакомо ли учащимся данное понятие и в чем заключается его сущность.

Большинство школьников (72,4%) под краеведением понимают Сахалинскую область, то есть место, где они родились, а так же живых организмов, обитающих на островной территории.

На второй вопрос, «С какой целью, на Ваш взгляд, учитель включает в урок краеведческий материал?» большая часть школьников (80%) ответили: «Чтобы лучше знать природу, окружающую природную среду и живых организмов родного края».

Анализ ответов учащихся на вопрос «Интересно ли Вам включение краеведческого материала учителем в урок?» показал, что почти всем (83%) ученикам на таких уроках интересно.

Анализ ответов школьников на вопрос, «С какими сложностями Вы сталкиваетесь при выполнении заданий краеведческого характера?» показал, следующие, отмеченные учащимися компоненты:

·   не сталкиваюсь ни с какими сложностями, так как таких заданий не задают (27,6%);

·   не испытываю никаких трудностей (34,5%);

·   при выполнении заданий такого рода пользуюсь местными газетами (24,1%);

·   мало современной литературы по данному вопросу (13,8%).

Ответы на 5 - 8 вопросы мы подвергли качественному и количественному анализу § 2.1. Результаты проверки имеющихся у школьников знаний краеведческого характера представлены в таблице 2.

По данным таблицы 2 мы высчитали средний приведенный балл (методика его определения представлена в § 2.1.):

Средний балл (Х) в экспериментальном и контрольном классах почти одинаков.

Среднее квадратичное отклонение (s) в экспериментальном классе составляет - 0,27, в контрольном классе - 0,25.

Средний приведенный балл в обоих классах одинаков и равен (2,53).

 

Результаты проверки у школьников имеющихся знаний краеведческого характера

Класс Количество человек

Характер ответов

   

П.П.О. (4 б.)

П.Н.О. (3 б.)

Н.П.О. (2 б.)

Н.О. (1 б.)

    Абс Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн.
Экспериментальный 30 1,0 3,6 20,0 71,4 7,0 25,0 - -
Контрольный 32 1,0 3,7 21,0 77,8 5,0 18, - -

 

Условные обозначения таблицы:

П.П.О. - правильный полный ответ;

П.Н.О. - правильный неполный ответ;

Н.П.О. - неправильный ответ;

Н.О. - нет ответа.

Абсолютное - количество человек;

Относительное - количество человек в процентах.

Средний балл на этапе констатирующего эксперимента

Класс Средний балл (Х) Средний приведенный балл (Х)
Экспериментальный 2,8 (2,53)
Контрольный 2,78 (2,53)

 

Таким образом, данные таблицы 2 и таблицы 3 позволяют сделать вывод о том, что у школьников преобладает достаточно низкий уровень знаний краеведческого характера.

Вместе с тем, исходя из понимания сущности учебно-воспитательного процесса, как взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, необходимо было выявить и уровень теоретико-методической подготовки и готовности учителя-предметника к реализации краеведческого материала в предметном обучении (по ОБЖ).

Поэтому на констатирующем этапе эксперимента нами было проведено анкетирование учителей. Мы проанализировали шесть анкет учителей, преподающих естественнонаучные учебные предметы в средних школах г. Южно-Сахалинска.

Анкета включала следующие вопросы:

1. Что Вы понимаете под «краеведением»?

2. Используете ли Вы задания краеведческого характера на уроках по учебному предмету?

· регулярно;

·   редко;

·   не использую.

3. Чем Вы руководствуетесь в процессе своей деятельности?

4. Считаете ли Вы необходимым использование краеведческого материала на уроках?

5. Какие методы, формы организации учебно-познавательной работы Вы используете при внедрении материала краеведческого характера?

· работа с научно-популярной литературой;

·   использование материалов из средств массовой информации;

·   экскурсии в краеведческий музей;

·   использование дидактических карточек-заданий;

·   самостоятельные работы при закреплении полученных учащимися на уроках знаний;

·   решение познавательных задач;

·   специально составляю дополнительные задания.

6. С какими трудностями Вам приходится сталкиваться в процессе организации учебно-познавательной работы учащихся при реализации на уроках по учебному предмету краеведческого материала?

· никаких трудностей не испытываю;

·   отсутствие методических пособий по вопросам проведения учебно-воспитательной работы;

·   загруженность учителя;

·   слабая материально-техническая база кабинета по учебному предмету;

·   нехватка опыта в организации работ краеведческого характера;

·   другое.

7. Определите роль заданий краеведческого характера в учебно-воспитательном процессе школьников:

 

Роль заданий краеведческого характера в учебно-воспитательном процессе школьников

Элементы содержания ответов В большей степени В меньшей степени Не способствует
формирование предметных понятий;      
развитие творческого потенциала школьника;      
повышение качества знаний учащихся по учебному предмету и краеведению;      
в определении будущей профессии;      
развитие познавательного интереса к предмету;      
изучение широкого круга экологических проблем и чрезвычайных ситуаций в Сахалинской области      

 

8. Ваши пожелания, дополнения по поводу данного вопроса исследования…

Ниже приводим результаты анализа ответов на вопросы анкеты, предложенной учителям-предметникам при проведении экспериментального исследования.

Анализ ответов учителей на вопрос «Что Вы понимаете под «краеведением»?», показал, что большинство опрошенных учителей определяют краеведение как родной край без каких-либо разъяснений. На наш взгляд это недостаточно полный ответ без конкретных составляющих данного понятия, таких ответов оказалось 83,3%.

При анализе ответов учителей-предметников на второй вопрос анкеты «Используете ли Вы задания краеведческого характера на уроках по учебному предмету?» мы выяснили, что 50% респондентов регулярно используют задания краеведческого характера на предметных уроках, 33% опрошенных учителей ответили, что используют такие задания редко; один учитель (16,7%) ответил, что не включает задания такого рода в уроки по учебному предмету.

При анализе ответов на третий вопрос «Чем Вы руководствуетесь в процессе своей деятельности?» было выявлено, что при внедрении краеведческого материала в предметный урок учителя руководствуются личным опытом и интуицией.

Анализируя ответы на вопрос «Считаете ли Вы необходимым использование краеведческого материала на уроках?», мы выяснили, что все 100% опрошенных учителей ответили на этот вопрос утвердительно.

Обработка ответов на пятый вопрос позволила сделать выводы: все опрошенные учителя в той или иной степени используют различные методы, формы при внедрении в учебно-воспитательный процесс материала краеведческого характера. Анализ ответов на этот вопрос представлен в таблице 5.

Таким образом, данные таблицы 5 говорят о том, что в качестве основных методов изучения материала краеведческого характера являются словесно-практические методы обучения (использование материалов из средств массовой информации; самостоятельные работы при закреплении полученных знаний на уроке). Среди форм организации познавательной деятельности школьников, на которых возможно внедрение краеведческого материала учителя-предметники считаются экскурсии, это в сою очередь более характерно для изучения материалов по биологии, по экологии и по географии.

Анализ ответов учителей на вопрос, «Какие методы, формы организации учебно-познавательной работы вы используете при внедрении материала краеведческого характера?» (в % к числу опрошенных)

Элементы содержания ответов Частота встречаемости, %
Работа научно-популярной литературой. Использование материалов из СМИ. Экскурсии в краеведческий музей. Дидактические карточки-задания. Самостоятельные работы при закреплении полученных знаний на уроке. Решение познавательных задач. Специально составляю дополнительные задания. 33,3 83,3 33,3 33,3 50 16,6 16,6
Количество опрошенных учителей 6

На шестой вопрос анкеты учителями-предметниками были также предложены различные варианты ответов. Поэлементный анализ их ответов представлен в таблице.

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что при внедрении краеведческого материала на уроках по учебному предмету основными трудностями, по мнению учителей, являются: отсутствие методических пособий по вопросам проведения учебно-исследовательской работы краеведческого характера (100%), загруженность учителя (66,7%) и слабая материально-техническая база кабинета по учебному предмету (66,7%).

 


 Анализ ответов учителей-предметников на вопрос, «С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе организации учебно-познавательной работы учащихся при реализации на уроках по учебному предмету краеведческого материала?» (в % к числу опрошенных)

Элементы содержания ответа Частота встречаемости, %
· никаких трудностей не испытываю; · отсутствие методических пособий по вопросам проведения учебно-воспитательной работы краеведческого характера; · загруженность учителя; · слабая материально-техническая база кабинета по учебному предмету; · нехватка опыта в организации работ краеведческого характера; · другое… 16,7 100 66,7 66,7 33,3 16,7
Количество опрошенных учителей 6

 

Анализ ответов учителей-предметников на седьмой вопрос анкеты «Определите роль заданий краеведческого характера в учебно-воспитательном процессе школьников» представлен в таблице.

Таким образом, данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что все опрошенные учителя-предметники считают, что задания краеведческого характера в большей или меньшей степени способствуют формированию предметных понятий, развитию творческого потенциала школьника, повышению качества знаний учащихся по учебному предмету и краеведению, развитию познавательного интереса к учебному предмету, изучение широкого круга экологических проблем и чрезвычайных ситуаций в Сахалинской области.

 

Роль заданий краеведческого характера в учебно-воспитательном процессе школьников (в % к числу опрошенных)

Элементы содержания ответов В большей степени В меньшей степени Не способствует
формирование предметных понятий; 33,3 66,7 -
развитие творческого потенциала школьника; 66,7 33,3 -
повышение качества знаний учащихся по учебному предмету и краеведению; 50 50 -
в определении будущей профессии; 66,7 33,3 -
развитие познавательного интереса к предмету; 66,7 33,3 -
изучение широкого круга экологических проблем и чрезвычайных ситуаций в Сахалинской области 88,3 16,7 -

 

На завершающем этапе эксперимента нами был проведен обобщающий урок в виде контрольной работы, состоящей из нескольких частей, на каждой из которых, мы использовали различные виды деятельности учащихся, направленные на решение системы заданий краеведческого характера. Все задания представлены в § 1.3. Результаты итогового контрольного среза представлены в таблице.

 

Результаты проверки у школьников уровня знаний краеведческого характера на заключительном этапе эксперимента

Класс Количество человек

Характер ответов

   

П.П.О.4б.

П.Н.О.3б.

Н.О.2б.

Нет О. 1б.

    Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн.
Экспериментальный 30 4 13,3 23 76,7 3 10 - -
Контрольный 32 2 6,3 22 68,7 8 25 - -

 

Данные таблицы свидетельствуют о более высоком уровне формирования знаний краеведческого характера у школьников в экспериментальном классе.

По результатам этих работ мы высчитали средний балл (Х), в экспериментальном классе он выше (3 балла) чем в контрольном классе (2,8).

Среднее квадратичное отклонение на этом этапе составило: в экспериментальном классе - 0,26, в контрольном классе - 0,16. Исходя из представленных данных, мы получили средний приведенный балл (Х): Хэ > Хк. Сравнительные результаты представлены в таблице.


Сравнительные результаты педагогического эксперимента

Класс Средний балл (Х) Средний приведенный балл (Х)
Экспериментальный 3 2,74
Контрольный 2,8 2,54

 

Таким образом, данные таблиц позволяют говорить об эффективности разработанной нами методики реализации системы заданий краеведческого характера на уроках по курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе.

 


Заключение

 

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования определяет необходимость реализации приоритетного направления развития современной школы по пути гуманистической направленности обучения, при которой ведущее место занимает личностный подход к каждому школьнику. Он предполагает учет потребностей, интересов и склонностей обучающихся, направлен на обучение, воспитание и развитие личности каждого школьника.

Исследование истории методики предметного обучения разных дисциплин свидетельствует о реальных и достаточных предпосылках реализации краеведческого подхода на уроках предметного обучения, в том числе и на уроках по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе.

Изучение проблемы реализации краеведческого подхода дало возможность выявить основные группы знаний и умений краеведческого характера. К таковым группам относятся:

· знания о многообразии и роли видов живых организмов в природе родного края и хозяйственной деятельности человека в родном крае;

· знания о сезонных явлениях в жизни живых организмов, сроках их наступления и причинах этих явлений в родном крае;

·   знания о научных основах охраны и рационального использования природы родного края;

·   знания об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни родного края;

·   знания об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера родного края;

·   знания об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера родного края.

В проведенном педагогическом эксперименте обобщены и смоделированы самостоятельно различные варианты системы заданий краеведческого характера.

Результаты констатирующего этапа показали, что учащиеся располагают достаточно низким уровнем знаний краеведческого характера.

Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, анкетирование учителей и учащихся подтвердили необходимость школьной практики в научно-обоснованной методике реализации заданий краеведческого содержания в разделе «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека» 8-го класса.

В ходе педагогического эксперимента были определены следующие методические условия обеспечения эффективности процесса обучения: последовательное, поэтапное развитие знаний краеведческого содержания, их взаимосвязь с системой понятий и умений раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека» 8-го класса; актуализация самостоятельной деятельности учащихся по поиску информации краеведческого характера.

Исследование эффективности проведенного эксперимента показало изменение уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности и краеведческих знаний в сторону их увеличения.

Следовательно, поставленную цель мы выполнили - экспериментально подтвердили повышение эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности школьника путем разработки и внедрения в него системы заданий краеведческого характера.

краеведческий школьник образование безопасность


Библиографический список

 

9. Акимов В.А., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2006. - 592 с.

10.Атлас Сахалинской области / Под ред. Леонова П.Д. - М., 1907.

11.Абрамова С.В. и др. Атлас Сахалинской области «Люби и знай свой край». Для учащихся начальных классов / Главный ред. С.Н. Сафронов. - М.: Федеральная служба геодезии и картографии России. 1997, - 32 с.

12.Бабакова Т.А. Экологическое краеведение // Биология в школе. 1996. №4. - С. 60-62.

13.Барков А.С. Вопросы методики истории географии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 80.

14.Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: Высш. шк., 2005. - 606 с.

15.Беспалько В.П. Общее среднее образование - педагогическая система // Современная педагогика. 1998. №6. - С. 56-60.

16.Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1983, - 384 с.

17.Доклад «О состоянии и охране окружающей среды Сахалинской области в 2009 году». - Южно-Сахалинск, 2005. - 173 с.

18.Занимательное краеведение. Методические рекомендации в помощь учителю // Южно-Сахалинск, 1994. - 64 с.

19.Захлебный А.Н. Школа и проблема охраны природы: содержание природоохранного образования. - М.: Педагогика, 1981. - 184 с.

20.Зверев И.Д., Мягкова А.Н., Брунов Е.П. Воспитание учащихся в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1984. - С. 50-100.

21.Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. / Под ред. Матрусова И.С. - М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 51 с.

22.Краеведение: пособие для учителя / Под ред. Даринского А.В. - М.: Просвещение, 1987. - 158 с.

23.Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2004. - 128 с.

24.Латчук В.Н., Мишин Б.И., Петров С.В. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. - М.: АСТ, 1998.

25.Матрусов И.С. Школьное краеведение // География в школе. 1963. №3. - С. 56-58.

26.Махов С.И., Махова И.П. Краеведческая подготовка в условиях регионализации образования / В сб. Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития: сб. материалов научно-практической конференции, 30 января - 1 февраля 2001 г. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 206-208.

27.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2004. - 157 с.

28.Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Программно-методические материалы. - М.: Дрофа, 2002.

29.Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

30.Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профессионально-технического образования / под ред. А.П. Беляевой. - СПб., 1992. - 124 с.

31.Пономарева И.П. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. - Л., 1979. - 88 с.

32.Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. - М., 1960. - 401 с.

33.Современный урок биологии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 159 с.

34.Станкевич П.В. Герд - основатель биолого-краеведческого направления школьного образования / в сб. Герценовские чтения, посвященные наследию А.Я. Герда, СПб., 29 марта 2001 г. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 13.

35.Станкевич П.В. Основы школьного биологического краеведения / в сборнике Методика обучения биологии и экологии в XXI веке: Тезисы докладов научно-практической конференции, СПб., 3-4 февраля 2000 г. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 52-53.

36.Станкевич П.В. Теоретические основы школьного биолого-краеведческого образования / В сб. Современные проблемы методики обучения биологии и экологии: Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященных юбилею профессора И.Н. Пономаревой. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С. 81-82.

37.Строев К.Ф. Краеведение. - М.: Просвещение, 1974. - 144 с.

38.Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика, 1988. №9. - С. 31-35.

39.Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

40.Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 206 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...