Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одаренность ребенка как фактор дезадаптации




1. Одаренные дети часто оказываются неудобными, требующими слишком много внимания, слишком отличающимися от остальных детей и потому отвергаемыми – учителями, одноклассниками, родителями. Одаренный ребенок – ребенок, который развивается раньше других, по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, он очень любопытен, не терпит никаких ограничений на свои исследования мира. Мозг талантливого ребенка отличается громадным «аппетитом» и способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. Одаренный ребенок с детства увлекается построением собственных схем и систем, их корковая система более разветвленная, с большим числом связей, они обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключено зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с низким порогом отключения, т.е. предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ). Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, погруженность в задачу. Такому ребенку важнее доделать плотину на ручейке, чем не попасть под дождь. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не в состоянии справиться.

2. У одаренного ребенка более развита рефлексия, мышление направленное на себя, на то, как его собственная психика справляется с задачей, ребенок способен самостоятельно выявить причину сбоя в решении задачи.

Замечено, что одаренные дети в младенчестве спят меньше и отказываются от дневного сна раньше, чем их менее талантливые сверстники. Одаренные дети с трудом могут развести реальность и фантазию, фантазии такого ребенка очень яркие, прихотливые. Во взрослом состоянии одаренный человек сохраняет элемент игры в работе, творческую раскованность и легкость. Преувеличенные ожидания взрослых от талантливого ребенка приводят к тому, что ребенок становится эмоционально зависимым, нетерпеливым, у них появляется много преувеличенных страхов, они становятся раздражительными. Одаренные дети часто страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников и учителей, что развивает негативное восприятие самого себя.

В детской психологии существует термин «затухание одаренности», затухание может быть обусловлено разными причинами. Одна из них – отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Условия эти, с одной стороны, повышают планку требований, связанных с сохранением интеллектуального превосходства над сверстниками, а с другой стороны лишают ребенка возможности эту планку преодолеть. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится более вероятным.

Проблемы одаренных детей (по Л. Холлингуорт)

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется от того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка, это может привести как к нежеланию учиться, посещать школу, так и к проблемному поведению ребенка.

2. Другие игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей, вследствие чего одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Неконформность. Одаренные дети не склонны к конформизму, отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами и кажутся им бессмысленными.

4. Погруженность в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и др. в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста, из-за чего им трудно становиться лидерами, т.к. они уступают последним в физическом развитии.

Список этот был продолжен другими исследователями. Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, пока не достигнут высшего уровня, свойство это проявляется весьма рано.

2. Ощущение неудовлетворенности по отношению к самому себе связано с характерным для одаренного ребенка стремлением достичь совершенства во всем, чем он занимается. Такой ребенок относится критически к собственным достижениям, часто не удовлетворен, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать (это же стремление к совершенству и является той силой, которая приводит их к достижениям)

4. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Четко фиксированного понятия одаренности в литературе не встречается. Как правило, одаренность определяется через какие-то параметры или феноменологические проявления. Так, К.Тэкэкс (1991) считает, что одаренность, в основном, определяется тремя взаимосвязанными понятиями: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Йоголевич О.З. (1995) считает, что к одаренности логичнее всего относиться как взаимосвязи значительного (как минимум выше среднего) интеллекта, интенсивных творческих или физических способностей и эмоционально-волевой направленности.

К основным сферам одаренности относят: образовательную, научную, художественную, спортивную, производственно-предпринимательскую и коммуникативную.

 

 

Наиболее сложными вопросами в общей проблеме одаренности являются:

1) как именно выделить одаренных детей (какие параметры и критерии брать за основу);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...