Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы построения программ для одаренных детей




Каким же образом следует работать с одаренными детьми?

Карне, Шведел и Линнемайер (1982) выделили некоторые основные принципы составления программ для одаренных детей младшего возраста:

Каждый ребенок неповторим. Необходимо выделить сильные и слабые стороны каждого ребенка и составить программы, отвечающие его потребностям.

2. Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным «образом-Я». Необходимо помочь им обрести реалистичное представление о себе. Особенно важно сгладить несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и доступными двигательными навыками.

3. Семья играет важнейшую роль в образовании одаренного ребенка, поэтому семья и школа должны работать в тесном контакте.

4. Поскольку одаренных детей отличает широкая сфера интересов, то программа должна включать разнообразный материал, сбалансированный и способствующий всестороннему развитию (эмоциональной, двигательной и сферы общения).

5. Одаренный ребенок, обучающийся в одной группе со «средними» детьми, должен иметь возможность общения со столь же развитыми сверстниками.

6. Руководить программой обучения одаренных детей должен человек, имеющий специальную подготовку и опыт работы с одаренными.

7. Неотъемлемая часть программы - система ее оценки. Важно определить, в какой мере ребенок достигает поставленных целей. Таким образом можно выявить слабые места программы и то, насколько она удовлетворяет потребностям ребенка. В этом смысле должна иметь место хорошо организованная, эффективная и постоянно действующая система выявления одаренности, в которой участвуют и родители.

8. Чтобы обеспечить поступательный ход развития, программы должны предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой. Это требует совместных усилий администрации, учителей и родителей.

9. Одного интеллекта в жизни недостаточно, и поэтому программа должна развивать целеустремленность, настойчивость и желание довести дело до конца.

10. Программа должна обязательно предусматривать развитие творческих способностей ребенка.

5.7.

Наставники одаренных детей

И школа, и родители одаренных детей нуждаются в помощи людей, обладающих специальными знаниями и навыками в области работы с «особыми» детьми. Ю.О. Яблоновская (1995) выделяет следующие черты профессионала, который может работать с одаренными детьми:

- высокий уровень интеллектуального развития;

- чуткость;

- чувство собственного достоинства;

- способность переносить большие моральные затраты;

- хорошая саморегуляция;

- умение поддержать, защитить, оказать помощь;

- коммуникативность;

- хорошие организаторские способности;

- умение строить педагогическую деятельность на основе результатов психодиагностики личности ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности;

- умение адаптировать свою деятельность к личности каждого ребенка;

- умение разрабатывать и внедрять авторские программы;

- умение создавать ситуацию успеха, условия для самореализации личности учащегося, стимулировать творчество ребенка;

- умение использовать в своей деятельности инновационные методы и технологии обучения и развития детей.

5.8.

Контрольные вопросы

1. Природа одаренности и ее основные виды.

2. Психологические характеристики одаренности.

3. Психосоциальные аспекты одаренности.

4. Семья и одаренный ребенок.

5. Одаренные мальчики и девочки.

6. Работа с одаренными детьми в школе.

5.9.

Темы рефератов

1. Диагностика и выявление одаренных детей.

2. Что нужно знать родителям о своих одаренных детях.

3. Одаренный ребенок - кто он?

4. Современная школа и одаренные дети.

5.10.

Литература

1. Одаренные дети/Пер. с англ. Под общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.,1991.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., Воронеж,1997.

3. Лейтес Н.С. Изучать одаренность детей //Психологический журнал,1992. Т.13. №1.

4. Лейтес Н.С. Ранее проявление одаренности//Вопросы психологии.1988. №4.

5. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов //Семья и школа.1990, №12.

6. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.,1984.

7. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб.,1997.

8. Психология одаренности детей и подростков. М.,1996.

9. Туник В.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.,1997.

10. Одаренные дети: проблемы и перспективы (материалы конференции). Ч. 1,2,3. Челябинск,1995.

11. Одаренный ребенок в развитии, общении или что можно сказать об одаренности.

12. Вайнцвайг Л. Десять заповедей творческой личности. М.,1990.

13. Виноградов В.Е. Изменение частоты рождения одаренных людей в разных фазах 11-летнего цикла за 100 лет //Вопросы психологии.1991, №6.

14. Вифляев В.Е. Творчество как функциональный вторичный ресурс организма, как возникновение опосредованного через непосредственное (Предисловие В.П. Зинченко) //Философские исследования.1994, №1.

15. Вундеркинд? Это очень просто!/Сост. Х.И. Конивец). Рига,1991.

16. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети! М.,1991.

17. Глотова В.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992.

18. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии.1988. №4.

19. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии.1994. №5.

20. Савенков А. Проблемы развития одаренной личности //Воспитание школьников.1991. №4.

21. Серова И.А. Здоровье и одаренность //Экология. Планетарный человек. Творчество. Новосибирск,1993.

22. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М.,1991.

23. Юркевич В.С. Где начинается одаренность //Магистр.1.1992, №3.

24. Тренируйте ум детей: Альбом. Киев,1983.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...