Принципы построения программ для одаренных детей
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Каким же образом следует работать с одаренными детьми? Карне, Шведел и Линнемайер (1982) выделили некоторые основные принципы составления программ для одаренных детей младшего возраста: Каждый ребенок неповторим. Необходимо выделить сильные и слабые стороны каждого ребенка и составить программы, отвечающие его потребностям. 2. Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным «образом-Я». Необходимо помочь им обрести реалистичное представление о себе. Особенно важно сгладить несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и доступными двигательными навыками. 3. Семья играет важнейшую роль в образовании одаренного ребенка, поэтому семья и школа должны работать в тесном контакте. 4. Поскольку одаренных детей отличает широкая сфера интересов, то программа должна включать разнообразный материал, сбалансированный и способствующий всестороннему развитию (эмоциональной, двигательной и сферы общения). 5. Одаренный ребенок, обучающийся в одной группе со «средними» детьми, должен иметь возможность общения со столь же развитыми сверстниками. 6. Руководить программой обучения одаренных детей должен человек, имеющий специальную подготовку и опыт работы с одаренными. 7. Неотъемлемая часть программы - система ее оценки. Важно определить, в какой мере ребенок достигает поставленных целей. Таким образом можно выявить слабые места программы и то, насколько она удовлетворяет потребностям ребенка. В этом смысле должна иметь место хорошо организованная, эффективная и постоянно действующая система выявления одаренности, в которой участвуют и родители. 8. Чтобы обеспечить поступательный ход развития, программы должны предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой. Это требует совместных усилий администрации, учителей и родителей.
9. Одного интеллекта в жизни недостаточно, и поэтому программа должна развивать целеустремленность, настойчивость и желание довести дело до конца. 10. Программа должна обязательно предусматривать развитие творческих способностей ребенка. 5.7. Наставники одаренных детей И школа, и родители одаренных детей нуждаются в помощи людей, обладающих специальными знаниями и навыками в области работы с «особыми» детьми. Ю.О. Яблоновская (1995) выделяет следующие черты профессионала, который может работать с одаренными детьми: - высокий уровень интеллектуального развития; - чуткость; - чувство собственного достоинства; - способность переносить большие моральные затраты; - хорошая саморегуляция; - умение поддержать, защитить, оказать помощь; - коммуникативность; - хорошие организаторские способности; - умение строить педагогическую деятельность на основе результатов психодиагностики личности ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности; - умение адаптировать свою деятельность к личности каждого ребенка; - умение разрабатывать и внедрять авторские программы; - умение создавать ситуацию успеха, условия для самореализации личности учащегося, стимулировать творчество ребенка; - умение использовать в своей деятельности инновационные методы и технологии обучения и развития детей. 5.8. Контрольные вопросы 1. Природа одаренности и ее основные виды. 2. Психологические характеристики одаренности. 3. Психосоциальные аспекты одаренности. 4. Семья и одаренный ребенок. 5. Одаренные мальчики и девочки. 6. Работа с одаренными детьми в школе. 5.9. Темы рефератов 1. Диагностика и выявление одаренных детей. 2. Что нужно знать родителям о своих одаренных детях.
3. Одаренный ребенок - кто он? 4. Современная школа и одаренные дети. 5.10. Литература 1. Одаренные дети/Пер. с англ. Под общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.,1991. 2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., Воронеж,1997. 3. Лейтес Н.С. Изучать одаренность детей //Психологический журнал,1992. Т.13. №1. 4. Лейтес Н.С. Ранее проявление одаренности//Вопросы психологии.1988. №4. 5. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов //Семья и школа.1990, №12. 6. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.,1984. 7. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб.,1997. 8. Психология одаренности детей и подростков. М.,1996. 9. Туник В.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.,1997. 10. Одаренные дети: проблемы и перспективы (материалы конференции). Ч. 1,2,3. Челябинск,1995. 11. Одаренный ребенок в развитии, общении или что можно сказать об одаренности. 12. Вайнцвайг Л. Десять заповедей творческой личности. М.,1990. 13. Виноградов В.Е. Изменение частоты рождения одаренных людей в разных фазах 11-летнего цикла за 100 лет //Вопросы психологии.1991, №6. 14. Вифляев В.Е. Творчество как функциональный вторичный ресурс организма, как возникновение опосредованного через непосредственное (Предисловие В.П. Зинченко) //Философские исследования.1994, №1. 15. Вундеркинд? Это очень просто!/Сост. Х.И. Конивец). Рига,1991. 16. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети! М.,1991. 17. Глотова В.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992. 18. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии.1988. №4. 19. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии.1994. №5. 20. Савенков А. Проблемы развития одаренной личности //Воспитание школьников.1991. №4. 21. Серова И.А. Здоровье и одаренность //Экология. Планетарный человек. Творчество. Новосибирск,1993. 22. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М.,1991. 23. Юркевич В.С. Где начинается одаренность //Магистр.1.1992, №3. 24. Тренируйте ум детей: Альбом. Киев,1983.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|