Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные обязательства государства




Министерство Финансов РФ

Всероссийская Государственная Налоговая Академия

Финансово-экономический Факультет

Кафедра: «Финансы и Кредит»

 

Курсовая Работа

На тему:

«Использование финансов для решения социальных проблем»

 

Выполнил: Азизов А. М. Группа: ФО-306

Проверил: Палагута И. А.

 

 

Москва, 2012 г.

Содержание:

Введение

1. Понятия, сущность социальных проблем и финансов

1.1 Понятие финансов……..……………………………………..5

1.2 Социальные обязательства государства……..……………..8

1.3 Расходы государства по социальным обязательствам..…..13

2. Анализ использования финансов для решения социальных проблем

2.1 Анализ расходов, общая характеристика ….……………...17

2.2 Анализ использования расходов по отраслям...…………22

3. Приоритеты социальной политики РФ

3.1 Направления социальной политики………………………..30

3.2 Проблемы социальной защищенности ……………………34

Заключение………………………………………………………..…..38

Список литературы………………………..………………………….41

Приложения…………………………………………………………...42

 

 

Введение

Финансовый кризис 2008-2009 гг. приковал внимание множества людей к финансовым вопросам. Это неудивительно, так как каждый гражданин любой страны мира платит налоги, получает различные пособия от государства, принимает собственные финансовые решения, связанные с сохранением своего имущественного положения, интересуется курсами национальной и мировых валют, интуитивно решает, как уберечь с наименьшим риском свои, часто небольшие, а иногда и очень значительные денежные средства от инфляции.

В условиях кризиса все правительства принимают те или иные решения для минимизации его последствий и стабилизации национальных финансовых систем. Принимаемые меры широко обсуждаются в печати, в парламентах, и, очевидно, каждый человек имеет свое мнение по этим вопросам. Иными словами интерес к финансам и ко всему, что с ними связано, актуален для каждого.

Первый и основной аспект финансовых отношений – это отношения государства и населения, сюда же можно отнести и международные отношения по поводу формирования и использования международных фондов на общие цели – это и есть так называемые государственные финансы. Данный аспект непосредственно связан с процессами развития демократии и гражданского общества, а это расширяет и, в свою очередь, корректирует взгляды на роль государства, его ответственность перед обществом, привлечение к управлению и созданию общественных благ других некоммерческих организаций. Управляя финансами, государство управляет экономикой, управляя экономикой, государство решает социальные проблемы. На примере, практически каждого экономического кризиса, начиная с Великой депрессии, заканчивая последним ипотечным кризисом, мы видим, как с ухудшением экономической ситуации в мире, увеличиваются и социальное недовольство общества, социальные проблемы, криминогенная обстановка.

Абсолютно очевидна, актуальность данной темы, сегодня, когда Россия встала на курс модернизации, отошла от тоталитаризма и встала на рельсы демократии, не применимы иные, кроме как, демократические инструменты регулирования экономики, жизни общества, решения социальных проблем, одним из важнейших, из таких рычагов управления, являются финансы. Отсюда и цель данной работы – изучение механизма регулирования экономики с помощью финансов, выявления последствий воздействия государства на экономику, и как следствие решение социальных проблем экономическими методами. Предметом и объектом изучения в данной курсовой работе являются финансы и использование финансов для решения социальных проблем соответственно.

Современная экономика – это сложный организм, и у этого организма есть своя «кровеносная система», а кровь всей этой системы, сами финансы. Питая нужные части системы, мы можем поддерживать экономический организм в здоровом состоянии, и как следствие, решать все социальные проблемы вызванные недостатками экономической системы.

 

Глава 1. Понятия, сущность социальных проблем и финансов

Понятие финансов.

Термин финансы берет своё начало с 15 века. В средневековой латыни это слово употребляли, как окончание срока оплаты долга, а затем и для документов доказывающих погашение долга. В конце 16 века начали понимать под этим словом совокупность материальных ресурсов принадлежащих государству, в дальнейшем, как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных денежных средств.

Оксфордский словарь, например, содержание понятия «финансы» а – трактует:

1) Как практику обращения с деньгами и управление ими;

2) Капитал, участвующий в каком-либо проекте, и прежде всего капитал, который необходимо получить, чтобы начать новое дело;

3) Денежный заем для определенной цели, особенно сделанный финансовой компанией.1

В свое время Дж.М. Кейнс также рассматривал финансы как денежную форму капитала. С этих же позиций трактуют понятие «финансы» и множество современных западных ученых.2 Более определенно трактуют понятие «финансы» З. Боди и Р. Мертон: «финансы – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени». Однако все это определения не категории финансов как таковых, а лишь предмета изучения финансовой науки. Такая трактовка финансовой науки вполне

современна и обоснована, она практически является наиболее приемлемой. Финансы – это стоимостная категория, т.е. не просто деньги, а совокупность денежных отношений (связей), порождаемых и регламентируемых __________

1 Бизнес. Оксфордский словарь. – М.: изд-во РГТУ, 1995. – С.18

2 Хикс, Дж. Р. Стоимость и капитал. – М.: Прогресс, 1988.

государством. Здесь я хочу подчеркнуть очень важный с точки зрения выделения сущностных признаков финансов момент. Они обладают своим естественным атрибутом – регламентацией денежных отношений государством. Иначе говоря, финансовые отношения (связи) всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами, в той или иной степени регламентирующими их.

С развитием акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредником), термин «финансы» вышел за рамки узкого понимания государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, в частности применительно к финансам хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций). Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах хозяйствующих субъектов (корпораций).

Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства и муниципальных образований. К централизованным (общественным) фондам относятся бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды. Вторая исследует наиболее рациональные формы создания и движения денежных потоков и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия (корпорации) для обеспечения интересов сравнительного предприятия (корпорации) для обеспечения интересов сравнительно узкого круга собственников и наемных работников. Объединяет эти науки их общая основа изучение способов управления процессами поступления и расходования дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода.

Финансы можно рассматривать и в традициях российской финансовой науки – как совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.3

 

__________

3 Финансы: учеб. Пособие / под ред. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007;

Социальные обязательства государства

Роль финансов в национальной экономике трудно переоценить, поскольку только через государственный бюджет (бюджет расширенного правительства) перераспределяется около 40% ВВП. Соответственно через другие звенья финансовой системы распределяется и перераспределяется около 60% стоимости ВВП, охватывая все стадии воспроизводственного процесса и, прежде всего, стадию распределения.

Органы государственного управления осуществляют свою деятельность за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствований. В этот сектор входят бюджетные организации: министерства, службы, агентства, школы, больницы, организации культуры и т.п., а также государственные внебюджетные фонды.

Выполняя функции формирования и использования различных форм накоплений, система финансов осуществляет распределение и перераспределение стоимости общественного продукта в национальной экономике.

Таким образом, финансы, финансовая система создают условия для распределения и перераспределения финансовых потоков в различных секторах экономики, обеспечивая сбалансированность движения этих потоков, как по секторам экономики, так и по всем стадиям формирования и использования валового национального дохода (ВНД). Эффективность этого процесса определяет государственная финансовая политика.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства,

воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.

Ключевая проблема социальной сферы – повышение жизненного уровня людей. В широком смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. В узком значении уровень жизни представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования, культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).

Экономический взгляд на функционирование государства предполагает, что внимание концентрируется на ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций.

Совокупность всех ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства, объединяющий не только предприятия и учреждения, находящиеся в собственности государства, но и важнейший вид ресурсов в рыночной экономике - денежные средства.

Поэтому ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы.

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов 4

По общественному назначению расходы бюджета государства могут быть поделены на следующие группы:

-·расходы на социальные нужды;

-·внешнеэкономические расходы;

-·экономические расходы;

-·расходы на оборону страны;

-·расходы на управление.

Расходы на социальные нужды - это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.

Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и

совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально - культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.

Природа этих расходов во многом понятна - конституции многих стран, в том числе и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих __________

4 Миляков Н.В. Финансы. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 432 с.

стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.

Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...