Расходы государства по социальным обязательствам
Согласно Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Она включает обязательства государств в сфере обеспечения занятости; миграции; трудовых отношений; безопасности, гигиены производственной среды; охраны здоровья, семьи и материнства; социального обеспечения; быта; прав профсоюзов. Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные социальные права человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, жилье для нуждающихся в нем, пенсии, пособия и другие гарантии. На социальные нужды за счет всех источников финансирования, в том числе предприятий и населения, направляется большая часть ВВП. Выделяются средства из бюджетов на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры. Однако за прошедшие годы не удалось решить главные задачи социального развития, а по ряду направлений положение населения ухудшилось. По данным ООН, по показателю индекса человеческого развития (реальные доходы + образование + здравоохранение) в 1991 г. СССР был на 31 месте среди 160 стран, Россия находится на 72 месте среди 173 стран и относится к странам со средним уровнем доходов. В развитых странах 10% самых богатых в 4—6 раз обеспеченнее 10% самых бедных (без учета пенсионеров), в России это соотношение 15: 1. Богатство перераспределилось в пользу немногих по причинам, не связанным с трудовым вкладом.
Социальная политика реализуется при наличии сильной государственной власти, общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда, устанавливающего цену рабочей силы. Реальные возможности решения социальных задач появляются по мере экономического развития, которое служит основой для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы. Чем более производителен труд, тем выше доходы работающих и легче обеспечить существование тем, кто еще или уже не работает. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения. При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредоточиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся; развития социальной инфраструктуры; социальная адресная поддержка. Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством, а также партнерством, согласием между властью и населением по вопросам соотношения между потреблением и накоплением, темпами, роста оплаты и производительности труда.
Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке — за счет адресной социальной помощи. Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете, минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской корзины и другие нормативные акты. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Они включают наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели (денежные доходы, пособия, бесплатные и частично оплачиваемые услуги и др.). Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств. Нормативы используются для определения размера финансовой помощи, оказываемой субъектам РФ в виде трансфертов. Субъекты РФ применяют их также при расчете минимального размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на покрытие расходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Потребительские бюджеты фиксируют определенное количество материальных и духовных благ, которые можно приобрести за счет доходов. В их составе центральное место занимает прожиточный минимум, которым официально определяется черта бедности и обосновываются система адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие выплаты социального характера. Ежегодно в законе о федеральном бюджете устанавливается соотношение между минимальными размерами оплаты труда и пенсии по старости и величиной прожиточного минимума. Семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Прожиточный минимум составляют стоимостная оценка потребительской корзины и обязательные платежи и сборы. Его величина исчисляется на душу населения по основным социально-демографическим группам (трудоспособные, пенсионеры, дети) по России в целом и в субъектах РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных государственной статистики об уровне цен и утверждается Правительством РФ (в субъектах РФ — их органами исполнительной власти). В России распределительные отношения с помощью государственных рычагов сужаются до минимума и основными регуляторами социальных отношений становятся занятость, оплата труда, страхование. Глава 2. Анализ использования финансов для решения социальных проблем
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|