Проблемы социальной защищенности
В современном российском обществе социальная защита населения является одной из самых актуальных проблем. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящие в обществе изменения затронули экономическую, политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственных и общественных организаций и общественного сознания, что, в свою очередь, обуславливает и перспективы общественного развития. Демократические преобразования и введение рыночных отношений в комплексе оказали огромное влияние на социум - причем как в позитивном, так и негативном плане. С одной стороны, произошло резкое сокращение социальной защищенности довольно большой части населения, и в первую очередь трудящихся, что может весьма негативно сказаться на дальнейшем развитии общества. А с другой стороны - произошло существенное изменение общественно-политического сознания, позволяющее не только сделать происходящие позитивные изменения необратимыми, но и скорректировать возможные негативные отклонения. В мире существует два основных документа, которые определяют международные обязательства государств в области социальных и гуманитарных прав. Это Европейская социальная хартия, принятая в 1961-ом году и обновленная в 1996-ом, а также Конвенция международной организации труда (МОТ). Отличие Конвенции МОТ от Хартии заключается в том, что в Хартии определяются основополагающие принципы социальных прав граждан, тогда как Конвенция МОТ их детализирует. Еще до вступления в Совет Европы Россия провозгласила, что обязуется обеспечивать своим гражданам все стандарты в области прав человека, установленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в том числе и социальных прав. А при вступлении в Совет Европы Россия обязалась ратифицировать Европейскую социальную хартию и с момента вступления проводить политику в соответствии с закрепленными в ней принципами.
Что же мы имеем на сегодняшний день? Если рассмотреть законодательство и проанализировать Конституцию РФ, то, в принципе, за исключением отдельных мелких погрешностей, мы вполне соответствуем высокому правовому уровню Европы, ибо декларируем полную социальную защищенность своих граждан по всем параметрам. Другое дело, что далеко не всегда эти высокие обязательства выполняются. “В Хартии провозглашается, что должны соблюдаться естественные права человека. В частности - естественные права наемного работника. К таковым относится, в частности, выплата заработной платы. Согласно Хартии, каждый наемный работник имеет право на получение достойного вознаграждения за свой труд. Но, даже опуская слово "достойного", далеко не каждый наемный работник получает сегодня просто вознаграждение за свой труд. Это самое главное право, которое на сегодняшний день нарушено в Российской Федерации. Вторая позиция, которая не соответствует принципам Хартии – это получение достойного пенсионного обеспечения. “Даже дискутируя по поводу того, что же можно считать достойным или недостойным, понятно: пенсия и социальная помощь со стороны государства не могут быть ниже прожиточного минимума. Если люди получают пенсию или социальное пособие ниже прожиточного минимума, то они просто не могут на эти деньги прожить. Таким образом, признать достойным такое социальное обеспечение никак нельзя. Глобальное нарушение этого принципа в России состоит в том, что у нас существует целый ряд выплат, в том числе и пенсии, которые должны быть достойными, а на самом деле не дотягивают даже до прожиточного минимума.
Если же говорить о том минимуме, которым должен быть обеспечен каждый гражданин страны по жизненным показаниям, то есть о так называемой потребительской корзине, то тут также есть много интересного. Существуют нормы ВОЗ – Всемирной Организации Здравоохранения - по потреблению белков, жиров, углеводов. Каждая страна обязана гарантировать своим гражданам необходимый набор этих элементов. Однако и в этом вопросе Россия выглядит достаточно неприлично. Российский парламент не один год проводил дискуссии, как же эту самую корзину рассчитывать, чтобы, с одной стороны включить туда все необходимое для поддержания жизнедеятельности человека в условиях российского климата, а с другой - не напрягать бюджет, поскольку от этой основополагающей цифры должны рассчитываться все социальные пособия”. Один из основополагающих принципов социальной политики стран-членов Совета Европы - обеспечение граждан медицинской помощью. Даже в тех странах, где медицинская помощь является платной, люди, не имеющие возможности оплатить медицинские услуги, по той или иной причине не имеющие страховку, получают медицинское обслуживание бесплатно от государства, либо получают страховку, которая дается государством. У нас на сегодняшний день ситуация катастрофическая, потому что люди не получают даже примитивного лечения в рамках того обязательного медицинского страхования, которое у них есть. Не по всем позициям дела обстоят так плохо - по некоторым Россия выглядит вполне прилично. Например, Россия более или менее решила проблему обеспечения безработных. Во всяком случае защита права каждого гражданина на труд и система занятости в общем-то реализуются: согласно официальным данным, количество вакантных мест у нас не меньше, чем количество претендующих на получение работы.
Социальным феноменом России стали “новые бедные”, к числу которых был отнесен каждый четвертый работающий, но не зарабатывающий при этом на жизнь. Причем к этой категории относятся преимущественно работники бюджетной сферы, научные кадры.
Поэтому социальные последствия проводимых реформ требуют системы конкретных государственных мер, направленных на обеспечение соблюдения социально-экономических прав и социальной защиты граждан. Заключение Социальная политика государства представляет собой систему целей, задач и мероприятий, способствующих повышению уровня жизни и качества жизни граждан, в том числе за счет общественных (государственных и муниципальных) финансов. Результативность социальной политики во многом определяется развитием экономики страны и ростом ВВП, чем богаче страна, тем меньше у неё социальных проблем, с ростом экономики сокращается и преступность, волнения в обществе, и напротив, чем хуже экономическая обстановка в государстве, тем ярче и заметнее становятся социальные проблемы. Наблюдать это мы можем на примере России, сравнивая статистику преступности, когда показатели преступности возросли почти на 20 процентов в посткризисный период по сравнению с докризисным. (приложение 7) Очевидно, корни большинства социальных проблем исходят из проблем экономических. Неравномерное развитие регионов федерации, вынуждает мигрировать многих граждан из регионов в центр, в столицу, что в свою очередь приводит к недовольству местных жителей. На фоне экономических проблем, начинают развиваться межэтнические конфликты. пик развития которых мы наблюдали 11 декабря 2010 года, когда в Москве на Манежной площади произошёл стихийный митинг русской молодежи, выступавшей против засилия кавказцев в столице. Подобное явление, является следствием, как говорилось раньше, чрезмерной дифференциации в уровне экономического развития центра страны и регионов. По данным интернет издания ЛЕНТА.РУ – средняя заработная плата в Москве в 2011 году выросла на 7 процентов - с 48,5 до 51,1 тысячи рублей 6, тогда как по данным федеральной службы государственной статистики РФ, которые
__________ 6 Интернет издание RAMBLER MEDIA GROUP – ЛЕНТА.РУ; http://lenta.ru/news/2011/12/22/zarplata/ обнародовал Росстат, в Дагестане за период с января по сентябрь текущего года среднемесячная зарплата граждан составила 11 974 рубля. Россия должна быть экономически развита всесторонне и повсеместно, особое внимание, государство, должно уделять развитию регионов, регионы России, особенно Дальний Восток, Сибирь, Урал, имеют колоссальный потенциал развития, проблему перенаселения центра страны можно решить, с помощью экономических стимулов, в Советское время данная политика привела к положительным результатам. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан составит в 2012 году 175,7 млрд. рублей, колоссальные цифры, огромные деньги вкладываются нашим государством на то, чтобы обеспечить каждого нуждающегося гражданина жильём, но доходят ли эти деньги до реальных людей? На начало прошлого года в очереди стояло 120 тысяч московских семей, за год число очередников сократилось на 9 тысяч семей, то есть, в среднем, москвичу приходится ждать квартиру 13 лет. В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 29 июня 2011 года, говорится о том, что продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. Это действительно так, каждый год в России увеличиваются размеры зарплат бюджетников, увеличиваются пенсии, но если смотреть на этот процесс объективно, разве могут сравниться эти повышения с потерями бюджетником из-за инфляции? Бороться с инфляцией путём повышения заработных плат не совсем эффективно. Корни инфляции лежат гораздо глубже, минимизировать отрицательные эффекты инфляции, можно лишь основательно модернизируя, развивая реальный сектор экономики. Давайте обратим внимание на такой факт, как постоянный рост цен на электроэнергию, спрос на электроэнергию повышается, а новых электростанций практически нет, мы все слышали про трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС, когда крупнейший электростанция России была практически полностью разрушена, но много ли мы слышали о новых ГЭС подобного уровня? А ведь подобную ситуацию мы наблюдаем практически во всех отраслях экономики. Решение социальных проблем с помощью финансов должно осуществляться не только поверхностными мерами, такими, как повышение заработной платы или повышением расходов на развитие культуры, а финансированием реального сектора экономики, социально-экономическое развитие РФ не может осуществляться без совокупных мер правового, финансового и административного характера, которые должны осуществляться органами государственной власти и управления. Лишь основательное развитие, реформирование экономики может, в конечном счете, решить социальные проблемы России. Великий психолог Маслоу, говорил о том, что человеческие потребности возникают поочередно, сначала мы стараемся удовлетворить свои базовые физиологические потребности, не удовлетворив их, мы не можем начать думать о более высоких потребностях. Точно также, мы не можем решить социальные проблемы России, не решив экономические, и решение первых лежит непосредственно в решении вторых. Именно поэтому наибольшую роль, в решении насущных общественных проблем, играют финансы, как основной рычаг регулирования экономики.
Список литературы: 1. Финансы: учебник / под ред. Проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011; 2. Финансы: учеб. Пособие / под ред. А. М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007; 3. Финансы: учебник / Миляков Н.В. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 432 с 4. Доклад Министерства Финансов РФ: «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 года» (14.12.2011) http://www1.minfin.ru/ru/budget/policy/ 5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" 6. Федеральный закон от 20 июля 2011 г. № 251-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов"" 7. Интернет издание ЛЕНТА.РУ http://lenta.ru
Приложение 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|