В первой половине XIX века
Вопросы культуры более всего сложны для самостоятельной подготовки, поэтому студенты должны познакомиться со следующими комментариями, которые им, несомненно, помогут. Культура (от лат.) - возделывание, обработка, воспитание, развитие. Культура в широком смысле слова охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в отличие от существования всех других живых и неживых тел: культура труда, быта, жилища, общения, поведения, культура политическая, культура правовая. В более узком смысле термин "культура" обозначает только сферу духовной, интеллектуальной жизни людей (литература, архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр). "Культура – это наша мыслительная и духовная жизнь" (А. И. Солженицын). В первой половине XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул образованные слои русского общества. Дворянская и разночинская культуры стали развиваться в русле европейской традиции. Повторяя свойственную им смену идеологических и художественных направлений - просвещение, классицизм, романтизм, реализм, европейский рационализм и европейские художественные приемы служили для освоения собственной национальной традиции. Традиционно на развитие культуры оказывали влияние исторические события эпохи, политическая жизнь страны. Отечественная война 1812 г. обострила чувство патриотизма, самосознание народа, что проявилось в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева. Русская литература обрела национальное и социальное звучание, стала формой осмысления исторического пути страны, духовного богатства ее народа. Со времен А. С. Пушкина литература стала оказывать наиболее сильное влияние на духовную, общественную жизнь образованной части населения России. Именно она определила XIX век как "золотой век" русской культуры.
Чувство патриотизма проявились в архитектурных образах позднего классицизма (ампира). По своей природе архитектура является искусством, которое своим образом моделирует идеи времени. Архитектура - это материализованный образ времени, поэма в камне. Не случайно, что в поисках средств выразительности зодчие обратились к наследию Древней Греции. Именно в мировоззрении древних греков классической эпохи оказалось много черт, близких и понятных просветителям начала XIX в. Здания той поры в архитектурных формах воплощали идеи единства, величия, гармонии и свободного общества граждан, идеи разума и гуманизма. И люди начала XIX века боролись за идеи гражданственности, могущества человеческого разума, достоинства человеческой личности. Таким образом, в новых исторических условиях XIX в., используя основные принципы ордерной архитектуры Древней Греции, русские зодчие создают произведения, воплощающие веру в возможность построения гармоничного и свободного общества. Здания классического стиля — это монументальные сооружения, отличающиеся стройностью элементов, четкостью, симметричностью и взаимоподчиненностью. Это воплощение архитектурного идеала равновесия социальных слоев. Человек, тем более народ, не должен рабствовать, и каждая колонна Адмиралтейства, олицетворяющая монументализированный эквивалент человека, нигде не угнетена. Она легко, вместе с другими колоннами, несет фронтон, как бы добровольно исполняя свой долг. Отдельные портики, сохраняя самостоятельность, подчиняются общему ритму, нарастающему к центру. И все объединяет вознесшийся к небу шпиль - символ разумной и единой власти. Именно так образованные люди первой трети XIX века воспринимали поздний классицизм в архитектуре, в котором воплотились мечты о разумном, свободном мире.
Итак, основные черты позднего классицизма в архитектуре - это строгая симметрия, четкость, пропорциональность, трехчастное деление здания, причем центральная часть выделена за счет колоннадного портика и треугольного фронтона (часто с колесницей Победы), высокий цоколь, ритмический ряд окон, вход в здание - всегда строго по центру. Весь период позднего классицизма в архитектуре (1800 - 1830-е годы) можно разделить на два этапа. На первом этапе (1800 - 1815 гг.) доминировали архитекторы А. Н. Воронихин (Казанский собор, Горный институт, дом Лавалей, "Павильон роз" в Павловске и др.), А. Д. Захаров (Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова), Ж. Тома де Томон (Военно-морская биржа, ростральные колонны). Их архитектурные произведения отмечены общностью стилевых основ, монументальностью, огромными фасадами и объемами, необычайной образной выразительностью. Но в то же время, они индивидуальны проявлением особого подчерка каждого, что придает им поэтическую одухотворенность. Начало второго этапа позднего классицизма в архитектуре (1815 - 1830-е годы) совпадает с победоносным завершением Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии. Триумф в освободительной войне вызвал новый патриотический подъем в творчестве зодчих. Характерными чертами этого этапа стали: 1) ансамблевость архитектурного оформления Петербурга и Москвы: создаются ансамбли Дворцовой, Казанской, Сенатской площадей в северной столице: Красной, Театральной, Манежной площадей в первопрестольной; 2)строительство новых видов общественных зданий - театров, бирж, вокзалов, манежей, казарм, учебных заведений, торговых рядов, пассажей; 3) окончательное оформление площадей, перепланировка улиц, целых районов - заканчивается оформление Петербурга - Северной Пальмиры. Ведущими архитекторами этого этапа были: Карл Росси (здание Сената и Синода, Александрийский театр, арка Главного штаба, Публичная библиотека, Михайловский дворец), В. Стасов (Нарвские Триумфальные ворота, здание казарм Павловского полка, Московские триумфальные ворота).
Итак, в Петербургском классицизме (1800 1830 гг.) проявили себя разные мастера, их объединяло то, что они трудились над одной задачей: создание величественного образа российской столицы.. Ценность архитектуры этого периода определяется не только дарованием отдельных мастеров, но и той целеустремленностью, с которой они стремились сделать красивой северную столицу и представляли ее себе как выражение в камне государственной мощи и народной славы. А. С. Пушкин любил Петербург не только за то, что он "Петра творенье", но любил его "строгий стройный вид". Петербургская архитектура первой трети XIX в. - это преимущественно официальная, парадная архитектура, в ней прямо сказывается воздействие вкусов заказчиков. Но к этому не сводится сущность петербургской архитектуры. Русские архитекторы превращали представительность, грандиозность, парадность в ясную гармонию, мудрую соразмерность, благородную простоту. И поэтому архитектура этого периода, как впрочем, и все искусство, приобрела человечный, гуманный характер. Строительство в Москве в первой трети XIX в. велось не в столь обширных масштабах, как в Петербурге, и носило более скромный, порой интимный характер. Зато более открыто о себе давала знать связь архитектуры с исконно русскими традициями старины - древнерусской деревянной архитектурой. Московский поздний классицизм в архитектуре именуют «уютным, доверительным стилем» (А. А. Вознесенский). Выдающиеся московские зодчие восстанавливали первопрестольную от пожаров 1812 г., строили новые здания. О. И. Бове завершил ансамбль Красной площади, построив здание Новых торговых рядов; он - автор проекта Александровского сада у Кремлевской стены, один из авторов Манежа и Манежной площади, построил здания Большого и Малого театров, завершил оформление Театральной площади, построил Триумфальные арки в начале Тверской улицы. А. Г. Григорьев создал дом Лопухина, усадьбу Кузьминки. Д. И. Жилярди восстанавливал здание Московского университета, автор проектов «уютных» московских особняков, актового зала Московского университета. Е. А. Тюрин в середине XIX в. построил в Московском Университете Храм Святой Татьяны, Богоявленский собор в Елохове. Шестаков* возвел храм Большое Вознесение у Никитских ворот, где в феврале 1831 г. венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова. Итак, московский классицизм более «уютный», скромный, вошел в историю архитектуры своими замечательными особняками (каменный низ, деревянный верх, окрашенный всегда желтым цветом, так хорошо гармонировавший и со снегом, и с зеленью; фронтон заменялся то балконом, то мезонином, крыльцо часто украшалось двумя, четырьмя колоннами). Такие дома строились во всей провинциальной России, в том числе и в Туле XIX века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|