Скульптура второй половины XIX В.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Постепенно русская скульптура воспринимает идеи, эстетические взгляды, утверждавшиеся в живописи. Преобладает развитие монументальной скульптуры и историко-патриотическая тема в ней.
М.О. Микешин (1835-1896): памятник "Тысячелетию России" в Новгороде (1862), памятник Б. Хмельницкому в Киеве (1870-1888). А.М. Опекушин (1838-1923) памятник А.С. Пушкину в Москве (1880). М.М. Антокольский (1843-1902) "Иван Грозный" (1870), "Петр I" (1872), "Нестор-летописец" (1889).
АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. Архитектура этого времени отличается некоторыми особенностями: развивается техника строительного дела; зодчие разрабатывают и осваивают новые типы сооружений (железнодорожные вокзалы; обширные торговые ряды; пассажи; здания банков; заводов, фабрик; доходные дома). С 1830 -х годов по 1895-й продолжается эпоха эклектики. Нового стиля в архитектуре выработано не было, происходит смешение стилей, утрачивается синтез архитектуры и скульптуры.
Студенты должны знать некоторые имена зодчих и их произведения, помнить, что существовали два основных направления в эклектике: древнерусское - в гражданском зодчестве и древневизантийское - в храмовой архитектуре.
В.О. Шервуд (1833-1897): здание Исторического музея в Москве на Красной площади (1877-1883), Шамардинский женский монастырь в Калужской губернии (1880). А.Н. Померанцев (1848-1918): Верхние торговые ряды (1889-1893), храм Александра Невского в Болгарии, в Софии, - в память о русских воинах-освободителях (1880-е). А.Л. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев И.В.): храм Спаса на Крови в Петербурге (1883-1907). К.А. Тон (1794-1881): храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). В.А. Шретер: " Мариинский театр в Петербурге (1860-е).
И.А. Монигетти: Государственный музей прикладных знаний (Политехнический музей) (1875-1877). К. Быковский (сын): комплекс университетских клиник на Девичьем поле в Москве (1885-1889), здание Государственного банка (1890-1892). Архитекторы И.П. Ропен и В.А. Гартман создали выставочные павильоны России на всемирных выставках в Париже, Копенгагене, Чикаго (1878, 1888, 1893), используя традиции русского деревянного зодчества. АРХИТЕКТУРА ТУЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Смешение стилей в архитектуре второй половины XIX в. нашло свое проявление и в Тульском зодчестве. От Пятницкой башни Тульского кремля начиналась улица Пятницкая (ныне Металлистов), застроенная разностилевыми домами. Большая часть их - хорошо спланированные частные дома тульских мещан. Но здесь есть и пышный особняк в стиле позднего классицизма, и богатый купеческий дом в стиле французского ренессанса. Эта улица, застроенная в стиле эклектики, сколок с архитектуры Тулы середины и второй половины. XIX в., сохранилась и поныне. В 1856-1862 гг. в кремле тульский архитектор М.А. Михайлов построил Богоявленский собор, используя стиль древнерусского направления эклектики. Национальный стиль просматривается в декоративном украшении собора, где использованы элементы "нарышкинского барокко": оконные наличники с "петушиными гребнями", ничего не несущие колонки-дудочки, килевидные арки - нарядная белокаменная отделка на фоне кирпичных стен. Собор построен как памятник победе России в Отечественной войне 1812 г. Ныне храм обезображен, в нем находится музей оружия. В мае 1860 г. состоялась закладка на северо-восточной окраине Тулы первого храма Щегловского Богородичного мужского монастыря, открытие которого прошло в 1868 г., а в 1886 г. заложен второй храм. Работы производились по проекту тульского архитектура А.Г. Бочарникова. Есть устойчивое мнение краеведов, что архитектор А.Г. Бочарников построил в 1886 г. храм Александра Невского на Плац-параде.
Эта каменная церковь с одной шлемовидной главкой была самой красивой в Туле. Четыре маленькие главки покоялись на четырех ротондах, украшенных полукруглыми кокошниками. По всему периметру наружных стен проходила зубчатая белокаменная отделка - на фоне кирпичной кладки она смотрелась ярким декоративным украшением. В Заречье, где начиналась Алексинская дорога на Москву, у самой городской заставы, в 1898 г. был построен храм Сергия Радонежского. Здание из красного кирпича, однокупольное, ступенчатое построение главного объема, с полосатой кладкой стен, двухчастными и трехчастными окнами. Невысокий барабан купола опоясан нависающим над ними кольцом надоконных полукруглых козырьков. Эти же козырьки повторяются над окнами основного фасада здания. Храм построен в стиле древневизантийского направлении эклектики. С 1849 по 1856 г. в Туле строилось здание Дворянского собрания - на улице Киевской (ныне просп. Ленина). От первоначального проекта, который разработал В.Ф. Федосеев еще в 30-е годы XIX в., практически ничего не осталось за долгие годы, пока проект ходил по комиссиям. В него внесли многочисленные изменения архитектор ТОЗа Иванов, губернский архитектор Дубровский и чиновники комиссии по рассмотрению проектов постройки публичных зданий при Управлении путей сообщения. Трехчастное деление здания, характерное для позднего классицизма, осталось в фасаде нового сооружения, оно вытянуто по горизонтали и имеет ярусное деление. Плоские, едва очерченные пилястры второго и третьего этажей не придают общей композиции вертикальных акцентов. В.Н. Уклеин в своеобразной, как он назвал, "ушастой" форме наличников окон, в сухости оформления порталов входных дверей, в измельченности карниза, видит налет эклектики. Здание украсило главную магистраль города, особенно величественна и эффектна архитектура Колонного зала Дворянского собрания, в который ведет парадная лестница - шедевр литейного искусства, она была изготовлена в Калужской губернии на Дугненском чугуноплавильном заводе. В большом парадном зале 20 колонн в стиле итальянского ренессанса размещены по группам: по три колонны в каждом из четырех углов и дважды по две колонны по длинным сторонам зала. Лепной потолок, большие и малые люстры довершают убранство зала, предавая торжественность и пышность.
Ознакомившись с основными положениями культуры второй половины XIX в., студенты самостоятельно готовятся к семинарскому занятию по этой теме, используя план и рекомендованную литературу.
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения
Занятие 1. 1. Влияние общественно-политической жизни на культурный процесс в 50-60-е годы XIX в. "Бунт 14". 2. "Товарищество Передвижных художественных выставок": история создания, принципы деятельности. 3. Жанровая живопись 60-70-х годов XIX в., ее особенности в творчестве В.Г. Перова, В.В. Пукирева, Н.В. Неврева, Г.Г. Мясоедова.
Занятие 2. 1. Особенности исторического и батального жанров в живописи (В.И. Суриков, Н.Н. Ге, В.В. Верещагин, И.Е. Репин). 2. Пейзаж в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, Ф. Васильева.
Занятие 3. 1. Перерастание жанровой картины в социально-бытовую (И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко). 3. Портретный жанр 60-80-х годов XIX в. в творчестве И.Н. Крамского, В.Г. Перова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина.
Занятие 4. 1. Развитие архитектуры в столицах и в провинциальных городах (Тула). 2. Монументальная скульптура.
Занятие 5. 1. Русский театр второй половины XIX в.: императорская и провинциальная сцена, драматургия. 3. Развитие музыкального искусства.
Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения
Занятие 1. 1. Влияние общественно-политической жизни в стране на культурный процесс 50-60-х годов XIX в.: "Бунт 14" в Академии художеств, создание "Товарищества передвижных выставок". 2. Жанровая живопись 60-70-х годов XIX в. в творчестве В.Г. Перова, В.В. Пукирева, Н.В. Неврева, Г.Г. Мясоедова
Занятие 2. 1. Особенности исторического и батального жанров в живописи (В.И. Суриков, И.Е. Репин, Н.Н. Ге, В.В. Верещагин). 2. Пейзаж в творчестве А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи.
Занятие 3. 1. Развитие архитектуры в столицах и провинции (Тула). 2. Театральное и музыкальное искусство второй половины XIX в.
Литература: Архангельская, А.И. В.Г. Перов / А.И. Архангельская. - М., 1989. Арбитман, Э. Нравственные искания Н.Н. Ге / Э. Арбитман //История СССР. – 1981. - № 10. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины ХIХ в. - М, 1982. Калганова, С.Е. От замысла и натуры к законченному произведению / С.Е. Калганова. - М., 1981. Каменев, В.С. В.И. Суриков / В.С. Каменев. - М., 1989. Кисунько, В. Вечный двигатель / В. Кисунько //Художник. - 1981. - № 4. Кириченко, Е.А. Русская архитектура 1830-1910 гг. / Е.А. Кириченко. - М., 1982. Кириченко, Е.А. Архитектурные теории XIX в. в России / Е.А. Кириченко. - М., 1986. Кузнецова, Э.Л. Исторический батальный жанр в русском искусстве / Э.Л. Кузнецова. - М., 1982. Курочкина, Т.Н. И.Н. Крамской / Т.Н. Курочкина. - М., 1980. Лебедев, А.К. В.В. Верещагин / А.К. Лебедев, А.П. Солодовников. - М., 1988. Лебедев, А.К. В.В. Стасов / А.К. Лебедев, А.В. Солодовников. - М., 1982.. Мальцева, Ф.С. Ф.А. Васильев / Ф.С. Мальцева. - М., 1984. Новоуспенский, А.Н. Ф.А. Васильев / А.Н. Новоуспенский. - М., 1991. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX в. - М., 1985. Пунин, А.Л. Архитектурные памятники Петербурга второй половины XIX в. / А.Л. Пунин. - Л., 1981. Сарабьянов, Г.В. И.Е. Репин / Г.В. Сарабьянов. - М., 1987. Сарабьянов, Д.В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX в. / Д.В. Сарабьянов. - М., 1990. Художественные процессы в русской культуре во второй половине XIX в. / Под ред. Г. Стернина. - М., 1984.
Формирование умений: - раскрыть понятия: культура, искусство, передвижничество, критический реализм, эклектика, академизм, художественный язык живописи. Студенты должны усвоить основные понятия, знать стилевые особенности русской архитектуры, скульптуры, жанры живописи, имена великих представителей русского искусства второй половины XIX в.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Исторический факультет ТГПУ им. Л.Н. Толстого располагается в старинном здании XVIII в. Вот его краткая история. Первое упоминание об этом доме мы встречаем в Атласе Тульского наместничества на конец XVIII в. Постройка его относится к 1760 году[1]. В исторической справке о Тульской гимназии, составленной в 1872 году[2], говорится, что это постройка знаменитого Растрелли. Исторический анализ не позволяет сделать такой убедительный вывод. Конечно, здесь присутствует дух великого зодчего, потому что все созданное в эпоху Елизаветы наполнено им. Трехэтажное разделение поэтажными пилястрами на отдельные поля здание. Плоскостное решение фасада: многопрофильные тяги, раскрепованные над пилястрами, делят фасад на три этажа. Весь декоративный акцент сосредоточен на чрезвычайно богатых, в каждом этаже по-разному решенных оконных наличниках. Но невероятно, чтобы Растрелли был в Туле и строил лично, хотя бы и для Демидовых и Лугининых - крупнейших богачей и культурных людей, из семей которых многие отличались любовью к наукам и искусствам и покровительствовал ученым и художникам. Автором дома не может быть и один из учеников Растрелли: дом построен в период, когда у него не было еще фанатичных последователей, подражавших часто до иллюзии. Возможно, проект действительно принадлежит Растрелли, а строил просто образованный строитель, сумевший понять и передать весь замысел великого зодчего Елизаветинской поры.
Дом был построен по заказу Максима Лугинина, который имел троих сыновей: Ивана, Николая и Иллариона, они и распоряжались домом в порядке наследования. После Лугининых владельцами были купцы Плаховы, отец и сын. Именно они названы владельцами дома в статье П. Мартынова[3] и в исторической справке о Тульской мужской гимназии[4]. А затем дом принадлежал белгородскому купцу 3-й гильдии Александру Васильевичу Слатину[5]. "Книга со списками домовладельцев г. Тулы об оценке их имуществ и сборов налогов за 1799 г."[6] и "Описание дома и имущества Николая Максимовича Лугинина"[7] дают нам сведения о планировке усадьбы и внутреннем убранстве дома. При въезде с улицы на господский двор - ворота створчатые, решетчатые, выкрашены черною краскою, а на каменных столбах над воротами - два сфинкса алебастровые, выкрашенные черною краскою, а по бокам оных ворот в каменной ограде железные полукруглые решетки. У ворот сторожка. Перед домом сад, колодец. К концу XVIII в. в результате перепланировки города ограда отнесена дальше от дома. Возможно, произошли некоторые изменения в декоративном убранстве самой ограды. И, может быть, поэтому в 1847 г. Н. Андреев в статье "О старом доме в Туле", основываясь на воспоминаниях очевидцев, пишет не о сфинксах, возвышающихся над воротами, а о фаянсовых или гранитных вазах[8]. "Дом каменный, 4- этажный, крыт железом, обширностью в длину 16 саж., шир. 7 саж., в верхнем этаже комнат 8 холодных, во 2-м и 3-м этажах комнат 18, в нижнем этаже три избы и 6 кладовых чуланов... В усадьбу входили: каменный 2-этажный флигель (7,5 x 6 саж.), каменный каретный сарай, амбары, погреб, и еще один каменный 2- этажный флигель (9 x 6 саж.) и каменная изба"[9]. Один из флигелей, постройка которого датируется тем же годом, что и здание сохранился до настоящего времени и находится на территории воинской части. В плане имеет форму буквы "I". Прочитав записки Н. Андреева "О старом доме в Туле", мы как бы проникаем во внутренние покои. "С неопределенным волнением в душе ходим мы по паркету затейливого рисунка", невольно останавливаемся в зале", "где обращали на себя внимание мифологические сцены, написанные на стенах и обрамленные золоченными багетами". "Сохранились узорчатые, фантастических форм кафельные печи, все до одной синего и желтого цвета..." "Везде, куда ни посмотрите, дубовые панели: резьба на дверях и коробках когда-то вызолочены тщательно". Дом и усадьба с каждым годом теряла свое великолепие. Н. Андреев в 1847 г. писал, что все находились "в расстроенном виде", "состоит в заведовании конкурса". Зданию необходим ремонт. Но еще долгое время оно оставалось в запустении. В 1859 году Н. Андреев на страницах "Тульских губернских ведомостей" высказал предложение о передаче этого дома Тульской мужской гимназии[10]. Эта идея, хотя и не сразу, но была реализована. В 1862 году дом был куплен для размещения в нем мужской гимназии и пансиона[11]. Покупка и перестройка дома обошлась в сумму около 60 тыс. рублей. Часть денег была отпущена из казны, часть пожертвована Тульским дворянским обществом. К торцевым фасадам здания пристроены две одинаковые четырехэтажные пристройки. После реконструкции расположение хозяйственных и учебных помещений выглядело следующим образом: на первом этаже, слева от сеней, находились квартиры инспектора и директора гимназии, справа - столовая, буфет, кухня, пекарня, комната швейцара, помещение, в котором собирались гимназисты перед занятиями, и квартира надзирателя. Второй этаж занимали учебные классы. На третьем этаже в левом крыле находились учебные классы, в центре — зал Совета гимназии, а в правом — спальные помещения. Четвертый этаж полностью занимал пансион. Здесь находились спальные помещения, умывальни и цейхгауз. Просторное помещение с высокими потолками и двумя рядами окон, занимавшее левое крыло третьего и четвертого этажей, отдано для церкви, официальное открытие которой состоялось в 1871 году[12]. Решение о пристройке каменного флигеля к правому торцу здания было принято в 1881 г. Вероятно, в течение нескольких лет здание было закончено, где и разместился спортивный и актовый залы. А в 1893-1895 гг. перпендикулярно основному объему был пристроен учебный корпус. Это помещение отвечало всем государственным нормативам и стандартам организации учебных заведений. Просторные классные комнаты с высокими окнами, стеклянные двери через которые надзиратель или классный наставник могли контролировать учащихся. Во второй половине XIX в. здание претерпело значительные изменения. Металлические лестницы художественного литья были установлены именно в это время. В 1880 г. были заменены паркетные полы[13]. К сожалению, с каждым годом здание теряет свое великолепие и красоту. Но "есть всегда что-то особенно привлекательное в красоте, обреченной на гибель".[14]
* Имя неизвестно. * Для сравнения: Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле – 82 м. * Имя неизвестно. ** Имя неизвестно.
*Ф.А. Бруни (1855-1871 гг.) - президент АХ, профессор исторической живописи; М.О. Микешин (1836-1896 гг.) - живописец, график, скульптор; Н.А. Рамазанов (1818-1867 гг.) - скульптор, художественный критик.
[1] Рудаков, А.П. Тульские здания, как исторические памятники: Настольный календарь-альм. на 1922 год /А.П. Рудаков. - Тула, 1921. [2] ГАТО, ф.7, оп. 1, д. 665. [3] Мартынов, П. Время открытия казенных учебных заведений Тульской губернии / П. Мартынов //Тул. губернские ведомости. – 1872. - № 11. [4] ГАТО, ф. 7, оп. 1, д. 665. [5] ГАТО, ф. 518, оп. 1, д. 140. [6] ГАТО, ф. 518, оп. 1, д. 140. [7] ГАТО, ф. 1, оп. 1,д. 475. [8] Андреев, Н. О старом доме в Туле: Сб. лит. ст., посвященных рус. писателям / Н. Андреев. – СПб., 1859. – Т. 4. [9] ГАТО, ф. 518, оп. 1, д. 140. [10] Андреев Н. О старом доме в Туле / Н. Андреев //Тул. губернские ведомости. - 1859. - № 30. [11] Мартынов, П. Время открытия казенных учебных заведений Тульской губернии / П. Мартынов //Тул. губернские ведомости. – 1872. - № 11. [12] ГАТО, ф. 7, оп. 1, д. 657 [13] ГАТО, ф. 8, оп. 1, д. 621. [14] Шамурины, Ю. и 3. Калуга. Тверь. Тула. Торжок // Культурные сокровища России. – Вып. № 7. – М., б.г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|