Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скульптура первой половины XIX В.




 

Тема исторической памяти, патриотизма, вызванная исторической победой над Наполеоном, была основной в творчестве скульпторов,.

Соразмерно хронологии истории России распределим скульптурные шедевры этого времени:

1. А.П. Брюллов. Памятник московскому князю Дмитрию Донскому на Красном холме Куликова поля (1848-1850).

2. И.П. Мартос. Памятник К. Минину и князю Д. Пожарскому в Москве на Красной площади (1804-1818).

3. Б.И. Орловский. Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли в Петербурге на площади Казанского Собора. (1828-1836).

4. А.А. Манферран. Александровская колонна на Дворцовой площади Петербурга (1830-1834).

5. П.К. Клодт. Памятники Николаю I на Исаакиевской площади, И. А. Крылову - в Летнем саду Петербурга. Конные группы Аничкова моста в Петербурге (1849-1850).

Классицизм в скульптуре нашел свое отражение в изображении поз и одежд.

Кроме монументальной скульптуры развивалась скульптура малых форм, игравшая декоративную роль в оформлении классических сооружений. В этом виде скульптуры работали С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, С.Ф. Щедрин. Ф.П. Толстой работал над медальонами, посвященными Отечественной войне 1812.

Студенты должны знать стилевые особенности и тематическую направленность развития скульптуры.

 

ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

 

Художникам становилось тесно в узких рамках классицизма Академии художеств. Классицизм в живописи - академизм. Наибольшего успеха в это время добиваются художники-неакадемисты, т.е. художники, порвавшие с академическими догмами. Именно они осваивали распространявшийся в России - вслед за Германией и Англией - романтизм.

Главное в эстетике романтизма - показать раскрепощение внутреннего мира личности, дать новые понятия о достоинстве человека, создать светлый образ высокодуховной личности, жаждущей и ищущей гармонии.

То, что люди первой половины XIX в. принимали так близко к сердцу судьбу Родины, придавало их собственному облику поразительное духовное богатство - поэтому столь одухотворенны и лица людей на романтических портретах. Портретный жанр живописи этого времени приоритетен и популярен. Рост самосознания народа, как следствие Отечественной войны 1812 г. способствовал пристальному вниманию к отдельной личности, что отразилось на развитии портретного жанра в творчестве О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова (академиста по образованию, романтика в творчестве).

Отметим композиционные и колористические особенности романтических портретов проявились:

1) сложная многоплоскостная посадка портретируемого человека;

2) на темном фоне ярким пятном высвечивались лицо и руки: через них живописцы передавали духовный мир человека;

3) обязательное наличие яркого пятна в одежде.

О.А. Кипренский (1782-1836) написал портреты: Е.В. Давыдова (1809),

А.С. Пушкина (1827),

юноши Александра Челищева (1808-1809),

отчима Швальбе (1804),

С.С. Уварова (1816).

В.А. Тропинин (1776-1857) является автором демократического портретов:

А.С. Пушкина (1827)

Ю.П. Самарина (1840)

Е.С. Авдулиной (1822)

сына Арсения (1818)

П.А. Булахова (1823).

К.П. Брюллов (1799-1852) - автор портретов:

"Итальянский полдень", Ю.П. Самойловой (1827),

княгини Е.П. Салтыковой (1841),

поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого (1836),

издателя и литератора А.Н. Струговщикова (1840).

К.П. Брюллов стал первым писать портреты-картины - особый вид портрета, где изображены два и более человек и есть сюжет, динамика развития:

"Всадница" (1833),

"Сестры Шишмаревы" (1839)

"Ю.П. Самойлова, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини" (1842).

Итак, события первой четверти XIX в. создали особый тип людей, больше не повторявшийся в другие десятилетия, - с цельностью мировоззрения, рыцарским служением Отечеству, верностью идеалам добра и справедливости. Анализируя портреты, мы можем понять сущность эпохи.

Итак, живописный портрет как исторический источник может много рассказать о человеке. Рассказ его сжат, в нем предельная концентрация мысли и чувства.

Портрет-свидетель и очевидец эпохи расскажет нам не только о костюмах, интерьере домов, событиях, но - главным образом - о человеке, о

его духовном росте, сложностях внутреннего мира, т.е. он - незаменимый свидетель социально-психологических процессов эпохи.

"Лицо человека - есть лицо истории", - говорила скульптор Мухина.

 

Характеризуя портретный жанр русской живописи, студенты должны понимать ее художественный язык: композицию, колорит красок.

 

Исторический жанр живописи обогатился новыми отличительными чертами, что нашло отражение в картине К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" (1830-1833) и в картине А.А. Иванова "Явление Христа народу" (1836-1850-е). В этих живописных полотнах преодолевается линейная композиция, хорошо проработан второй план; многофигурные сцены не поглощают характеристики отдельных личностей; яркий, образный колорит красок работает на основную идею сюжета.

Бытовой жанр представлен двумя художниками, жившими в равное время.

А.Г. Венецианов (1780-1847) творил в эпоху живописного романтизма, его картины - это романтическая поэма на холсте, он - основоположник бытового жанра:

"Гумно" (1821),

"Спящий пастушок" (1826),

"Весна. На пашне" (1820-е),

"Осень. На жатве" (1820-е),

"Крестьянка с васильками" (1820-е).

Художник П.А. Федотов (1815-1852) - стал основоположником критического реализма в русской живописи. Но это еще не было обличением действительности.

Свое ироническое отношение к жизни П.А. Федотов выразил посредством искусства:

"Сватовство майора" (1848),

"Свежий кавалер" (1846),

"Завтрак аристократа" (1849),

"Анкор, еще, анкор!" (1851).

Итак, искусство "золотого века русской культуры" началось великолепными достижениями в области позднего архитектурного классицизма, романтического портрета, монументальной скульптуры.

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения

Занятие 1.

1. Основные черты и особенности развития культуры первой половины XIX в.

2. Стилевые особенности архитектуры. Архитектура Петербурга, Москвы, провинциальных городов.

 

Занятие 2.

1. Жанровые, стилевые особенности русской живописи.

 

Занятие 3.

1. Тематика в скульптуре.

2. Развитие музыкального и театрального искусства.

 

Литература:

Алексеева, Т.В. История русского искусства / Т.В. Алексеева. - М., 1963. -Т. 8. - Кн. 1.

Амшинская, А.М. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников 1-й пол. XIX в. / А.М. Амшинская. - М., 1954.

Амшинская, А.М. В.А. Тропинин / А.М. Амшинская. - М., 1970.

Ацаркина, Э.Н. К.П.Брюллов. Жизнь и творчество / Э.Н. Ацаркина. - М., 1963.

Белошапкина Я. Дмитрий Левицкий / Я.Белошапкина // Искусство. – 2010. - № 8.

Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики / Г.А. Гуковский. - М., 1965.

Декабристы в собрании ГИМ: Альб. / Сост. М.Барановская, Т.Власенко. - М., 1975.

Деятели русской культуры XIX в.: Страницы биогр. - М., 1990.

Зильберштейн, И.С. Художник-декабрист Н.Бестужев / И.С. Зильберштейн. - М., 1977.

Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России / Е.И. Кириченко. - М., 1986.

Кислякова, И.В. О.Кипренский. Эпоха и герои / И.В. Кислякова. - М., 1977.

Коваленская, Н.Н. Русский классицизм / Н.Н. Коваленская. - М., 1964.

Коваленская, Н.Н. История русского искусства I пол. XIX в. / Н.Н. Коваленская. - М., 1951.

Кока, Г.М. Портреты Пушкина / Г.М. Кока //Творчество. - 1962. - № 2.

Кока, Г.М. Пушкин в искусстве / Г.М. Кока. - М., 1962.

Московская изобразительная Пушкиниана. - М., 1975.

Морохов, А.Г. Три века русской сцены / А.Г. Морохов. - М., 1978.

Лозинский, Р.Р. Страницы минувшего / Р.Р. Лозинский. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000.

Медкова, Е. Передвижники: певцы гнева и печали / Е.Медкова // Искусство. – 2010. - № 5.

Некрасов, М.А., Отечественная война 1812 г. и русское искусство / М.А. Некрасов, С.М. Земцов. - М., 1969.

Очерки по истории русского портрета I пол. XIX в. /Под ред. Шмидта. - М.,

1966.

Плотникова, Е. П.А. Федотов / Е. Плотникова. - Л., 1970.

Познанский, В.В. Очерк формирования русской национальной культуры I пол. XIX в. / В.В. Познанский. - М., 1975.

Поспелов, Г.Г. Русский интимный портрет второй половины XVIII – первой половины XIX в. / Г.Г. Поспелов. // Русское искусство XVIII- XIX вв. /Под ред. Г. М. Алексеевой. – М., 1968.

Принцева, Г.А. Декабристы в изобразительном искусстве / Г.А. Принцева. - Л., 1975.

Пунин, А.Л. Архитектурные памятники XIX в. / А.Л. Пунин. - Л., 1981. Русское искусство XVIII – первой пол. XIX в. – М., 1971.

Савинков, А.Н. А.Г. Веницианов / А.Н. Савинков. - М., 1955.

Сарабьянов, Д.В. П.А. Федотов и русская художественная культура 40-х гг. XIX в. / Д.В. Сарабьянов. – М., 1973.

России верные сыны. Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины XIX в. - Л., 1988.

Эфорс, А.М. Два века русского искусства / А.М. Эфорс. - М., 1969.

Уклеин, В.Н. Тула - каменная летопись / В.Н. Уклеин. - Тула, 1984.

Тема 5. "ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ" В РОССИИ 60-70- Х ГОДОВ XIX В.

 

Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней реформы (земская, судебная, городская, военные, народного просвещения, цензуры и др.) – крупнейшее событие, перелом, поворотный пункт отечественной истории. Эти реформы не только начали новый отсчет времени в истории России, свергшей крепостное иго, но определили путь ее исторического развития, сущность аграрного вопроса, уже в начале XX в. чреватого революционной развязкой. Эти реформы "сверху" во многом определили революции "снизу" 1905 и 1917 гг. Интерес к истории реформ, которые сегодня вновь, как в дореволюционной историографии, называются "Великими реформами" 60-70 годов XIX в., никогда не исчезал. Но наше время пробудило живое и пристальное внимание к этой теме. Альтернатива революции есть реформы. Современное общество созрело до понимания этого. "Великие реформы" провел государь император Александр II, который вступил на престол вполне сложившимся человеком. Он не был ни либералом, ни фанатиком реакции, до воцарения на престол не имел своей программы, не выработал определенной политической системы. Однако, вступив на престол в момент кризиса старой системы, пробуждения общественного мнения, требовавшего реформ, он сумел это осознать и начал искать новые решения и новых людей. В своих действиях он опирался на «либеральных бюрократов» (министр МВД - С.С. Ланской, генерал-губернатор западных губерний - В.Н. Назимов, начальник хозяйственного департамента МВД – Н. А. Милютин, начальник военных учебных заведений России - генерал Я.И. Ростовцев).

В подготовке и проведении всех реформ проявилась резкая идейная борьба консерваторов и либералов. Концепция реформ, разработанная либеральной бюрократией, оказалась под ударом с первых лет проведения их в жизнь, механизм гарантий был уязвим и слаб, тогда как традиционная феодальная государственность сильна.

"Великие реформы" второй половины XIX в. имели огромное значение в истории России. Они явились рубежом, переходным периодом от феодализма к капитализму. Крепостничество как система отношений перестала существовать.

Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества можно не революционным взрывом, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные общественные силы. Реформы открыли путь мирной модернизации российского общества. Проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Монархия, верховная власть была инициатором реформ, Александр II остался в памяти народа как царь-освободитель. Отчуждение от власти, характерное для широких слоев интеллигенции при Николае I, сохранилось в основном у радикальной молодежи, у консервативных помещиков. Либералы же, получив поле деятельности (земства, суды, университеты), смогли перейти от слов к конкретным делам. Вновь начался диалог власти и общества, которого Россия давно не знала.

 

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения

 

Занятие 1.

1. Политический портрет Александра II. Подготовка крестьянской реформы. "Либеральная бюрократия", ее лидеры.

2. "Манифест" и "Положения" 19 февраля 1861 г. Решение земельного вопроса:

а) размер наделов, отрезки, повинности, выкупная операция;

б) крестьянское самоуправление.

 

Занятие 2.

1. Земская реформа 1864 г.

2. Судебная реформа 1864 г.

2. Городская реформа 1870 г.

 

Занятие 3.

1. Военные реформы 1860-1870 гг. в России.

2. Реформы образования.

3. Значение "Великих реформ" второй половины XIX в.

 

Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

 

Занятие 1.

1. Политический портрет Александра II. Подготовка крестьянской реформы. "Либеральная бюрократия", ее лидеры.

2. "Манифест" и "Положения" 19 февраля 1861 г. Решение земельного вопроса:

а) размер наделов, отрезки, повинности, выкупная операция;

б) крестьянское самоуправление.

 

Занятие 2.

1. Земская реформа 1864 г.

2. Судебная реформа 1864 г.

4. Городская реформа 1870 г.

 

Занятие 3.

1. Военные реформы 1860-1870 гг. в России.

2. Реформы образования.

5. Значение "Великих реформ" второй половины XIX в.

 

I. Реформа 19 февраля 1861 г.

Литература:

Валуев, П. Дума русского / П. Валуев //Родина. – 1995. - № 3-4. - С. 140-144.

"Великие реформы" в России 1856-1874 гг. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

Захарова, Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России / Л.Г. Захарова. - М., 1984.

Захарова, Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX в. в России / Л.Г. Захарова //Вопр. истории. - 1989. - № 10.

Захарова, Л.Г. Россия на переломе. Самодержавие и реформы 1861-1874 гг. / Л.Г. Захарова //История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991.

Зайончковский, П.А. Отмена крепостного права в России / П.А. Зайончковский. - М., 1968.

Лященко, Л.М. Александр II или история трех одиночеств / Л.М. Лященко. - М., 2002.

Милютин, Д.А. Пробуждение / Д.А. Милютин //Родина. – 1995. - № 3-4. - С. 130-132.

Пирумова, Н.М. Александр Герцен-революционер, мыслитель, человек / Н.М. Пирумова. - М., 1989.

Крутиков, В.И. Отмена крепостного права в Тульской губернии / В.И. Крутиков. – Тула, 1956.

Хрестоматия по истории СССР (1861-1917) / Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 1990. - Гл. 1-4.

Шевырев, А. Под адмиральским шпицем / А. Шевырев //Родина. – 1995. - № 3-4. С. 116-121.

Российские самодержцы. - М., 1993. – (Статья об Александре II).

Российские либералы /Под. ред. Шенберга, Шелохаева. – М., 2001.

 

Формирование умений:

- раскрыть понятия: "либеральная бюрократия", модернизация, социально-экономическая интеграция России и Европы, экономические и политические причины отмены крепостного права;

- знать содержание либеральных записок, направлениях в правительство К.Д. Кавелиным, Ю.Ф. Самариным, П.А. Валуевым;

- проанализировать, как постепенно менялась правительственная программа реформы в сторону освобождения крестьян с землей; каковы этапы подготовки крестьянской реформы;

- раскрыть понятия: «личное освобождение крестьян», «механизм выкупной операции»;

- определить значение проведения крестьянской реформы в России;

- подготовить доклад на тему "Отмена крепостного права в Тульской губернии".

Подготовка к этому семинару должна начинаться со знакомства с новинками литературы и изучения документов крестьянской реформы - "Манифеста" и "Положений" 19 февраля 1861 г., сосредоточенных в "Хрестоматии по истории СССР 1861-1917" под редакцией В.Г. Тюкавкина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...