Особенности государственного управления в области экологии и природных ресурсов.
Под управлением в области экологии и природных ресурсов понимается организаторская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В узком смысле: - дача обязательных для исполнения предписаний, которые чаще облекаются в форму правовых актов - контроль за исполнением этих предписаний и применение соответствующих санкций за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В широком смысле под управлением в этой области понимается многогранная деятельность различных государственных органов.
Органы, осуществляющие контроль: 1. Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору. Служба осуществляет контроль и надзор за безопасным ведение работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства, стандартов, норм, правил по охране недр, а так же с целью предупреждения и устранения их вредного влияния на людей и окружающую среду. Её контрольно надзорные полномочия реализуются в процессе рецензирования определенной деятельности, выдачи лицензии на виды определенной деятельности и т.д. По результатам контроля и надзора служба вправе применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера к физическим и юридическим лицам. Эти меры направлены на недопущение или причинения нарушений в рассматриваемой сфере. 2. Росгидромет Осуществляет функции мониторинга окружающей природной среды, её загрязнения. Данная служба осуществляет надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории РФ.
В пределах своей компетенции она осуществляет наблюдение за атмосферным воздухом, континентального шельфа, что очень важно обеспечить функционирования на территории РФ пунктов гидрометеорологического наблюдения. 3. Федеральное агентство кадастров объектов недвижимости. Осуществляет государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства требований по охране и использовании земель. В этом направлении деятельности оно осуществляет контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольный захват земельных участков. За использованием земель по целевому назначению, за выполнением обязательных мероприятий, по улучшению земель и охране почв от загрязнений, заболачивания, от ветровой и водной эрозии. Должностные лица, осуществляющие этот земельный контроль, вправе посещать организации и объекты, обследовать земельные участки, давать обязательные предписания по устранению обнаруженных нарушений законодательства, а так же привлекать к административной ответственности. 4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. (Росприроднадзор).
Основное назначение службы состоит в осуществлении контроля и надзора в сфере природопользования. Эти функции осуществляются ей в области охраны использования и воспроизводства объектов животного мира, и следы их обитания, а так же в области организации и функционирования особо охраняемых территорий федерального значения. Контроль и надзор службы осуществляется так же за геологическим изучением недр, их рациональном использовании и охраны. Осуществляет контроль и надзор за состоянием и использованием лестного фонда и воспроизводства лесов.
50.Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств. Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ. Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков. Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ; 3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам. Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета; 3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.
51.Административный процесс– совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций. Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность. Принцип законности - реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами. Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности. Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.
Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом. Принцип гласности - административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса. Принцип национального языка - процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика. Принцип быстроты {оперативности) - административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом. Принцип экономичности (малозатратности) - административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению. Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса - органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту. Субъекты административного процесса – это сторона в про-цессе, занимающая свой законный интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной. Одним из субъектов административного процесса является компе-тентный орган или должностное лицо, которые наделены правом прини-мать властные акты, составлять правовые документы, определять движе-ние и судьбу дела, повт. органы, налагаемые администрацией взыскания. Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права и интересы: 1) лицо, привлекаемое к административной ответственности 2) потерпевший 3) з-ные представители обеих сторон, т.е. лица, привлекаемые к ад-министративной ответственности и потерпевшего 4) адвокаты В административном процессе участвуют также лица и органы, со-действующие осуществлению пр-ва: 1) свидетели 2) эксперты 3) переводчики 4) понятые
52.Государственная служба —профессиональнаяслужебнаядеятельность граждан на должностях государственной службы.Гос служащий-гр РФ, занимающий государтсвенной должность,надделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющих функции государтсвенного органа на возмездных началах.Прохождение гос службы-это системы взаимосвязанных, взаимообуславленных юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государтвенно-служебных помещений.Элементы: Поступление на гос службу,аттестация и перемещение по службе,поощарения и льготы гос служащих,юр ответственность, прекращение гос службы. Поступление: от 18 лет, владеющие гос языков,имеющие профессиональное образование,Поступление:Конкурс, контракт, выборы,назначение на должность гос службы производится компетентным гос органом или должностным лицом путем издание соответствующего правоприменительного акта. При замещении государственной должности государственной служ#бы допускается испытание на срок от трех до шести месяцев для гражда#нина, впервые принятого на государственную должность.Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятель#ности по подбору, повышению квалификации, расстановке федераль#ных государственных служащих, определению уровня их профессио#нальной подготовки и соответствия замещаемой должности, а также ре#шению вопроса о присвоении конкретному лицу очередного квалифи#кационного разряда. Она проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.Организация проведения аттестации федеральных государственных служащих возлагается на руководители органов. Для ее проведения формируется аттестационная комиссия, утверждается график проведе#ния, составляются списки лиц, подлежащих аттестации, подготавлива#ются необходимые документы для аттестационной комиссии.Организация проведения аттестации федеральных государственных служащих возлагается на руководители органов. Для ее проведения формируется аттестационная комиссия, утверждается график проведе#ния, составляются списки лиц, подлежащих аттестации, подготавлива#ются необходимые документы для аттестационной комиссии.Последовательное присвание.Возможно досрочное присваение на одну ступень.Государственная служба прекращается при увольнении государст#венного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя го#сударственного органа в случаях: достижения государственным служащим предельного возраста, ус#тановленного для замещения государственной должности государст#венной службы; прекращения гражданства РФ; несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для го#сударственного служащего; разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;возникновения других обстоятельств,ограничивающих нахожде#ние на государственной службе.
53.Структура МВД:
1) Главное управление (ГУ) на транспорте; 2) ГУ Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД); 3) ГУ обеспечения общественного порядка; 4) ГУ по борьбе с организованной преступностью; 5) ГУ по борьбе с экономическими преступлениями; 6) ГУ уголовного розыска; 7) Паспортно-визовое управление; 8) Управление режимных объектов; 9) Управление собственной безопасности; 10) Следственный комитет при МВД РФ; 11) Главное командование внутренних войск.В систему МВД также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.Органы внутренних дел и внутренние войска составляют единую систему МВД РФ.Функции МВД: 1) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью; 2) осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации; 3) обеспечивает выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в пределах их полномочий, и иные функции. Правовые основы деятельности, задачи, организация, обязанности и права милиции определены: Конституцией РФ, КоАП, УК, УПК, Законом «О милиции»; деятельность внутренних войск регламентирована ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» и др. Федеральная миграционная служба (ФМС) подведомственна МВД России. Она: 1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением: правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства; иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства; правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в России и использования их труда; 2) организует: выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Россию; ведение учета лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства; оформление гражданства России и т. д.
54.Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе, и получающий денежное вознаграждение за счет федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих: в представительных органах; судебных органах; органах исполнительной власти; " иных органах.В зависимости от квалификационных разрядов государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:высшие государственные должности государственной службы (5-я группа); главные (4-я группа); ведущие (3-я группа);старшие (2-я группа);младшие (1-я группа).В зависимости от характера и объема полномочий государственные служащие подразделяются на следующие группы:представители административной власти - лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции); оперативный состав (функциональные работники) - государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (например, экономисты и юрисконсульты);вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа (например, технические секретари);граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (например, нотариусы).
55. Система органов и организация управления в области безопасности
Обеспечение безопасности предполагает использование мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее. Президент РФ осуществляет общее руководство органами безопасности, координацию деятельности органов безопасности, принятие оперативных решений. Правительство РФ обеспечивает руководство государственными органами безопасности; осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности; организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными и финансовыми средствами, ресурсами силы и органы безопасности и т. д. Совет безопасности РФ (руководство деятельностью осуществляет Президент РФ). В его ведении находится подготовка решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности и т. п. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России). Основными направлениями работы являются контрразведывательная деятельность и борьба с организованной преступностью. Специальными органами обеспечения безопасности являются Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), а также Служба безопасности Президента РФ. К органам безопасности относится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
56. Порядок подготовки, принятия, издания, вступления в законную силу и действия актов исполнительной власти.
1. Первая стадия процесса принятия административных актов - подготовка решения (об утверждении, выделении, направлении, исполнении и т. п.) Этапы этой стадии: • правовая инициатива. Акт принимается, если есть фактические и юридические основания. Основанием для принятия или отмены акта может быть инициатива субъекта исполнительной власти, поручение вышестоящего органа, обращение организации, заявление гражданина, иные; • анализ ситуации и вариантов правового воздействия. В ходе анализа выясняются фактическое положение дел, возможные варианты решения возникающих вопросов; • подготовка проекта. Разработка проекта возлагается на орган, структурное подразделение, должностное лицо, которым необходимо решение конкретного вопроса или выработка нормативного положения на определенный срок. Проект акта подлежит обсуждению, согласованию и считается согласованным при наличии виз руководителей органов исполнительной власти. 2. Вторая стадия процесса принятия административных актов - принятие решения - предусматривает: • возможное обсуждение и обязательное голосование в коллегиальных органах. Иногда решения принимаются путем опроса. Большинство правовых актов принимается единолично; • внесение изменений в проект. Проект может быть признан негодным, что предполагает разработку нового, с учетом замечаний и требований, выдвинутых в процессе обсуждения и согласования; • оформление решения. Оформление решения заключается в окончательном редактировании, подписании административного акта, присвоении порядкового номера и т. д. 3. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Цель государственной регистрации - проверка правового акта с точки зрения соответствия закону. Разъяснения о применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденные письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 08-09307, содержат специальные требования, предъявляемые к актам в соответствии с которыми направлению на государственную регистрацию подлежат: • только акты, содержащие правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. При этом нормы могут быть постоянно действующими (установленными без ограничения срока); временными (содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного условия); принятыми в порядке эксперимента (если не указан срок их действия); • акты всех видов (приказы, инструкции, указания, положения, постановления, разъяснения и т. п.), если в них имеются нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных федеральных законодательных актах, а также устанавливающие вновь либо изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на момент представления акта на регистрацию; акты всех видов (приказы, инструкции, указания, положения, постановления, разъяснения и т. п.), носящие межведомственный характер, т. е. являющиеся обязательными для других министерств и ведомств, иных органов управления, а также для предприятий, учреждений, организаций, не входящих в систему министерства, ведомства, утвердившего акт; • акты, принятые после 14 мая 1992 года; • акты, изменяющие, дополняющие ведомственные нормативные акты, независимо от времени принятия последних, или распространяющие их действие, если в них содержатся нормы, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, или носящие межведомственный характер.
4. Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц осуществляется путем персонального ознакомления (устно, высылки копий, ознакомления под расписку и пр.), опубликования в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях, газетах, журналах). В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания, а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.
Государственный контроль Сущность государственного контроля состоит в проверке соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами законности, а также обеспечения целесообразности и эффективности в своей деятельности. В государственном управлении осуществляются следующие виды государственного контроля: - контроль, осуществляемый Президентом Российской Федерации (президентский контроль); - контроль, осуществляемый органами представительной власти (парламентский контроль); - контроль, осуществляемый органами исполнительной власти; - судебный контроль. Президентский контроль. Президентский контроль в государственном управлении состоит в том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными Конституцией и федеральными законами, он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, а также при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации, назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях Контроль, осуществляемый органами представительной власти. Этот вид государственного контроля осуществляется палатами Федерального Собрания Российской Федерации (парламента Российской Федерации), являющегося представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Данный вид государственного контроля осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Судебный контроль в государственном управлении осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|