Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.




Обеспечение законности в управлении предпо­лагает деятельность соответствующих государственных формиро­ваний, направленную на:

а) недопущение нарушений в деятельности органов исполни­тельной власти, их должностных лиц тех требований и предписа­ний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной ра­боте;

б) своевременное и оперативное выявление, пресечение и ус­транение таких нарушений, установление причин и условий, им способствующих;

в) привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;

Обеспечение законности достигается при помо­щи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности, а также систему этих способов.

Данная система включает в себя значительное число различ­ных государственных органов, деятельность которых в разной сте­пени связана с обеспечением законности.

Для одних органов обеспечение законности яв­ляется лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, транспорт­ным, топливно-энергетическим и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в це­лом с институтом законности.

Наряду с этим государством образуются и такие органы, дея­тельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности в государственной и общественной жиз­ни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокура­тура, государственные инспекции, федеральные надзоры и др.).

В процессе деятельности по обеспечению законности в сфере управления названные органы используют в преде­лах предоставленной компетенции контроль и надзор.

Контроль является довольно широкой и объемной правовой

категорией.

Сущность и назначение контроля состоят:

а) в наблюдении за функционированием соответствующего под­контрольного объекта;

б) в получении объективной и достоверной информации о со­стоянии законности и дисциплины;

в) в принятии мер по предотвращению и устранению наруше­ний законности;

г) в выявлении причин и условий, способствующих правонару­шениям;

д) в принятии мер по привлечению к ответственности ви­новных лиц.

Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, дей­ствия должностных лиц установлениям правовых норм. Вместе с тем контролю подлежат те действия граждан и их общественных объе­динений, которые "замыкаются" на сфере управления.

Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и не­уклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными ли­цами, предприятиями, учреждениями, организациями, обществен­ными объединениями, гражданами.

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осу­ществляющих, подразделяется на два вида.

Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий над­зор).

Другой вид надзора — административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобяза­тельных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (пра­вила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные черты надзора сводятся к следующему:

а) органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществля­ют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;

б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинар­ного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же адми­нистративного надзора применяются меры административного воз­действия к физическим и юридическим лицам;

в) по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконт­рольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Виды способов обеспечения законности:

1. Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Включает:

1) Контрольные полномочия Президента РФ (назначения, освобождения от должности, приостановление актов Правительства, осуществление полномочий как Верховный главнокомандующий РФ и т.д.)

2) Контрольные полномочия представительной (законодательной) власти:

- Совет Федерации (утверждение указа о ВП и ЧС, решение вопроса об использовании Вооруженных сил за пределами РФ, назначение и отрешение от должностей Президента, судей КС, ВАС и т.д.)

- Государственная Дума РФ (дача согласия Президенты на назначение Председателя Правительства, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ, назначение и освобождение от должностей Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов и т.д.)

- Счетная палата РФ, органы законодательной власти субъектов РФ (организация и осуществление контроля за использование федеральных средств)

2. Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных НПА, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора:

1) Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

2) Прокурорский надзор – деятельность органов и должностных лиц Прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции РФ и законов, а так же соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Прокуратура РФ – единая центральная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

3. Судебный контроль – деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Судом проводится правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих.

4. Общественный контроль – одна из форм отправления демократии, состоящая в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдение за деятельностью государственных органов, органов МСУ, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...