Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
Обеспечение законности в управлении предполагает деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на: а) недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе; б) своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений, установление причин и условий, им способствующих; в) привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины; Обеспечение законности достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности, а также систему этих способов. Данная система включает в себя значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности. Для одних органов обеспечение законности является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, транспортным, топливно-энергетическим и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности. Наряду с этим государством образуются и такие органы, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции, федеральные надзоры и др.). В процессе деятельности по обеспечению законности в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и надзор.
Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией. Сущность и назначение контроля состоят: а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; б) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности; г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям; д) в принятии мер по привлечению к ответственности виновных лиц. Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установлениям правовых норм. Вместе с тем контролю подлежат те действия граждан и их общественных объединений, которые "замыкаются" на сфере управления. Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида. Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор). Другой вид надзора — административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.). Наиболее характерные черты надзора сводятся к следующему:
а) органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов; б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам; в) по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах. Виды способов обеспечения законности: 1. Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Включает: 1) Контрольные полномочия Президента РФ (назначения, освобождения от должности, приостановление актов Правительства, осуществление полномочий как Верховный главнокомандующий РФ и т.д.) 2) Контрольные полномочия представительной (законодательной) власти: - Совет Федерации (утверждение указа о ВП и ЧС, решение вопроса об использовании Вооруженных сил за пределами РФ, назначение и отрешение от должностей Президента, судей КС, ВАС и т.д.) - Государственная Дума РФ (дача согласия Президенты на назначение Председателя Правительства, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ, назначение и освобождение от должностей Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов и т.д.) - Счетная палата РФ, органы законодательной власти субъектов РФ (организация и осуществление контроля за использование федеральных средств) 2. Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных НПА, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
Виды государственного надзора: 1) Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления. 2) Прокурорский надзор – деятельность органов и должностных лиц Прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции РФ и законов, а так же соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Прокуратура РФ – единая центральная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. 3. Судебный контроль – деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности. Судом проводится правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих. 4. Общественный контроль – одна из форм отправления демократии, состоящая в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдение за деятельностью государственных органов, органов МСУ, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|