Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента
Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в практику работы ДОУ была проведена на базе МАДОУ д/с комбинированного вида № 10 «Аленький цветочек» в старшей группе № 3. Работа проводилась в 3 этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены две группы родителей - экспериментальная и контрольная - по 10 родителей в каждой группе. В период констатирующего этапа работа велась с сентября 2012г. по декабрь 2012г. Опытно - экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план работы, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы. Затем мы провели анкетирование родителей [10, с.53].
Ответы родителей экспериментальной и контрольной групп на вопросы анкеты (констатирующий этап работы с родителями).
Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее: На вопрос «Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?» 60% родителей экспериментальной и 70% контрольной групп ответили: «Взаимоотношения между детьми и родителями». Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают ответы на следующие два вопроса: «Читаете ли Вы педагогическую литературу?», «Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?»: Ø 50% родителей экспериментальной группы и 40% родителей контрольной группы не читают педагогическую литературу; Ø 30% родителей экспериментальной и 50% родителей контрольной группы не читают периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников. Подавляющее большинство родителей экспериментальной и контрольной групп занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так, 60% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной групп хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях. 90% родителей экспериментальной и 80% родителей контрольной групп не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Вести кружок в детском саду изъявили желание только по одному родителю в каждой исследуемой нами группе.
По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями экспериментальной группы: Ø Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; Ø Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга; Ø Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; Ø Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского - «обращение назад»). Нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В понятие «педагогическая рефлексия» нами было включено умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации. Прежде чем мы приступили к работе, воспитателями были коллегиально обсуждены, а затем приняты принципы взаимодействия с родителями: Ø Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям; Ø Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
Ø Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы; Ø Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы; Ø Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении; Ø С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей; Ø Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей; Ø Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. «Авторитарные методы воспитания родителей» исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|