Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей




Второй, формирующий этап эксперимента проходил с декабря 2012г. по апрель 2013г. - внедрение нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в практику ДОУ.

С первого дня знакомства с родителями экспериментальной группы мы напоминали: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей с воспитателями. Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители.

В анкету были включены следующие вопросы:

. Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?

. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?

. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?

. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?

.Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?

. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок?

. Как он выполняет свои обязанности по дому?

. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?

. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?

Проанализировав анкеты, мы узнали о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием.

Следующая анкета для родителей позволила нам сделать вывод о коммуникабельности ребенка, о его чертах характера, умении общаться; о взаимоотношениях в семье мы узнали из рисунков детей.

На данном этапе проведения педагогического эксперимента нами было проведено заседание «Семейный досуг». Показателем семейного досуга становятся рисунки детей на тему «Вечер в моей семье». Все рисунки похожи: мама на кухне, папа на диване, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками, за компьютером и т.д.

Рисунок - показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети.

Рисунки детей заставили родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми.

На вопрос: «Что вам не разрешают делать родители?» ответы детей сводились в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь, разжигать костер и т.д. Некоторые дети говорили так: «Я не знаю, что мне нельзя, мне все можно».

Вот с такой установкой - можно все! - дети обычно приходят в детский сад: можно кричать, бегать, плохо вести себя во время обеда и т.д. Принцип воспитания многих родителей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему не обходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя.

Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил:

Ø Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться;

Ø Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию;

Ø Покажи ребенку хороший пример.

Совместно с родителями мы решили создать клуб «Азбука семейного счастья». Его работу строим под девизом "Моя семья - моя радость". Цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих родителей, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, друзей и близких, быть милосердным к людям.

Первое заседание клуба было посвящено знакомству с семьями детей. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья. Показали свои таланты и дети, и родители, и бабушки.

Второе заседание клуба было посвящено традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями готовили русские народные костюмы, читали сказки, разучивали народные песни и игры, знакомились со старинными традициями и обрядами.

Интересно прошел праздник «Деревенские посиделки». В исполнении мам, бабушек звучали русские народные песни; мамы инсценировали народные сказки; дети разгадывали загадки, демонстрировали старинные вещи: ухваты, коромысла, ушаты, найденные у своих бабушек и прабабушек. Немного позже мы провели марафон «Моя дружная семейка». В стихах, песнях, игровой форме дети выразили свое отношение к бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам. Дети, высказали свое мнение, как они понимают, что такое «мир семьи». В итоге получилось, что «мир семьи» - это родной дом, уют, тепло; взаимопонимание, любовь, уважение; праздники, традиции.

Взрослые постарались объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить три важных правила:

- уважай старших и люби их;

- позаботься о младших;

- помни, что ты в семье помощник.

На вопросы, какие качества надо воспитывать в себе, с каким настроением надо выполнять домашние обязанности, как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы, отвечали не только дети, но и родители.

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет», поэтому у нас началась практическая работа по сбору материалов о родословной семьи.

Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками.

Вся эта работа помогла детям понять: чтобы бережно относиться к близким людям, надо во всем помогать и делать добрые дела.

Итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы стал семейный праздник «Моя семья - моя радость». Праздник прошел на большом эмоциональном подъеме.

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.

Чтобы помочь родителям выбрать правильный путь, в рамках клуба «Азбука семейного счастья» мы провели цикл бесед за круглым столом. Родители могли свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания. Так, рассуждая о взаимоотношениях матери и ребенка, мы пришли к выводу, что материнская любовь многолика. Главное - любить ребенка по-настоящему. Это значит, ради него преодолевать самого себя, подавлять свои плохие привычки и пристрастия, ограничивать демонстрацию своего "я". И это, оказывается, гораздо труднее, чем удовлетворить насущные потребности ребенка.

Готовясь к родительскому собранию на тему «Воспитание культуры поведения старших дошкольников», мы ставили перед собой цель: помочь родителям увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения.

А. С. Макаренко писал: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной» [16, с. 359].

Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.

За время работы клуба «Азбука семейного счастья» было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом. Эту форму сотрудничества «воспитатель - родитель - ребенок» считаем очень эффективной; во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодати почвой, способной взрастить семена добра и нравственности.

Далее нами решалась одна из основных задач эксперимента: разработка методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Для этого мы использовали: обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.

Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются проблемные ситуации. Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком и т.д.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!» и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе - это значит...» или «Для меня диалог с ребенком - это...» Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.

Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения.

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...