Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типологизация социологических методов




Введение

 

Существует много различных социологических методов, но самым популярным на сегодняшний день является метод интервью.

Изучение интервью как социологического метода сегодня является актуальной темой, главным достоинством интервью считается возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов, так как в ходе него интервьюер получает не только количественную информацию, но и качественную. Интервью позволяет выявить те социальные явления, которые нельзя выявить с помощью других методов.

Степень разработанности данной темы довольно глубока. В частности ее рассматривали Г.Е Зборовский, Е. А. Шуклина занимавшиеся типологизацией метода интервью, Г. В. Осипов, Е.М. Бабосов, С. Ю. Головин - дали свое определение интервью. Горшков М.К., Ф.Э. Шереги описывали процедуру проведения социологического интервью. Оттар Хеллевик рассматривал этот метод в трактовке изучения общественного мнения.

Объектом изучения данной курсовой работы является интервью как социологический метод.

Предметом является содержательные характеристики, типология, процедура проведения интервью.

Целью курсовой работы является изучение содержательных характеристик, типология, процедура проведения интервью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

)   определить специфику социологического метода;

)   рассмотреть типологизацию социологических методов;

)   определить понятие и виды интервью;

)   рассмотреть процедуру проведения интервью как социологического метода;

При написании данной работы были использованы такие методы как описательный, синтез данных, анализ работ ученых.

Курсовая работа состоит из двух глав: первая описывает социологический метод, его специфику, типологизацию. Вторая направлена на изучение использования интервью в социологических исследованиях, его виды и процедуры проведения интервью как социологического метода, также описывается изучение проблемы социальных установок студентов в отношении религии по средствам интервью.


 

Глава 1. Социологический метод

Специфика социологического метода

 

Внутри социологии в качестве методологической категории сегодня используется термин социологического метода, в который включены конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, события и инструменты, применяемые в социологическом исследовании. Существует несколько определений к этому термину:

·   Социологический метод - это средство получения и построения научного знания о социальной реальности.

·   Социологический метод - это собирательное понятие, характеризующее основные онтологические и методологические установки социолога, реализуемые в процессе исследования социологического и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания.

·   Социологический метод - это специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактах.

При разработке методов сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания. Поэтому очень важно выбрать правильно метод. Существуют следующие методические стратегии:

. Какие первичные данные нужно получить, чтобы описать и проанализировать предмет исследования на эмпирическом уровне?

. Из какого источника можно получить необходимую (искомую) информацию?

. Каким методом искомая информация может быть получена?

Всякий сложившийся социологический метод состоит из ряда элементов: области приложения (круга объектов или исследовательских ситуаций, к которым он эффективно приложим); процедуры применения метода; инструментария (если таковой имеется); критериев оценки правильности применения метода и достоверности полученных результатов. Отдельные элементы метода могут существовать в неявном виде, в форме практического индивидуального искусства, передаваемого от учителя к ученику и не имеющего дискурсивного методологического описания или теоретического обоснования. Особое значение для успешного функционирования метода имеет наличие стандартного, общепризнанного научным сообществом, эталонного на данном этапе примера применения метода.

Каждый социологический метод может выполнять специфические функции:

. обеспечивает переход от теоретического знания о предмете исследования к его эмпирическому описанию и анализу.

. позволяет получить количественные значения изучаемых переменных, составляющие необходимое условие качественного анализа предмета исследования.

. предопределяет возможности использования математического аппарата на этапе обработки и анализа собранных данных.

. обеспечивает надежность и достоверность эмпирических данных, определяя адекватность получаемых результатов изучаемой социальной реальности.

Таким образом, мы можем сказать, что главной спецификой социологического метода то, что посредством его производится сбор эмпирических фактов, необходимых для проверки гипотез в социологическом исследовании.

 

Типологизация социологических методов

 

Для сбора социологических данных существуют много методов, к числу же основных относят: наблюдение, анализ документов, опрос и его варианты (анкетирование и интервью).

Вначале следует рассмотреть базовый метод, без которого ни полноценное использование других методов, ни подготовка и проведение прикладного исследования невозможны. Это метод анализа документов.

Анализ документов - совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

Во всем многообразии исследовательских приемов, используемых при изучении документов, выделяются два их основных вида - качественный анализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий название контент-анализа. Эти два, во многом различных подхода к изучению документальной информации, тем не менее, могут дополнять друг друга.

Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод он приобретает особое значение при изучении уникальных документов: их число всегда невелико, поэтому нет надобности в количественной обработке информации. На первый план в таких случаях выдвигаются углубленное логическое исследование содержания документа, обнаружение возможных «умолчаний», оценка своеобразия авторского языка и стиля изложения.

Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объема информации, ориентация на использование современной компьютерной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов - контент-анализа.

Согласно этому методу, содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. Формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но ориентирован, прежде всего, на изучение стоящей за ним реальности. Особо подчеркнем, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в текстах, но и используемые при их подготовке принципы отбора материалов. Другими словами, для исследователя может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.

Процедура формализованного изучения документов начинается с выделения двух единиц анализа - смысловых (качественных) и единиц счета. При этом главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально значимая тема, отображенная в операциональных понятиях. В тексте она выражается по-разному - словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследования - отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации. Например, при изучении роли газеты в распространении технических знаний к публикациям на эту тему могут быть отнесены статьи, очерки, заметки, фотографии, где прямо или косвенно, с различной степенью достоверности говорится о новых достижениях в области техники и технологии.

При анализе текстов плодотворным оказывается деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст или его часть рассматриваются как описание конкретной проблемной ситуации, в которой есть свои «действующие лица» и рассказано об отношениях между ними. При формализованном анализе документов всесторонне рассматривают саму деятельность, а также выделяют ее субъекты, цели и мотивы совершаемых ими поступков, обстоятельства, причины, породившие потребность в той или иной деятельности (бездеятельность - это тоже вид деятельности); объект ее направленности. Подобное «проблемное» прочтение содержания совокупности писем населения или газетных публикаций способствует преодолению многих трудностей, которые обусловлены разнообразием излагаемых в них ситуаций и языковых средств, используемых различными авторами. При соотнесении содержания текстов с социально-демографическими характеристиками и словарным багажом их авторов описанный прием анализа документов открывает самые широкие и благоприятные возможности для применения компьютерного анализа, позволяет получить интересные содержательные выводы о явлениях, процессах, отраженных в документах.

Социологическая информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, получаемые другими методами, и тогда служит средством взаимопроверки и контроля их надежности. Одним из таких методов является наблюдение.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод свора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Систематичность, планомерность и целеустремленность - характерные черты наблюдения как метода конкретного социологического исследования в марксистско-ленинской социологии.

Этот метод основан на какой-то определённой цели или задачах исследования. Наблюдение всегда располагает какими-то техническими средствами и концептуальными средствами.

Наблюдение может быть как скрытым, так и явным, а так же включённым и не включённым.

Результаты наблюдения иногда требуют сопоставления с итогами других методов, используемых для одной и той же проблемы.

Так одним из основных и наиболее популярных в социологии является метод опроса.

Социологический опрос - это метод получения первичной информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения - если их обработать статистически - взаимопогашаются. В результате социолог получает усреднённую картину реальности. Cоциолог получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Среди множества видов опросов основным принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервью). Начнем с анкетирования.

Анкетирование - это письменный опрос, в котором осуществляется общение между исследователем и респондентом, ответы которого фиксируются в анкету.

Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.

Достоинство анкетирования в быстроте получения тех или иных объектов.

Анкетирование может быть:

почтовое;

прессовое;

групповое.

Анкета состоит:

. вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).

. вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).

. паспортичка (статус и положение участника).

Однако, при проведении анкетного опроса, чаще всего, интервьюер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом, в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которое сложилось у него по исследуемой проблеме.

Но, как уже отмечалось, существует еще один метод опроса - интервьюирование.

Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает специалист (интервьюером).

Структура интервью:

. начало (проблема беседы);

. опрос (вопросы по теме);

. заключение (итоги).

По цели исследования интервью бывает ретроспективным т.е. когда исследуемая проблема в её прошлом состоянии, интроспективным - это исследование текущего момента, прожективным - это дальнейшее развитие того или иного объекта.

В интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется именно интервьюером: он задает вопросы, организует И. и ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Этот совершенно особый статус интервьюера как мобильной, активной и направляющей беседу личности, делает сам процесс интервьюирования наиболее чутким, креативным, гибким, что позволяет получить максимум информации об изучаемом объекте исследования. Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом (если это допускается инструкцией), а также уточнять точку зрения респондента, требовать от него дополнительной информации с целью наиболее адекватного, точного представления ее в опросном листе.

Таким образом, можно сказать, что из всего многообразия методов, со своими особенностями и процедурами проведения, самым популярным в социологической практике на сегодняшний день является метод интервью. Это можно объяснить тем, что он наиболее универсален: с его помощью можно получить информацию о прошлом, настоящем и будущем изучаемых людей, а так же субъективную и поведенческую информацию.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...